В Мадриде, перед входом в знаменитый музей Прадо стоит памятник: мужчина с густой шевелюрой курчавых волос восседает на удобном кресле. Его поза свободна, в одной руке – палитра, в другой – кисть. Поперёк колен лежит длинный муштабель. На мужчине средневековый колет, панталоны и чулки. Это Веласкес. Диего Родригес де Сильва. Энциклопедия Британика называет его самым важным художником 17-го века и гигантом западного искусства. Что ж, надо признать – так оно и есть.Нет нужды строить догадки насчёт точной даты рождения будущего гения живописи. Существует церковная запись: «Диего Родригес де Сильва Веласкес крещён 6 июня 1599». Вот и всё, отсюда следует отталкиваться. Младенец Диего впервые увидел свет божий в Андалусии (Севилья), на улочке Кале де ля Горгоха. Батюшка его – урождённый Жоао Родригес де Сильва (в новом гражданстве Хуан), адвокат, сын евреев из Португалии. Матушка – Жеронима Веласкес, представительница знатного аристократического рода.

Диего рос мальчиком послушным и богобоязненным. Получил отличную подготовку в области языков и философии. Наиболее ярко его таланты проявились в искусстве. Уже в одиннадцать лет родители отправили своё чадо в обучение к экстравагантному художнику Франсиско де Эррера-старшему, человеку талантливому, энергичному и несдержанному на язык. Через год юный Диего покинул мастерскую первого учителя. Он был прилежен, схватывал всё буквально на лету, перенял от Эрреры умение писать кисточками с длинным ворсом. И был абсолютно точно уверен, что нельзя застывать в стагнации, если впереди ждут новые знания и новые возможности.

Диего Веласкес - Завтрак (1617)
Завтрак (1617)

Перспективного подростка тут же взял учеником другой знаменитый живописец Севильи, Франсиско Пачеко, оказавшийся лучшим выбором из всех возможных. Хуан Родригес де Сильва подписал с ним пятилетний контракт на обучение сына. Прекрасно воспитанный, отзывчивый, Пачеко славился далеко за пределами родного города как художник-академист с отличными связями. Главное, он был замечательным педагогом. Написал книгу об искусстве живописи, его величии и древности. Пачеко первым смог разглядеть в Диего Веласкесе дар прирождённого живописца, научил его видеть красоту во всём, что создал Бог, познакомил его со знаменитостями того времени – художником Франческо де Сурбараном и его другом, архитектором Алонсо Кано. Влияние Сурбарана потом долго прослеживалось в ранних работах Веласкеса. Впрочем, нисколько не умаляя их оригинальности. Итак, стоит помнить, что первым поверил в будущее Веласкеса-творца и Веласкеса-человека именно Франсиско Пачеко. Всего через несколько лет после знакомства он даже выдал за Диего свою дочку Хуану де Миранду.

К этому времени Веласкес уже был принят в корпорацию севильских мастеров кисти имени Святого Луки. Восемнадцатилетний мальчишка, желторотый юнец, он начал успешно преподавать живопись собственным ученикам. Писал в жанре «бодегонес» (испанцы называют «бодегонами» харчевню или трактир). Тёмный фон, обыденная жизнь кухарок и подмастерьев, простая посуда, скудная пища. Это была эпоха, позже названная «золотым веком испанской живописи», молодые художники изображали пастушек в ярких бликах солнца. Но Веласкес выделялся из всех. Он шифровал в своих работах нечто секретное, известное только ему одному. Уже тогда он нащупывал свой оригинальный стиль: картина в картине. Шарада. Загадка. Тайна.

В восемнадцать лет он пишет свою первую известную работу: «Крестьянский ужин» (хранится в Эрмитаже). Предметы рождаются в резких контрастах между тенью и светом, персонажи немного скованны, словно их заставили позировать. Но сколько в этом сюжете истории! Кто эти юноши, севшие перекусить? Кем им приходиться пожилой господин? Уважают ли его или смеются над ним? Каждый увидит в «Ужине» что-то своё, стоит только отпустить на волю фантазию.

Диего Веласкес - Кухня. Сцена ужинв в Эммаусе (1618)
Кухня. Сцена ужинв в Эммаусе (1618)

Веласкес мастерски использует эффект так называемого «погребного освещения». То есть позволяет свету коснуться только тех образов или форм, что наиболее важны. Простолюдинов он пишет гораздо чаще, чем знать – какая-то изначальная правда прячется в складках их одежды, в морщинах стариков, в уголках губ. За три года, по 1620-ый, из-под кисти Веласкеса выходят «Волонос», «Служанка-мулатка», «Старуха-кухарка», «Музыканты», «Поклонение волхвов». Последнюю считают слабой в исполнении, но не судите строго художника, которому было всего лишь двадцать лет, и которые впервые взялся написать религиозную сцену на большом холсте два метра высотой. Несмотря на все минусы – неважно прописанный Иосиф, слишком однотипные складки на платье Марии – картина полна смысла. И не своего ли ребёнка положил Веласкес на руки Матери Божией?

1621 год принёс в Испанию большие перемены. Умер Филипп Третий, освободившийся престол занял молодой Филипп Четвёртый. А Диего уже звал вперёд его вечный червячок практичности. Он мечтал пристроиться при королевском дворе. Думал, будет полезен Филиппу Четвёртому не только умением смешивать краски для рисования. Вечное стремление двигаться вперёд побудило Веласкеса добыть рекомендательные письма к капеллану короля дону Хуану де Фонсека и отправиться в Мадрид в первой половине апреля 1622 года. О, он подготовился как следует! Написал портрет известного поэта Луиса Гонгоры-и-Арготе с лавровым венком на голове (Филипп весьма благосклонно относился к его виршам), сочинил стихотворение по случаю смерти Эль Греко. Но пробить себе местечко при дворе всегда было не просто, знаете ли. На счастье, сама судьба благоволила Диего: уже в декабре скончался придворный художник. Достойный дон де Фонсека «подсуетился», Филиппа познакомили с талантами Диего Веласкеса – тот написал парадный портрет короля – и в самом скором времени художник получил триста дукатов из королевской казны, чтобы оплатить переезд своей семьи в Мадрид.

Диего удалось найти удивительно выгодное место для своего нового дома: возле площади Пласа Майор, где проходили все народные гульбища, турниры и вершились аутодафе. Мастерскую Веласкесу выделили в одном из корпусов дворца Алькасар. Другие придворные мастера кисти «выскочку-конкурента» моментально возненавидели. Они шептались, что новичок не умеет ничего прилично писать, кроме голов. А вот простолюдины тут же дали Диего прозвище: «художник истины». К тому же на зависть коллег Веласкес никогда не обращал ни малейшего внимания. В ответ на их обвинение он ответил лично королю: «Это комплимент. Потому что я считаю, что нет никого, кто умеет хорошо изобразить голову модели».

Диего Веласкес - Триумф Вакха (1628-1629)
Триумф Вакха (1628-1629)

В 1628-ом Веласкес познакомился с Питером Паулем Рубенсом. Живописцы обменялись добродушными колкостями, обсудили искусство и дипломатию, Диего получил от своего нового знакомого роскошную идею – написать «Триумф Вакха». Картина получилась не просто отличной, она жила и дышала. У одного из персонажей размыто лицо (потерял облик по причине необузданного пьянства). Другой раскраснелся от выпитого так, что его наверняка скоро хватит удар. Третий едва лежит. Четвёртый склонился перед богом виноделия, получая виноградный венок, и тень Вакха совсем закрыла его голову. Говорящий образ, не правда ли?

Но вершиной творчества Веласкеса были великолепные, загадочные «Менины». Говорят, сам король Леопольд Первый написал крест ордена Сантьяго на груди художника, стоящего перед мольбертом. Потому что титул рыцаря Сантьяго Веласкесу был присвоен почему-то только через год после смерти. По инвентарной описи эпохи Филиппа Четвёртого картина названа «Семейным портретом», но при чём здесь семья!?

Маленькая инфанта Маргарита стоит почти в центре. Она немного склонила головку, словно выжидающе. Опустившись на одно колено, одна из фрейлин подаёт ей кувшин с питьём. Другая фрейлина приседает в реверансе, с другой стороны. Справа стоят придворные карлица и карлик, шуты. Причём у первой в руках игрушка, а второй толкает ногой собаку. На заднем плане прячутся в полумраке строгая наставница и гвардадамас, охранник. Слева стоит сам художник. Почти все перечисленные персонажи смотрят вперёд – на королевскую чету, которая отражается в маленьком зеркале позади всей компании.

Диего Веласкес - Автопортрет (1640)
Автопортрет (1640)

Тайный посыл этой картины пытаются разгадать уже три столетия. Объяснений и толкований скопилось сотня, если не больше. Главный секрет полотна: откуда берётся свет, если в комнате на полотне нет ни единого его источника. Окна плотно зашторены, крепления для люстр пусты. Но ведь ни один художник не будет писать при плохом освещении. Неужели Веласкес пытался сказать нам, что работает «во мраке», не имея возможности выйти на свет, да ещё под присмотром самого короля: Или наоборот: Филипп оказался единственным источником света?

Кем был Диего Веласкес? Большой мастер, тонко чувствующий человек, семьянин, отец, успешный политик (он и умер-то, простудившись во время ответственной дипломатической поездки во Францию), любимец королей и простонародья. Сильная личность, заслуживающая уважения. Его полотна можно разглядывать часами, находя в них новые и новые смыслы.

В 1999 году, в честь его четырёхсотлетия, благодарные любители живописи хотели устроить художнику пышные похороны номер два, но останков так и не нашли. Сначала при поисках полагались на «церковные записи» и «воспоминания современников» и перерыли всю площадь Рамалес, где до 1809-го стояла церквушка Сен-Хуан (якобы, могила находилась в ней). Есть даже описание одежды, в которой художника положили в гроб. Блоки фундамента древней церкви нашли, но никаких захоронений в ней не оказалось. Потом припомнили указ Жозе Первого, брата Буонапарте – тот исполнял должность испанского короля с 1808-го по 1813-ый и так боялся эпидемий в разрушенном войной Мадриде, что повелел выкопать всех имеющихся мертвецов с городских кладбищ и перезахоронить их за чертой столицы. Указ бредовый и бесконечно усложняющий всю затею. Пришлось нашим современникам углубиться в архивы… а воз и ныне там. Было ли, не было. Жили ли, нѐжили. Есть картины и они великолепны. Их автор сгинул без следа, ещё раз подтвердив мудрый постулат о том, что человек смертен, а искусство – нетленно.

Диего Веласкес - Мужская голова в профиль (ок.1616)
Мужская голова в профиль (ок.1616)
Диего Веласкес - Пожилая женщина, жарящая яйца (ок.1618)
Пожилая женщина, жарящая яйца (ок.1618)
Диего Веласкес - Три музыканта (1616)
Три музыканта (1616)
Диего Веласкес - Непорочное зачатие (1618-1619)
Непорочное зачатие (1618-1619)
Диего Веласкес - Христос в доме Марфы и Марии (около 1618)
Христос в доме Марфы и Марии (около 1618)
Диего Веласкес - Поклонение волхвов (1619)
Поклонение волхвов (1619)
Диего Веласкес - Св.Иоанн Евангелист на Патмосе (разутый монах-кармелит из Севильи) (ок.1618)
Св.Иоанн Евангелист на Патмосе (разутый монах-кармелит из Севильи) (ок.1618)
Диего Веласкес - Портрет дона Кристобаля де Рибера (1620)
Портрет дона Кристобаля де Рибера (1620)
Диего Веласкес - Уважаемая мать Иеронима де ла Фуенте (ок.1620)
Уважаемая мать Иеронима де ла Фуенте (ок.1620)
Диего Веласкес - Завтрак. Крестьяне за столом (ок.1620)
Завтрак. Крестьяне за столом (ок.1620)
Диего Веласкес - Ужин в Эммаусе (1622-1623)
Ужин в Эммаусе (1622-1623)
Диего Веласкес - Святой Павел (1620)
Святой Павел (1620)
Диего Веласкес - Святой Павел (1619-1620)
Святой Павел (1619-1620)
Диего Веласкес - Святой Томас (1620)
Святой Томас (1620)
Диего Веласкес - Двое молодых людей за небольшим столиком (1622)
Двое молодых людей за небольшим столиком (1622)
Диего Веласкес - Портрет Дона Луисе де Гонгоры (1622)
Портрет Дона Луисе де Гонгоры (1622)
Диего Веласкес - Портрет Франсиско Пачеко (1619-1622)
Портрет Франсиско Пачеко (1619-1622)
Диего Веласкес - Явление Богоматери Илдефонсу и укрытие его робой (1620)
Явление Богоматери Илдефонсу и укрытие его робой (1620)
Диего Веласкес - Портрет мужчины (ок.1623)
Портрет мужчины (ок.1623)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV, короля Испании (1624)
Портрет Филиппа IV, короля Испании (1624)
Диего Веласкес - Портрет священнослужителя (1623)
Портрет священнослужителя (1623)
Диего Веласкес - Водонос из Севильи (1623)
Водонос из Севильи (1623)
Диего Веласкес - Портрет графа Оливареса (1624)
Портрет графа Оливареса (1624)
Диего Веласкес - Торговец (1625)
Торговец (1625)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV (1623-1627)
Портрет Филиппа IV (1623-1627)
Диего Веласкес - Портрет принца Карлоса (1626-1627)
Портрет принца Карлоса (1626-1627)
Диего Веласкес - Дон Гаспар Гузман граф Оливарес (1622 - 1627)
Дон Гаспар Гузман граф Оливарес (1622 — 1627)
Диего Веласкес - Христос страдает за христианскую душу (1628-1629)
Христос страдает за христианскую душу (1628-1629)
Диего Веласкес - Портрет мужчины (1628)
Портрет мужчины (1628)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV (1626 - 1628)
Портрет Филиппа IV (1626 — 1628)
Диего Веласкес - Демокрит (1629)
Демокрит (1629)
Диего Веласкес - Приношение окровавленных одежд Иосифа Якову (1630)
Приношение окровавленных одежд Иосифа Якову (1630)
Диего Веласкес - Шут Хуана де Калабазеса (1628-1629)
Шут Хуана де Калабазеса (1628-1629)
Диего Веласкес - Конный портрет маркиза де Леганес (1628)
Конный портрет маркиза де Леганес (1628)
Диего Веласкес - Кузница Вулкана (ок.1630)
Кузница Вулкана (ок.1630)
Диего Веласкес - Вилла Медичи в Риме, фасад грота Loggia (ок.1630)
Вилла Медичи в Риме, фасад грота Loggia (ок.1630)
Диего Веласкес - Вилла Медичи в Риме, Павильон Ариадны (ок.1630)
Вилла Медичи в Риме, Павильон Ариадны (ок.1630)
Диего Веласкес - Этюд для головы Аполлона (1630)
Этюд для головы Аполлона (1630)
Диего Веласкес - Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (ок.1630)
Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (ок.1630)
Диего Веласкес - Распятие (1631)
Распятие (1631)
Диего Веласкес - Портрет Хуаны Пачеко, жены художника, в образе Сивиллы (ок.1631)
Портрет Хуаны Пачеко, жены художника, в образе Сивиллы (ок.1631)
Диего Веласкес - Распятие (ок.1632)
Распятие (ок.1632)
Диего Веласкес - Молодой испанский джентельмен (1631)
Молодой испанский джентльмен (1631)
Диего Веласкес - Дон Карлос Бальтасар с карликом (1632)
Дон Карлос Бальтасар с карликом (1632)
Диего Веласкес - Донна Антония де Пенаретта и её сын Луис (ок.1631)
Донна Антония де Пенаретта и её сын Луис (ок.1631)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV (1631-1632)
Портрет Филиппа IV (1631-1632)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV (1632)
Портрет Филиппа IV (1632)
Диего Веласкес - Принц Карлос Бальтазар (1632)
Принц Карлос Бальтазар (1632)
Диего Веласкес - Портрет Педро де Барберана (1632)
Портрет Педро де Барберана (1632)
Диего Веласкес - Портрет Диего дель Коррал Ареллано (ок.1631)
Портрет Диего дель Коррал Ареллано (ок.1631)
Диего Веласкес - Фердинанд Австрийский (ок.1633)
Фердинанд Австрийский (ок.1633)
Диего Веласкес - Портрет мужчины (1630-1635)
Портрет мужчины (1630-1635)
Диего Веласкес - Портрет Изабеллы де Бурбон, королевы Испании и Португалии (1632)
Портрет Изабеллы де Бурбон, королевы Испании и Португалии (1632)
Диего Веласкес - Филипп IV охотится на кабана (возможно, 1632-1637)
Филипп IV охотится на кабана (возможно, 1632-1637)
Диего Веласкес - Портрет дамы (ок.1630)
Портрет дамы (ок.1630)
Диего Веласкес - Искушение святого Томаса Аквинского (1631-1632)
Искушение святого Томаса Аквинского (1631-1632)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (ок.1635)
Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (ок.1635)
Диего Веласкес - Святая Руфина (1630-1635)
Святая Руфина (1630-1635)
Диего Веласкес - Голова косули (ок.1634)
Голова косули (ок.1634)
Диего Веласкес - Хуан Матеос (1634)
Хуан Матеос (1634)
Диего Веласкес - Конный портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса (1635)
Конный портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса (1635)
Диего Веласкес - Конный портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса (ок.1635)
Конный портрет Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса (ок.1635)
Диего Веласкес - Портрет шута, называемый 'Хуан Австрийский' (ок.1632)
Портрет шута, называемый ‘Хуан Австрийский’ (ок.1632)
Диего Веласкес - Камергер королевы Марианны Австрийской (1635)
Камергер королевы Марианны Австрийской (1635)
Диего Веласкес - Конный портрет королевы Маргариты Австрийской (ок.1631)
Конный портрет королевы Маргариты Австрийской (ок.1631)
Диего Веласкес - Конный портрет Филиппа IV (1631-1636)
Конный портрет Филиппа IV (1631-1636)
Диего Веласкес - Конный портрет Филиппа III (ок.1631)
Конный портрет Филиппа III (ок.1631)
Диего Веласкес - Портрет молодой женщины (1635)
Портрет молодой женщины (1635)
Диего Веласкес - Конный портрет королевы Изабеллы де Бурбон (1635-1636)
Конный портрет королевы Изабеллы де Бурбон (1635-1636)
Диего Веласкес - Конный портрет принца Бальтазара Карлоса (1635-1636)
Конный портрет принца Бальтазара Карлоса (1635-1636)
Диего Веласкес - Портрет Хуана Мартинеса Монтанеса (1635-1636)
Портрет Хуана Мартинеса Монтанеса (1635-1636)
Диего Веласкес - Сдача Бреды (1635)
Сдача Бреды (1635)
Диего Веласкес - Святой Антоний в гостях у первого отшельника Павла Фивейского (ок.1634)
Святой Антоний в гостях у первого отшельника Павла Фивейского (ок.1634)
Диего Веласкес - Белый конь (1635)
Белый конь (1635)
Диего Веласкес - Принц Бальтазар с герцогом оливарес у королевских конюшен (1636)
Принц Бальтазар с герцогом оливарес у королевских конюшен (1636)
Диего Веласкес - Портрет графа-герцога Оливареса (1638)
Портрет графа-герцога Оливареса (1638)
Диего Веласкес - Портрет принца Бальтазара Карлоса в образе охотника (1635-1636)
Портрет принца Бальтазара Карлоса в образе охотника (1635-1636)
Диего Веласкес - Портрет шута Пабло из Вальядолиды (ок.1635)
Портрет шута Пабло из Вальядолиды (ок.1635)
Диего Веласкес - Портрет шута Франсиско Лезано (ок.1640)
Портрет шута Франсиско Лезано (ок.1640)
Диего Веласкес - Святой Антоний (1638)
Святой Антоний (1638)
Диего Веласкес - Портрет шута Хуана Калабацилоса (1636-1637)
Портрет шута Хуана Калабацилоса (1636-1637)
Диего Веласкес - Портрет Франсиска II де Эсте, герцога Модены (1639)
Портрет Франсиска II де Эсте, герцога Модены (1639)
Диего Веласкес - Портрет шута с собакой (1650)
Портрет шута с собакой (1650)
Диего Веласкес - Эзоп (ок.1638)
Эзоп (ок.1638)
Диего Веласкес - Портрет дона Бальтазара Карлоса (ок.1640)
Портрет дона Бальтазара Карлоса (ок.1640)
Диего Веласкес - Портрет маленькой девочки (1640)
Портрет маленькой девочки (1640)
Диего Веласкес - Портрет дамы с веером (ок.1640)
Портрет дамы с веером (ок.1640)
Диего Веласкес - Марс (ок.1641)
Марс (ок.1641)
Диего Веласкес - Менипп, гадаринский циник и сатирик (1639-1640)
Менипп, гадаринский циник и сатирик (1639-1640)
Диего Веласкес - Рукодельница (1640-1650)
Рукодельница (1640-1650)
Диего Веласкес - Автопортрет (1643)
Автопортрет (1643)
Диего Веласкес - Портрет шута Кристобаля де Кастанеды и Перния (1635)
Портрет шута Кристобаля де Кастанеды и Перния (1635)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа iv, короля Испании (1644)
Портрет Филиппа iv, короля Испании (1644)
Диего Веласкес - Коронация Богоматери (ок.1635)
Коронация Богоматери (ок.1635)
Диего Веласкес - Портрет шута Диего де Ацедо, называемый 'Кузен' (1635)
Портрет шута Диего де Ацедо, называемый ‘Кузен’ (1635)
Диего Веласкес - Портрет архиепископа Фернандо де Вальдеса (1640-1645)
Портрет архиепископа Фернандо де Вальдеса (1640-1645)
Диего Веласкес - Автопортрет (1645)
Автопортрет (1645)
Диего Веласкес - Портрет Марии Терезы, принцессы Испании (1644-1645)
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании (1644-1645)
Диего Веласкес - Аллегорический портрет Филиппа IV (1645)
Аллегорический портрет Филиппа IV (1645)
Диего Веласкес - Женщина в образе Сивиллы (ок.1648)
Женщина в образе Сивиллы (ок.1648)
Диего Веласкес - Франциско Бандрес де Абарца (1638-1646)
Франциско Бандрес де Абарца (1638-1646)
Диего Веласкес - Портрет шута Себастьяна де Морры (ок.1646)
Портрет шута Себастьяна де Морры (ок.1646)
Диего Веласкес - Портрет Хуана Франсиско де Пиментеля, графа Бенавента (1648)
Портрет Хуана Франсиско де Пиментеля, графа Бенавента (1648)
Диего Веласкес - Портрет Марии Терезы (1648)
Портрет Марии Терезы (1648)
Диего Веласкес - Туалет Венеры (Венера перед зеркалом) (1647-1651)
Туалет Венеры (Венера перед зеркалом) (1647-1651)
Диего Веласкес - Кавалер ордена Сантьяго (1645-1650)
Кавалер ордена Сантьяго (1645-1650)
Диего Веласкес - Портрет Хуана де Пареха (1650)
Портрет Хуана де Пареха (1650)
Диего Веласкес - Портрет мужчины, называемый Папский парикмахер (ок.1650)
Портрет мужчины, называемый Папский парикмахер (ок.1650)
Диего Веласкес - Кардинал Камилло Массими (1650)
Кардинал Камилло Массими (1650)
Диего Веласкес - Портрет кардинала Камилло Астали Памфили (1650)
Портрет кардинала Камилло Астали Памфили (1650)
Диего Веласкес - Портрет папы Иннокентия X (ок.1650)
Портрет папы Иннокентия X (ок.1650)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV (1652-1653)
Портрет Филиппа IV (1652-1653)
Диего Веласкес - Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (1652-1653)
Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (1652-1653)
Диего Веласкес - Юная крестьянская девушка (1650)
Юная крестьянская девушка (1650)
Диего Веласкес - Юная крестьянская девушка (1650)
Юная крестьянская девушка (1650)
Диего Веласкес - Портрет принцессы Марии Маргариты (ок.1654)
Портрет принцессы Марии Маргариты (ок.1654)
Диего Веласкес - Портрет принцессы Марии Маргариты, дочери Филиппа IV
Портрет принцессы Марии Маргариты, дочери Филиппа IV
Диего Веласкес - Менины (1657)
Менины (1657)
Диего Веласкес - Портрет Марии Терезы, принцессы Испании (1651-1654)
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании (1651-1654)
Диего Веласкес - Мастерская гобеленов (ок.1657)
Мастерская гобеленов (ок.1657)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (ок.1653)
Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (ок.1653)
Диего Веласкес - Портрет принцессы Марии Маргариты (1653)
Портрет принцессы Марии Маргариты (1653)
Диего Веласкес - Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в голубом платье (1659)
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в голубом платье (1659)
Диего Веласкес - Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (1655-1657)
Портрет Марии Австрийской, королевы Венгрии (1655-1657)
Диего Веласкес - Портрет Филиппа IV (ок.1656)
Портрет Филиппа IV (ок.1656)
Диего Веласкес - Портрет принца Филиппа Просперо (1659)
Портрет принца Филиппа Просперо (1659)
Диего Веласкес - Меркурий и Аргус (ок.1659)
Меркурий и Аргус (ок.1659)
Диего Веласкес - Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в розовом платье (1659)
Портрет Марии Терезы, принцессы Испании в розовом платье (1659)
Диего Веласкес - Голова смеющегося мальчика
Голова смеющегося мальчика

Добавить комментарий