В Мадриде, перед входом в знаменитый музей Прадо стоит памятник: мужчина с густой шевелюрой курчавых волос восседает на удобном кресле. Его поза свободна, в одной руке – палитра, в другой – кисть. Поперёк колен лежит длинный муштабель. На мужчине средневековый колет, панталоны и чулки. Это Веласкес. Диего Родригес де Сильва.

Энциклопедия Британика называет его самым важным художником 17-го века и гигантом западного искусства. Что ж, надо признать – так оно и есть.
Нет нужды строить догадки насчёт точной даты рождения будущего гения живописи. Существует церковная запись: «Диего Родригес де Сильва Веласкес крещён 6 июня 1599». Вот и всё, отсюда следует отталкиваться.

Диего Веласкес - Завтрак. 1617
Завтрак. 1617
Младенец Диего впервые увидел свет божий в Андалусии (Севилья), на улочке Кале де ля Горгоха. Батюшка его – урождённый Жоао Родригес де Сильва (в новом гражданстве Хуан), адвокат, сын евреев из Португалии. Матушка – Жеронима Веласкес, представительница знатного аристократического рода.

Диего рос мальчиком послушным и богобоязненным. Получил отличную подготовку в области языков и философии. Наиболее ярко его таланты проявились в искусстве. Уже в одиннадцать лет родители отправили своё чадо в обучение к экстравагантному художнику Франсиско де Эррера-старшему, человеку талантливому, энергичному и несдержанному на язык. Через год юный Диего покинул мастерскую первого учителя. Он был прилежен, схватывал всё буквально на лету, перенял от Эрреры умение писать кисточками с длинным ворсом. И был абсолютно точно уверен, что нельзя застывать в стагнации, если впереди ждут новые знания и новые возможности.

Диего Веласкес - Мужская голова в профиль. 1616
Мужская голова в профиль. 1616
Перспективного подростка тут же взял учеником другой знаменитый живописец Севильи, Франсиско Пачеко, оказавшийся лучшим выбором из всех возможных. Хуан Родригес де Сильва подписал с ним пятилетний контракт на обучение сына. Прекрасно воспитанный, отзывчивый, Пачеко славился далеко за пределами родного города как художник-академист с отличными связями. Главное, он был замечательным педагогом. Написал книгу об искусстве живописи, его величии и древности.
Диего Веласкес - Голова смеющегося мальчика
Голова смеющегося мальчика
Пачеко первым смог разглядеть в Диего Веласкесе дар прирождённого живописца, научил его видеть красоту во всём, что создал Бог, познакомил его со знаменитостями того времени – художником Франческо де Сурбараном и его другом, архитектором Алонсо Кано. Влияние Сурбарана потом долго прослеживалось в ранних работах Веласкеса. Впрочем, нисколько не умаляя их оригинальности. Итак, стоит помнить, что первым поверил в будущее Веласкеса-творца и Веласкеса-человека именно Франсиско Пачеко. Всего через несколько лет после знакомства он даже выдал за Диего свою дочку Хуану де Миранду.
Диего Веласкес - Пожилая женщина, жарящая яйца. 1618
Пожилая женщина, жарящая яйца. 1618
К этому времени Веласкес уже был принят в корпорацию севильских мастеров кисти имени Святого Луки. Восемнадцатилетний мальчишка, желторотый юнец, он начал успешно преподавать живопись собственным ученикам. Писал в жанре «бодегонес» (испанцы называют «бодегонами» харчевню или трактир). Тёмный фон, обыденная жизнь кухарок и подмастерьев, простая посуда, скудная пища. Это была эпоха, позже названная «золотым веком испанской живописи», молодые художники изображали пастушек в ярких бликах солнца. Но Веласкес выделялся из всех. Он шифровал в своих работах нечто секретное, известное только ему одному. Уже тогда он нащупывал свой оригинальный стиль: картина в картине. Шарада. Загадка. Тайна.
