Иероним Босх. Тайна Северного Возрождения

Босх (Ерун Антонисон ван Акен) родился в 1453 году во времена турецкого вторжения в Боснию. Ни одна из его картин не датирована, но стилистические и другие признаки указывают, что произведения в характерной для автора творческой манере были выполнены в период с 1500 по 1516 год (год смерти художника).

В 1477 году, когда Босх был еще очень молод, к власти в Нидерландах пришли Габсбургские правители, заменившие герцогов Бургундских. В этот период искусство находится под постоянным патронажем Римской церкви, которая вкладывает в него большие средства, однако не делает почти ничего, чтобы провести столь необходимые церковные реформы. Спустя приблизительно пятнадцать месяцев после смерти Босха, Мартин Лютер инициировал Реформацию, вывесив свои 95 тезисов на дверях церкви Всех Святых в Виттенберге.

Босх был благонадежным христианином. Он преуспевал и вел достойную размеренную жизнь. До 1500 года художник носил фамилию ван Акен. Многие члены его семьи, включая дедушку, отца, дядей и брата, были художниками. Но никто из них, кроме Босха, никогда не был известен за пределами родного города. К 1462 году отец Босха Антониус ван Акен накопил достаточно денег, чтобы купить каменный дом с садом на главной площади Хертогенбоса.

В июне 1481 года Босх женился. Его жена Алейте Гойартс ван ден Меервенне была богатой женщиной. Нет сведении о том, что у них были дети, однако имеется множество документов, связанных с имущественными вопросами. Сохранились также свидетельства о вступлении Босха в респектабельное религиозное общество Братство Богоматери. Он стал членом Братства в 1486—1487 годах. Согласно архивным документам, живописец выполнял различные заказы, в том числе по оформлению обрядовых таинств и написанию створок алтаря для капеллы Братства в соборе Святого Иоанна (картины утеряны), а также для других церквей. Братство Богоматери существует и сегодня, оно расположено в новом здании позади собора. Его нынешние члены редко упоминают своего знаменитого предшественника, и, кажется, они совсем не гордятся близостью с Босхом, Такое отношение вызвано тем, что они не считают художника искренним приверженцем Братства, каким он когда-то хотел казаться.

Иоанн Креститель в пустыне (1504-1505)
Но вопреки мнению Братства Богоматери, большинство современных искусствоведов полагают, что Босх был обычным христианином.

Внешние факты его жизни, подтверждающие это, позволяют говорить о соответствии иконографии его картин церковным канонам. Верующий христианин всегда сможет найти аргументы в поддержку своей точки зрения, и все же творчество Босха никогда в полной мере не было каноническим. Жизнь художника могла бы показаться обычной, но только не его работы!

Полотна Босха уникальны в своей эксцентричности. Искусствоведы по-разному трактуют эту характерную особенность его творчества, а некоторые предпочитают и вовсе не замечать ее. Гротескные причудливые образы его произведений иногда рассматриваются как результат чрезмерной впечатлительности или психотической навязчивой идеи о грехе и колдовстве, распространенной накануне Реформации, или, напротив, — как результат глубокого знания христианских текстов и проповедей.

Некоторые исследователи пытаются объяснить причудливые образы картин Босха установленными церковными канонами, и в ряде случаев их объяснения выглядят убедительно, но всю структуру его символики они охватить не могут, оставляя многочисленные пробелы.

Годы жизни Босха пришлись на исторический период, непосредственно предшествующий Реформации, а его творческая деятельность совпала по времени с итальянским Высоким Возрождением. Однако стилистика его произведений остается в русле готического искусства Северной Европы. Ренессанс (направление в искусстве, вдохновленное античными образцами, методами и приемами) достиг Нидерландов примерно к 1516 году, то есть году смерти Босха. Творчество художников севера Европы развивалось вне итальянского влияния, находя собственные пластические приемы и средства выразительности для создания образов средневекового христианства.

Картины Босха выполнены в голландском стиле, и на первый взгляд их иконография соответствует традиционным канонам. Символика его произведений говорит о доскональном знании художником североевропейской культурной традиции, еще не испытавшей на себе влияния Ренессанса.

