
Босх был благонадежным христианином. Он преуспевал и вел достойную размеренную жизнь. До 1500 года художник носил фамилию ван Акен. Многие члены его семьи, включая дедушку, отца, дядей и брата, были художниками. Но никто из них, кроме Босха, никогда не был известен за пределами родного города. К 1462 году отец Босха Антониус ван Акен накопил достаточно денег, чтобы купить каменный дом с садом на главной площади Хертогенбоса.
В июне 1481 года Босх женился. Его жена Алейте Гойартс ван ден Меервенне была богатой женщиной. Нет сведении о том, что у них были дети, однако имеется множество документов, связанных с имущественными вопросами. Сохранились также свидетельства о вступлении Босха в респектабельное религиозное общество Братство Богоматери. Он стал членом Братства в 1486—1487 годах. Согласно архивным документам, живописец выполнял различные заказы, в том числе по оформлению обрядовых таинств и написанию створок алтаря для капеллы Братства в соборе Святого Иоанна (картины утеряны), а также для других церквей. Братство Богоматери существует и сегодня, оно расположено в новом здании позади собора. Его нынешние члены редко упоминают своего знаменитого предшественника, и, кажется, они совсем не гордятся близостью с Босхом, Такое отношение вызвано тем, что они не считают художника искренним приверженцем Братства, каким он когда-то хотел казаться.
![]() |
Иоанн Креститель в пустыне (1504-1505) |
Но вопреки мнению Братства Богоматери, большинство современных искусствоведов полагают, что Босх был обычным христианином.Внешние факты его жизни, подтверждающие это, позволяют говорить о соответствии иконографии его картин церковным канонам. Верующий христианин всегда сможет найти аргументы в поддержку своей точки зрения, и все же творчество Босха никогда в полной мере не было каноническим. Жизнь художника могла бы показаться обычной, но только не его работы!
Полотна Босха уникальны в своей эксцентричности. Искусствоведы по-разному трактуют эту характерную особенность его творчества, а некоторые предпочитают и вовсе не замечать ее. Гротескные причудливые образы его произведений иногда рассматриваются как результат чрезмерной впечатлительности или психотической навязчивой идеи о грехе и колдовстве, распространенной накануне Реформации, или, напротив, — как результат глубокого знания христианских текстов и проповедей.
Некоторые исследователи пытаются объяснить причудливые образы картин Босха установленными церковными канонами, и в ряде случаев их объяснения выглядят убедительно, но всю структуру его символики они охватить не могут, оставляя многочисленные пробелы.
Годы жизни Босха пришлись на исторический период, непосредственно предшествующий Реформации, а его творческая деятельность совпала по времени с итальянским Высоким Возрождением. Однако стилистика его произведений остается в русле готического искусства Северной Европы. Ренессанс (направление в искусстве, вдохновленное античными образцами, методами и приемами) достиг Нидерландов примерно к 1516 году, то есть году смерти Босха. Творчество художников севера Европы развивалось вне итальянского влияния, находя собственные пластические приемы и средства выразительности для создания образов средневекового христианства.
Картины Босха выполнены в голландском стиле, и на первый взгляд их иконография соответствует традиционным канонам. Символика его произведений говорит о доскональном знании художником североевропейской культурной традиции, еще не испытавшей на себе влияния Ренессанса.
Его вероятная поездка в Венецию (приблизительно в 1500 году) была обусловлена особыми причинами. В Венеции он предположительно встречался с великими художниками Возрождения Леонардо да Винчи и Джорджоне, можно заметить взаимовлияние их творческих стилей. Но это не сделало Босха художником Высокого Возрождения. Его творческое кредо и менталитет сформировались в условиях поздней нидерландской готики, и путешествие в Италию не могло этого изменить.
![]() |
Искушение св.Антония (ок.1510) |
Готическая основа творчества Босха исследована в книге И. Хейзинги «Осень Средневековья», где автор однозначно дает понять, что Босх жил в чрезвычайно тревожные времена. Эпидемия чумы, поразившая Европу в 1345 году, продолжала возвращаться кратковременными вспышками в течение всего пятнадцатого столетия. Чума была особенно страшна, но она была лишь одной из многочисленных неизлечимых болезней того времени. Людей подстерегали и другие опасности. На путешественников нападали разбойники, а тех, кто оставался дома, могли убить, искалечить и ограбить бродяги-солдаты. Войны, казалось, велись постоянно. Князья безнаказанно издевались над крестьянами. Церковь, как известно, была развращена, духовенство, отпускавшее грехи, оказалось таким же жадным и жестоким, как и знать, а простой люд — необразованным, покоренным и распущенным не менее других.Неудивительно, что люди, жившие в то тяжелое время, пытались объяснить зло, царствующее в мире, происками демонов, ведьм и властью Сатаны. Характер средневековой народной культуры постепенно проникал в церковную жизнь. В период позднего Средневековья негативные настроения становятся доминирующими. И чем большую силу они набирали, тем больше противоречили церковным догмам.
Современники Босха иногда писали образы святых, искушаемых дьяволом, или сцены наказания в аду, но эти изображения не противоречили церковной догме о главенстве Бога на земле. Другая фольклорная традиция, воспринятая церковью, также существовала наряду с этим традиционным искусством. Примеры тому встречаются на полях манускриптов рукописей или среди архитектурного орнамента готических соборов. Эти произведения были своего рода буффонадой по отношению к более серьезному религиозному искусству. Их шуты, черти и сценки повседневной жизни дразнили духовенство и нарушали согласие церкви и общества, но они никогда не заходили настолько далеко, чтобы стать агрессивными. В творчестве Босха, несомненно, есть что-то общее с фольклорной традицией, однако, его произведения гораздо более непокорные и гневные, чем народное искусство. Стиль Босха очень своеобразен. Он прибегал к традиции, но также создавал оригинальные образы, абсолютно новые для западноевропейского искусства. Подтекст этих образов говорит об их антиклерикальной направленности и о дуализме художника.
Живописная манера Босха оказала огромное влияние на развитие нидерландского искусства. Примерно в 1560 году знаток творчества Босха дон Фелипе де Гевара, продавший Филиппу Второму несколько картин из своей коллекции, написал в комментарии, что странным произведениям Босха часто подражали и что некоторые художники даже подписывались его именем. В двадцатом веке историки искусства обнаружили ряд подделок, проведя определение авторства в рентгеновских лучах.
У Босха было много последователей, но не следует думать, что все они были лишь подражателями. Он оказал значительное влияние на живопись шестнадцатого столетия, особенно в Нидерландах. Языки пламени, чудовища и маленькие фигурки людей, которые часто встречаются в картинах Босха, были восприняты с большим интересом. Эти изображения использовались представителями стиля маньеризма. Питер Брейгель Старший считается самым известным последователем Босха, но есть и многие другие. Они обращались к символике Босха, не понимая ее значения. Вместе с тем живопись Босха хранит в себе закодированные послания, которые еще предстоит разгадать…
![]() |
Фокусник (1475-1480) |
![]() |
Се человек (1480-1490) |
![]() |
Се человек.Деталь. Толпа |
![]() |
Се человек.Деталь. Городской пейзаж |
![]() |
Поклонение волхвов (1475-1480) |
![]() |
Извлечение камня глупости (между 1488 и 1516) |
![]() |
Распятие с предст. донаторами (1480-1485) |
![]() |
Брак в Кане (1475-1480) |
![]() |
Несение креста (ок.1480) |
![]() |
Семь смертных грехов (столешница) (1480-1485) |
![]() |
Семь смертных грехов. Деталь. Обжорство |
![]() |
Семь смертных грехов. Деталь. Зависть |
![]() |
Семь смертных грехов. Деталь. Гордость |
![]() |
Семь смертных грехов. Деталь. Блуд |
![]() |
Семь смертных грехов. Деталь. Мучения грешников в аду |
![]() |
Семь смертных грехов. Деталь. Рай и апостол Пётр у врат райских |
![]() |
Семь смертных грехов. Деталь. Смерть скупого |
![]() |
Несение креста |
![]() |
Триптих ‘Воз сена’ (1490-1500) |
![]() |
Триптих ‘Воз сена’ (1490-1500) |
![]() |
Триптих ‘Страшный суд’ (ок.1482) |
![]() |
Триптих ‘Страшный суд’ (ок.1482) |
![]() |
Триптих ‘Страшный суд’ (ок.1482) |
![]() |
Триптих ‘Страшный суд’ (ок.1482) |
![]() |
Увенчание терновым венцом (между 1493 и 1516) |
![]() |
Смерть скупца (ок.1490) |
![]() |
Корабль дураков (1498-1500) |
![]() |
Аллегория обжорства (между 1488 и 1510) |
![]() |
Четыре фрагмента (ок.1490-1500) |
![]() |
Четыре фрагмента (ок.1490-1500) |
![]() |
Низвержение грешников в ад |
![]() |
Ад. Деталь. Фигура скорбящего мужчины |
![]() |
Ребёнок с ветряком (1490-е) |
![]() |
Триптих Св.отшельники (1490-1500) |
![]() |
Св.Иоанн Богослов на Патмосе со сценами страстай Христовых (1490-1500) |
![]() |
Св.Евангелист Иоанн на Патмосе (1490-1500) |
![]() |
Св.Иероним на молитве (ок.1500) |
![]() |
Триптих Мученичество св.Либераты (ок.1500) |
![]() |
Триптих ‘Сад земных наслаждений’ Сотворение земли (1500-1505) |
![]() |
Триптих ‘Сад земных наслаждений’ открыт (1500-1505) |
Иероним Босх. Картина-триптих «Сад земных наслаждений» (краткое описание)
Без сомнения, «Сад земных наслаждений» — самая загадочная картина Босха. Ее обнаружили в 1517 году в Брюсселе, через год после смерти художника. Возможно, ее заказал Генрих III. У каждого произведения Иеронима глубокий религиозный подтекст. Так и здесь.
«Сад земных наслаждений» — это триптих. Если его створки закрыты, мы не увидим ничего загадочного. Это Земля на третий день творения. В левом верхнем углу Бог Отец, а рядом слова писания: «Он сказал – и они сделались, повелел – и сотворились». Пред нами мир, каким его замышлял создатель.
Но стоит открыть створки, как пред нами предстают три сцены.
На левой створке Рай и грехопадение Адама и Евы.
На правой створке Ад. В истории живописи это одно из самых устрашающих и реалистических изображений Ада. Художник писал его словно с натуры.
О том, что же изображено на центральной части триптиха, искусствоведы спорят до сих пор.
Можно предположить, что если левая створка – начало греха, а правая – наказание за грех, то середина – это и есть сам грех.
Обычно триптихи писали для алтарей. Но этот триптих, заказанный очень знатной особой для себя, скорее всего никогда не был в стенах храма.
«Сад земных наслаждений» можно разглядывать часами, рассматривая мельчайшие детали, и пытаться расшифровать их значение. Для своего времени картина была подобна ребусу. В нее нужно было всматриваться и искать ключи к пониманию.
Каждый крошечный фрагмент этой картины мог бы стать отдельным сюжетом для сюрреалистов двадцатого века.
Прошло полтысячелетия с момента ее написания, а загадки Босха так и остались неразгаданными.
![]() |
Св.Христофор (ок.1496-1505) |
![]() |
Человечество окружено демонами 1 (1500-1504) |
![]() |
Человечество окружено демонами. Деталь (реконструкция нижнего тондо) |
![]() |
Человечество окружено демонами 2 (1500-1504) |
![]() |
Падение ангелов (ок.1514) |
![]() |
Земля после потопа (ок.1500) |
![]() |
Земля после потопа. деталь |
![]() |
Триптих ‘Искушение св.Антония’ закрыт. Несение креста (между 1495 и 1515) |
![]() |
Триптих ‘Искушение св.Антония’ открыт (между 1495 и 1515) |
![]() |
Большое несение креста (ок.1510) |
![]() |
Блудный сын (ок.1510) |
![]() |
Триптих ‘Поклонение волхвов’ (закрыт) (ок.1510) |
![]() |
Триптих ‘Поклонение волхвов’ (открыт) (ок.1510) |
![]() |
Триптих ‘Поклонение волхвов’ Правая створка. Деталь. Пейзаж на дальнем плане |
![]() |
Голова пожилой женщины |
![]() |
Увенчание терновым венцом, уцелевший фрагмент |
рисунки (графика) Иеронима Босха