Диего Веласкес - Кухня. Сцена ужинв в Эммаусе. 1618
Кухня. Сцена ужинв в Эммаусе. 1618
В восемнадцать лет он пишет свою первую известную работу: «Крестьянский ужин» (хранится в Эрмитаже). Предметы рождаются в резких контрастах между тенью и светом, персонажи немного скованны, словно их заставили позировать. Но сколько в этом сюжете истории! Кто эти юноши, севшие перекусить? Кем им приходиться пожилой господин? Уважают ли его или смеются над ним? Каждый увидит в «Ужине» что-то своё, стоит только отпустить на волю фантазию.
Диего Веласкес - Три музыканта. 1616
Три музыканта. 1616
Веласкес мастерски использует эффект так называемого «погребного освещения». То есть позволяет свету коснуться только тех образов или форм, что наиболее важны. Простолюдинов он пишет гораздо чаще, чем знать – какая-то изначальная правда прячется в складках их одежды, в морщинах стариков, в уголках губ. За три года, по 1620-ый, из-под кисти Веласкеса выходят «Волонос», «Служанка-мулатка», «Старуха-кухарка», «Музыканты», «Поклонение волхвов». Последнюю считают слабой в исполнении, но не судите строго художника, которому было всего лишь двадцать лет, и которые впервые взялся написать религиозную сцену на большом холсте два метра высотой. Несмотря на все минусы – неважно прописанный Иосиф, слишком однотипные складки на платье Марии – картина полна смысла. И не своего ли ребёнка положил Веласкес на руки Матери Божией?
Диего Веласкес - Непорочное зачатие. 1618-1619
Непорочное зачатие. 1618-1619
1621 год принёс в Испанию большие перемены. Умер Филипп Третий, освободившийся престол занял молодой Филипп Четвёртый. А Диего уже звал вперёд его вечный червячок практичности. Он мечтал пристроиться при королевском дворе. Думал, будет полезен Филиппу Четвёртому не только умением смешивать краски для рисования. Вечное стремление двигаться вперёд побудило Веласкеса добыть рекомендательные письма к капеллану короля дону Хуану де Фонсека и отправиться в Мадрид в первой половине апреля 1622 года. О, он подготовился как следует!
Диего Веласкес - Христос в доме Марфы и Марии. 1618
Христос в доме Марфы и Марии. 1618
сделано с любовью
Написал портрет известного поэта Луиса Гонгоры-и-Арготе с лавровым венком на голове (Филипп весьма благосклонно относился к его виршам), сочинил стихотворение по случаю смерти Эль Греко. Но пробить себе местечко при дворе всегда было не просто, знаете ли. На счастье, сама судьба благоволила Диего: уже в декабре скончался придворный художник. Достойный дон де Фонсека «подсуетился», Филиппа познакомили с талантами Диего Веласкеса – тот написал парадный портрет короля – и в самом скором времени художник получил триста дукатов из королевской казны, чтобы оплатить переезд своей семьи в Мадрид.
Диего Веласкес - Поклонение волхвов. 1619
Поклонение волхвов. 1619
Диего удалось найти удивительно выгодное место для своего нового дома: возле площади Пласа Майор, где проходили все народные гульбища, турниры и вершились аутодафе. Мастерскую Веласкесу выделили в одном из корпусов дворца Алькасар. Другие придворные мастера кисти «выскочку-конкурента» моментально возненавидели. Они шептались, что новичок не умеет ничего прилично писать, кроме голов. А вот простолюдины тут же дали Диего прозвище: «художник истины». К тому же на зависть коллег Веласкес никогда не обращал ни малейшего внимания. В ответ на их обвинение он ответил лично королю: «Это комплимент. Потому что я считаю, что нет никого, кто умеет хорошо изобразить голову модели».
Диего Веласкес - Иоанн Евангелист на Патмосе. 1618
Иоанн Евангелист на Патмосе. 1618
В 1628-ом Веласкес познакомился с Питером Паулем Рубенсом. Живописцы обменялись добродушными колкостями, обсудили искусство и дипломатию, Диего получил от своего нового знакомого роскошную идею – написать «Триумф Вакха». Картина получилась не просто отличной, она жила и дышала. У одного из персонажей размыто лицо (потерял облик по причине необузданного пьянства). Другой раскраснелся от выпитого так, что его наверняка скоро хватит удар. Третий едва лежит. Четвёртый склонился перед богом виноделия, получая виноградный венок, и тень Вакха совсем закрыла его голову. Говорящий образ, не правда ли?
Диего Веласкес - Портрет дона Кристобаля де Рибера. 1620
Портрет дона Кристобаля де Рибера. 1620
Но вершиной творчества Веласкеса были великолепные, загадочные «Менины». Говорят, сам король Леопольд Первый написал крест ордена Сантьяго на груди художника, стоящего перед мольбертом. Потому что титул рыцаря Сантьяго Веласкесу был присвоен почему-то только через год после смерти. По инвентарной описи эпохи Филиппа Четвёртого картина названа «Семейным портретом», но при чём здесь семья!?
Диего Веласкес - мать Иеронима де ла Фуенте. 1620
Мать Иеронима де ла Фуенте. 1620
Маленькая инфанта Маргарита стоит почти в центре. Она немного склонила головку, словно выжидающе. Опустившись на одно колено, одна из фрейлин подаёт ей кувшин с питьём. Другая фрейлина приседает в реверансе, с другой стороны. Справа стоят придворные карлица и карлик, шуты. Причём у первой в руках игрушка, а второй толкает ногой собаку. На заднем плане прячутся в полумраке строгая наставница и гвардадамас, охранник. Слева стоит сам художник. Почти все перечисленные персонажи смотрят вперёд – на королевскую чету, которая отражается в маленьком зеркале позади всей компании.
Диего Веласкес - Завтрак. Крестьяне за столом. 1620
Завтрак. Крестьяне за столом. 1620
Тайный посыл этой картины пытаются разгадать уже три столетия. Объяснений и толкований скопилось сотня, если не больше. Главный секрет полотна: откуда берётся свет, если в комнате на полотне нет ни единого его источника. Окна плотно зашторены, крепления для люстр пусты. Но ведь ни один художник не будет писать при плохом освещении. Неужели Веласкес пытался сказать нам, что работает «во мраке», не имея возможности выйти на свет, да ещё под присмотром самого короля: Или наоборот: Филипп оказался единственным источником света?
Диего Веласкес - Ужин в Эммаусе. 1622-1623
Ужин в Эммаусе. 1622-1623
Кем был Диего Веласкес? Большой мастер, тонко чувствующий человек, семьянин, отец, успешный политик (он и умер-то, простудившись во время ответственной дипломатической поездки во Францию), любимец королей и простонародья. Сильная личность, заслуживающая уважения. Его полотна можно разглядывать часами, находя в них новые и новые смыслы.

В 1999 году, в честь его четырёхсотлетия, благодарные любители живописи хотели устроить художнику пышные похороны номер два, но останков так и не нашли. Сначала при поисках полагались на «церковные записи» и «воспоминания современников» и перерыли всю площадь Рамалес, где до 1809-го стояла церквушка Сен-Хуан (якобы, могила находилась в ней).

Диего Веласкес - Святой Павел. 1620
Святой Павел. 1620
Есть даже описание одежды, в которой художника положили в гроб. Блоки фундамента древней церкви нашли, но никаких захоронений в ней не оказалось. Потом припомнили указ Жозе Первого, брата Буонапарте – тот исполнял должность испанского короля с 1808-го по 1813-ый и так боялся эпидемий в разрушенном войной Мадриде, что повелел выкопать всех имеющихся мертвецов с городских кладбищ и перезахоронить их за чертой столицы. Указ бредовый и бесконечно усложняющий всю затею. Пришлось нашим современникам углубиться в архивы… а воз и ныне там. Было ли, не было. Жили ли, нѐжили. Есть картины и они великолепны. Их автор сгинул без следа, ещё раз подтвердив мудрый постулат о том, что человек смертен, а искусство – нетленно.