Его вероятная поездка в Венецию (приблизительно в 1500 году) была обусловлена особыми причинами. В Венеции он предположительно встречался с великими художниками Возрождения Леонардо да Винчи и Джорджоне, можно заметить взаимовлияние их творческих стилей. Но это не сделало Босха художником Высокого Возрождения. Его творческое кредо и менталитет сформировались в условиях поздней нидерландской готики, и путешествие в Италию не могло этого изменить.

Искушение св.Антония (ок.1510)
Готическая основа творчества Босха исследована в книге И. Хейзинги «Осень Средневековья», где автор однозначно дает понять, что Босх жил в чрезвычайно тревожные времена. Эпидемия чумы, поразившая Европу в 1345 году, продолжала возвращаться кратковременными вспышками в течение всего пятнадцатого столетия. Чума была особенно страшна, но она была лишь одной из многочисленных неизлечимых болезней того времени. Людей подстерегали и другие опасности. На путешественников нападали разбойники, а тех, кто оставался дома, могли убить, искалечить и ограбить бродяги-солдаты. Войны, казалось, велись постоянно. Князья безнаказанно издевались над крестьянами. Церковь, как известно, была развращена, духовенство, отпускавшее грехи, оказалось таким же жадным и жестоким, как и знать, а простой люд — необразованным, покоренным и распущенным не менее других.

Неудивительно, что люди, жившие в то тяжелое время, пытались объяснить зло, царствующее в мире, происками демонов, ведьм и властью Сатаны. Характер средневековой народной культуры постепенно проникал в церковную жизнь. В период позднего Средневековья негативные настроения становятся доминирующими. И чем большую силу они набирали, тем больше противоречили церковным догмам.

Современники Босха иногда писали образы святых, искушаемых дьяволом, или сцены наказания в аду, но эти изображения не противоречили церковной догме о главенстве Бога на земле. Другая фольклорная традиция, воспринятая церковью, также существовала наряду с этим традиционным искусством. Примеры тому встречаются на полях манускриптов рукописей или среди архитектурного орнамента готических соборов. Эти произведения были своего рода буффонадой по отношению к более серьезному религиозному искусству. Их шуты, черти и сценки повседневной жизни дразнили духовенство и нарушали согласие церкви и общества, но они никогда не заходили настолько далеко, чтобы стать агрессивными. В творчестве Босха, несомненно, есть что-то общее с фольклорной традицией, однако, его произведения гораздо более непокорные и гневные, чем народное искусство. Стиль Босха очень своеобразен. Он прибегал к традиции, но также создавал оригинальные образы, абсолютно новые для западноевропейского искусства. Подтекст этих образов говорит об их антиклерикальной направленности и о дуализме художника.

Живописная манера Босха оказала огромное влияние на развитие нидерландского искусства. Примерно в 1560 году знаток творчества Босха дон Фелипе де Гевара, продавший Филиппу Второму несколько картин из своей коллекции, написал в комментарии, что странным произведениям Босха часто подражали и что некоторые художники даже подписывались его именем. В двадцатом веке историки искусства обнаружили ряд подделок, проведя определение авторства в рентгеновских лучах.

У Босха было много последователей, но не следует думать, что все они были лишь подражателями. Он оказал значительное влияние на живопись шестнадцатого столетия, особенно в Нидерландах. Языки пламени, чудовища и маленькие фигурки людей, которые часто встречаются в картинах Босха, были восприняты с большим интересом. Эти изображения использовались представителями стиля маньеризма. Питер Брейгель Старший считается самым известным последователем Босха, но есть и многие другие. Они обращались к символике Босха, не понимая ее значения. Вместе с тем живопись Босха хранит в себе закодированные послания, которые еще предстоит разгадать…

Фокусник (1475-1480)

Се человек (1480-1490)

Се человек.Деталь. Толпа

Се человек.Деталь. Городской пейзаж

Поклонение волхвов (1475-1480)

Извлечение камня глупости (между 1488 и 1516)

Распятие с предст. донаторами (1480-1485)

Брак в Кане (1475-1480)

Несение креста (ок.1480)

Семь смертных грехов (столешница) (1480-1485)