Диего Веласкес - Святой Павел. 1619-1620
Святой Павел. 1619-1620
Диего Веласкес - Святой Томас. 1620
Святой Томас. 1620
Диего Веласкес - Двое молодых людей за небольшим столиком. 1622
Двое молодых людей за небольшим столиком. 1622
Диего Веласкес - Портрет Дона Луисе де Гонгоры. 1622
Портрет Дона Луисе де Гонгоры. 1622
Диего Веласкес - Портрет Франсиско Пачеко. 1619-1622
Портрет Франсиско Пачеко. 1619-1622
Диего Веласкес - Явление Богоматери Илдефонсу и укрытие его робой. 1620
Явление Богоматери Илдефонсу и укрытие его робой. 1620
Диего Веласкес - Портрет мужчины. 1623
Портрет мужчины. 1623
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV, короля Испании. 1624
Портрет Филиппа IV, короля Испании. 1624
Диего Веласкес - Портрет священнослужителя. 1623
Портрет священнослужителя. 1623
Диего Веласкес - Водонос из Севильи. 1623
Водонос из Севильи. 1623
Диего Веласкес - Торговец. 1625
Торговец. 1625
Диего Веласкес - Портрет принца Карлоса. 1626-1627
Портрет принца Карлоса. 1626-1627Е
Диего Веласкес - Дон Гаспар Гузман граф Оливарес. 1622-1627
Дон Гаспар Гузман граф Оливарес. 1622-1627
Диего Веласкес - Христос страдает за христианскую душу. 1628-1629
Христос страдает за христианскую душу. 1628-1629
Диего Веласкес - Портрет мужчины. 1628
Портрет мужчины. 1628
Диего Веласкес - Триумф Вакха. 1628-1629
Триумф Вакха. 1628-1629
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV. 1626 - 1628
Портрет Филиппа IV. 1626 — 1628
Диего Веласкес - Демокрит. 1629
Демокрит. 1629
Диего Веласкес - Приношение окровавленных одежд Иосифа Якову. 1630
Приношение окровавленных одежд Иосифа Якову. 1630
Диего Веласкес - Конный портрет маркиза де Леганес. 1628
Конный портрет маркиза де Леганес. 1628
Диего Веласкес - Шут Хуана де Калабазеса. 1628-1629
Шут Хуана де Калабазеса. 1628-1629
Диего Веласкес - Кузница Вулкана. 1630
Кузница Вулкана. 1630
Диего Веласкес - Вилла Медичи в Риме, фасад грота Loggia. 1630
Вилла Медичи в Риме, фасад грота Loggia. 1630
Диего Веласкес - Вилла Медичи в Риме, Павильон Ариадны. 1630
Вилла Медичи в Риме, Павильон Ариадны. 1630
Диего Веласкес - Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии. 1630
Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии. 1630
Диего Веласкес - Портрет Хуаны Пачеко, жены художника, в образе Сивиллы. 1631
Портрет Хуаны Пачеко, жены художника, в образе Сивиллы. 1631
Диего Веласкес - Распятие. 1631
Распятие. 1631
Диего Веласкес - Молодой испанский джентельмен. 1631
Молодой испанский джентельмен. 1631
Диего Веласкес - Распятие. 1632
Распятие. 1632
Диего Веласкес - Дон Карлос Бальтасар с карликом. 1632
Дон Карлос Бальтасар с карликом. 1632
Диего Веласкес - Донна Антония де Пенаретта и её сын Луис. 1631
Донна Антония де Пенаретта и её сын Луис. 1631
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV. 1631-1632
Портрет Филиппа IV. 1631-1632
Диего Веласкес - Принц Карлос Бальтазар. 1632
Принц Карлос Бальтазар. 1632
Диего Веласкес - Портрет Педро де Барберана. 1632
Портрет Педро де Барберана. 1632
Диего Веласкес - Портрет Диего дель Коррал Ареллано, судьи Верховного совета Кастильи. 1631
Портрет Диего дель Коррал Ареллано, судьи Верховного совета Кастильи. 1631
Диего Веласкес - Портрет мужчины. 1630-1635
Портрет мужчины. 1630-1635
Диего Веласкес - Фердинанд Австрийский. 1633
Фердинанд Австрийский. 1633
Диего Веласкес - Портрет королевы Изабеллы де Бурбон, супруги Филиппа IV. 1632
Портрет королевы Изабеллы де Бурбон, супруги Филиппа IV. 1632
Диего Веласкес - Портрет дамы. 1630
Портрет дамы. 1630
Диего Веласкес - Филипп IV охотится на кабана. 1632-1637
Филипп IV охотится на кабана. 1632-1637
Диего Веласкес - Искушение святого Томаса Аквинского. 1631-1632
Искушение святого Томаса Аквинского. 1631-1632
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме. 1635
Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме. 1635
Диего Веласкес - Голова косули. 1634
Голова косули. 1634
Диего Веласкес - Святая Руфина. 1630-1635
Святая Руфина. 1630-1635
Диего Веласкес - Хуан Матеос. 1634
Хуан Матеос. 1634
Диего Веласкес - Конный портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса. 1635
Конный портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса. 1635
Диего Веласкес - Портрет шута, называемый 'Хуан Австрийский'. 1632
Портрет шута, называемый ‘Хуан Австрийский’. 1632
Диего Веласкес - Испанский джентльмен. 1635
Испанский джентльмен. 1635
Диего Веласкес - Конный портрет королевы Маргариты Австрийской, супруги Филиппа III. 1631
Конный портрет королевы Маргариты Австрийской, супруги Филиппа III. 1631
Диего Веласкес - Конный портрет Филиппа IV. 1631-1636
Конный портрет Филиппа IV. 1631-1636
Диего Веласкес - Конный портрет Филиппа III. 1631
Конный портрет Филиппа III. 1631
Диего Веласкес - Портрет молодой женщины. 1635
Портрет молодой женщины. 1635
Диего Веласкес - Конный портрет королевы Изабеллы де Бурбон. 1635-1636
Конный портрет королевы Изабеллы де Бурбон. 1635-1636
Диего Веласкес - Конный портрет принца Бальтазара Карлоса. 1635-1636
Конный портрет принца Бальтазара Карлоса. 1635-1636
Диего Веласкес - Портрет Хуана Мартинеса Монтанеса. 1635-1636
Портрет Хуана Мартинеса Монтанеса. 1635-1636
Диего Веласкес - Сдача Бреды. 1635
Сдача Бреды. 1635
Диего Веласкес - Святой Антоний в гостях у первого отшельника Павла Фивейского. 1634
Святой Антоний в гостях у первого отшельника Павла Фивейского. 1634
Диего Веласкес - Белый конь. 1635
Белый конь. 1635
Диего Веласкес - Принц Бальтазар с герцогом Оливарес у королевских конюшен. 1636
Принц Бальтазар с герцогом Оливарес у королевских конюшен. 1636
Диего Веласкес - Портрет принца Бальтазара Карлоса в образе охотника. 1635-1636
Портрет принца Бальтазара Карлоса в образе охотника. 1635-1636
Диего Веласкес - Портрет шута Пабло из Вальядолиды. 1635
Портрет шута Пабло из Вальядолиды. 1635
Диего Веласкес - Портрет шута Франсиско Лезано. 1640
Портрет шута Франсиско Лезано. 1640
Диего Веласкес - Святой Антоний. 1638
Святой Антоний. 1638
Диего Веласкес - Портрет шута Хуана Калабацилоса. 1636-1637
Портрет шута Хуана Калабацилоса. 1636-1637
Диего Веласкес - Портрет Франсиска II де Эсте, герцога Модены. 1639
Портрет Франсиска II де Эсте, герцога Модены. 1639
Диего Веласкес - Портрет шута с собакой. 1650
Портрет шута с собакой. 1650
Диего Веласкес - Эзоп. 1638
Эзоп. 1638
Диего Веласкес - Портрет дона Бальтазара Карлоса. 1640
Портрет дона Бальтазара Карлоса. 1640
Диего Веласкес - Портрет маленькой девочки. 1640
Портрет маленькой девочки. 1640
Диего Веласкес - Портрет дамы с веером. 1640
Портрет дамы с веером. 1640
Диего Веласкес - Марс. 1641
Марс. 1641
Диего Веласкес - Менипп, гадаринский циник и сатирик. 1639-1640
Менипп, гадаринский циник и сатирик. 1639-1640
Диего Веласкес - Рукодельница. 1640-1650
Рукодельница. 1640-1650
Диего Веласкес - Портрет шута Кристобаля де Кастанеды и Перния по прозвищу Рыжебородый. 1635
Портрет шута Кристобаля де Кастанеды и Перния по прозвищу Рыжебородый. 1635
Диего Веласкес - Портрет Филиппа iv, короля Испании. 1644
Портрет Филиппа iv, короля Испании. 1644
Диего Веласкес - Коронация Богоматери. 1635
Коронация Богоматери. 1635
Диего Веласкес - Портрет шута Диего де Ацедо, называемый 'Кузен'. 1635
Портрет шута Диего де Ацедо, называемый ‘Кузен’. 1635
Диего Веласкес - Автопортрет. 1645
Автопортрет. 1645
Диего Веласкес - Портрет архиепископа Фернандо де Вальдеса. 1640-1645
Портрет архиепископа Фернандо де Вальдеса. 1640-1645
Диего Веласкес - Аллегорический портрет Филиппа IV. 1645
Аллегорический портрет Филиппа IV. 1645
Диего Веласкес - Портрет Марии Терезы, принцессы Испании. 1644-1645
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании. 1644-1645
Диего Веласкес - Женщина в образе Сивиллы. 1648
Женщина в образе Сивиллы. 1648
Диего Веласкес - Франциско Бандрес де Абарца. 1638-1646
Франциско Бандрес де Абарца. 1638-1646
Диего Веласкес - Портрет шута Себастьяна де Морры. 1646
Портрет шута Себастьяна де Морры. 1646
Диего Веласкес - Портрет Хуана Франсиско де Пиментеля, десятого графа Бенавента. 1648
Портрет Хуана Франсиско де Пиментеля, десятого графа Бенавента. 1648
Диего Веласкес - Туалет Венеры (Венера перед зеркалом). 1647-1651
Туалет Венеры (Венера перед зеркалом). 1647-1651
Диего Веласкес - Кавалер ордена Сантьяго. 1645-1650
Кавалер ордена Сантьяго. 1645-1650
Диего Веласкес - Портрет Хуана де Пареха. 1650
Портрет Хуана де Пареха. 1650
Диего Веласкес - Портрет мужчины, называемый Папский парикмахер. 1650
Портрет мужчины, называемый Папский парикмахер. 1650
Диего Веласкес - Кардинал Камилло Массими. 1650
Кардинал Камилло Массими. 1650
Диего Веласкес - Портрет кардинала Камилло Астали Памфили. 1650
Портрет кардинала Камилло Астали Памфили. 1650
Диего Веласкес - Портрет папы Иннокентия X. 1650
Портрет папы Иннокентия X. 1650
Диего Веласкес - Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии. 1652-1653
Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии. 1652-1653
Диего Веласкес - Юная крестьянская девушка. 1650
Юная крестьянская девушка. 1650
Диего Веласкес - Портрет Марии Австрийской. 1652
Портрет Марии Австрийской. 1652
Диего Веласкес - Портрет принцессы Марии Маргариты. 1654
Портрет принцессы Марии Маргариты. 1654
Диего Веласкес - Менины. 1656
Менины. 1656
Диего Веласкес - Мастерская гобеленов. 1657
Мастерская гобеленов. 1657
Диего Веласкес - Портрет принцессы Марии Маргариты. 1653
Портрет принцессы Марии Маргариты. 1653
Диего Веласкес - Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в голубом платье. 1659
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в голубом платье. 1659
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV. 1656
Портрет Филиппа IV. 1656
Диего Веласкес - Меркурий и Аргус. 1659
Меркурий и Аргус. 1659
Диего Веласкес - Портрет принца Филиппа Просперо. 1659
Портрет принца Филиппа Просперо. 1659
Диего Веласкес - Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в розовом платье. 1659
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в розовом платье. 1659