Семь смертных грехов. Деталь. Обжорство

Семь смертных грехов. Деталь. Зависть

Семь смертных грехов. Деталь. Гордость

Семь смертных грехов. Деталь. Блуд

Семь смертных грехов. Деталь. Мучения грешников в аду

Семь смертных грехов. Деталь. Рай и апостол Пётр у врат райских

Семь смертных грехов. Деталь. Смерть скупого

Несение креста

Триптих ‘Воз сена’ (1490-1500)

Триптих ‘Воз сена’ (1490-1500)

Триптих ‘Страшный суд’ (ок.1482)

Триптих ‘Страшный суд’ (ок.1482)

Триптих ‘Страшный суд’ (ок.1482)

Триптих ‘Страшный суд’ (ок.1482)

Увенчание терновым венцом (между 1493 и 1516)

Смерть скупца (ок.1490)

Корабль дураков (1498-1500)

Аллегория обжорства (между 1488 и 1510)

Четыре фрагмента (ок.1490-1500)

Четыре фрагмента (ок.1490-1500)

Низвержение грешников в ад

Ад. Деталь. Фигура скорбящего мужчины

Ребёнок с ветряком (1490-е)

Триптих Св.отшельники (1490-1500)

Св.Иоанн Богослов на Патмосе со сценами страстай Христовых (1490-1500)

Св.Евангелист Иоанн на Патмосе (1490-1500)

Св.Иероним на молитве (ок.1500)

Триптих Мученичество св.Либераты (ок.1500)

Триптих ‘Сад земных наслаждений’ Сотворение земли (1500-1505)

Триптих ‘Сад земных наслаждений’ открыт (1500-1505)

Иероним Босх. Картина-триптих «Сад земных наслаждений» (краткое описание)

Без сомнения, «Сад земных наслаждений» — самая загадочная картина Босха. Ее обнаружили в 1517 году в Брюсселе, через год после смерти художника. Возможно, ее заказал Генрих III. У каждого произведения Иеронима глубокий религиозный подтекст. Так и здесь.

«Сад земных наслаждений» — это триптих. Если его створки закрыты, мы не увидим ничего загадочного. Это Земля на третий день творения. В левом верхнем углу Бог Отец, а рядом слова писания: «Он сказал – и они сделались, повелел – и сотворились». Пред нами мир, каким его замышлял создатель.
Но стоит открыть створки, как пред нами предстают три сцены.
На левой створке Рай и грехопадение Адама и Евы.
На правой створке Ад. В истории живописи это одно из самых устрашающих и реалистических изображений Ада. Художник писал его словно с натуры.
О том, что же изображено на центральной части триптиха, искусствоведы спорят до сих пор.
Можно предположить, что если левая створка – начало греха, а правая – наказание за грех, то середина – это и есть сам грех.
Обычно триптихи писали для алтарей. Но этот триптих, заказанный очень знатной особой для себя, скорее всего никогда не был в стенах храма.

«Сад земных наслаждений» можно разглядывать часами, рассматривая мельчайшие детали, и пытаться расшифровать их значение. Для своего времени картина была подобна ребусу. В нее нужно было всматриваться и искать ключи к пониманию.
Каждый крошечный фрагмент этой картины мог бы стать отдельным сюжетом для сюрреалистов двадцатого века.
Прошло полтысячелетия с момента ее написания, а загадки Босха так и остались неразгаданными.

Св.Христофор (ок.1496-1505)

Человечество окружено демонами 1 (1500-1504)

Человечество окружено демонами. Деталь (реконструкция нижнего тондо)

Человечество окружено демонами 2 (1500-1504)

Падение ангелов (ок.1514)

Земля после потопа (ок.1500)

Земля после потопа. деталь

Триптих ‘Искушение св.Антония’ закрыт. Несение креста (между 1495 и 1515)

Триптих ‘Искушение св.Антония’ открыт (между 1495 и 1515)

Большое несение креста (ок.1510)

Блудный сын (ок.1510)

Триптих ‘Поклонение волхвов’ (закрыт) (ок.1510)

Триптих ‘Поклонение волхвов’ (открыт) (ок.1510)

Триптих ‘Поклонение волхвов’ Правая створка. Деталь. Пейзаж на дальнем плане

Голова пожилой женщины

Увенчание терновым венцом, уцелевший фрагмент

рисунки (графика) Иеронима Босха

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *