Ян ван Эйк. Гентское чудо

Ян ван Эйк (1395 — 1441) -нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более ста композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

6 мая 1432 года в день Иоанна Богослова в Гентском соборе, освященном в честь Иоанна Предтечи, Филипп Добрый крестил своего новорожденного наследника. К столь важному для Бургундии и Фландрии событию была приурочена презентация алтаря, который создавался десять лет.
Его заказчик, местный богатей Йода Вейдт разослал приглашения со стихами на латыни: «мастер Губерт ван Эйк, величайший из всех, начал этот труд. Ян, его брат, второй в искусстве – завершил. Придите и восхититесь».
Чарующий складень открывали и показывали лишь знатным особам и тем, кто щедро давал сторожу на водку. Только по большим праздникам его могли видеть все, но тогда бывала уже такая давка, что близко подойти не было никакой возможности.
Молодые и старые, живописцы и любители, все толпились возле алтаря, подобно тому, как летом падкие на сласти пчелы и мухи роятся вокруг корзин с фруктами.
По будням, когда ставни были закрыты, зритель видел Благовещение. Оно обязательно изображается на Царских Вратах любого алтаря, как символ начала нашего спасения.
Видел двух святых Иоаннов – Крестителя и Богослова, учителя и ученика, и молящуюся им чету Вейдтов. В верхней части — пророков Михея и Захарию, провидевших Новый Иерусалим, из которого потекут живые воды, да двух сивилл — Кумскую и Эритрейскую, о которых пишет святой Августин в своем сочинении.
Грандиозному замыслу соответствует грандиозное воплощение. Высота алтаря достигает трех с половиной метров, ширина — пяти. Размеры, количество сцен и фигур, пейзаж и перспектива – все это было абсолютно беспрецедентно для своего времени.

 

Мадонна канцлера Ролена, 1435
Считается, что идейным вдохновителем и автором композиции был старший брат  Губерт. Не доживший до окончания работ, он умер в 1426 году. А Яну принадлежит честь быть первым художником, освоившим масляные краски.
Ян, как некоторые думают, был человеком глубоко ученым и очень изобретательным в делах, касавшихся его искусства. Желая исследовать различные сорта красок, он занялся алхимией и сухой перегонкой, и изобрел способ покрывать краски, содержащие разные масла, лаком особого сорта, придававшим картинам красивый и блестящий вид.
Это замечательное изобретение необходимо было для нашего искусства еще и потому, что оно позволяет передавать природу с большим сходством. Братья старались держать новое изобретение в тайне и написали много прекрасных картин.
Самое большое и замечательное произведение, которое они создали, — запрестольный складень церкви святого Иоанна в Генте. На его крылах представлены граф Фландрии и оба живописца, Губерт и Ян, верхом на лошадях.
Створка, на которой изображен Филипп Добрый, называется «Воины Христовы», а та, где художники – «Праведные судьи».
В раскрытом виде гентский алтарь – это огромный многофигурный деисус. В Византии так называли дарственные иконы, приносимые по обету за исцеление или ради другого важного дела.
Супруги Вейдт, изображенные на алтаре, были бездетны и они вполне могли заказать алтарь в надежде на то, что Господь дарует им детей.
В основе деисуса (в переводе с греческого языка – моление) лежит литургическая молитва, в которой церковь прибегает к заступничеству Богородицы, Предтечи, ангельских сил бесплотных, апостолов, учителей, мучеников, всех святых.
Центральная верхняя часть полиптиха — классическая: Христос Вседержитель на престоле. Корона у его ног говорит о том, что он царь царствующих. Тиара первосвященника – что он великий архиерей, глава церкви. Дева Мария в подвенечном наряде. Она читает песнь песней и песнь любви. Иоанн Предтеча указывает на Агнца, о котором говорил пророк Исайя.
Адам и Ева в деисусе представляют праотцов. Это вполне традиционно, кроме того, что Ева держит не яблоко, а лимон. Снаружи он красив и пахнет приятно, а на вкус кислый. Но вот вместо привычных образов архангела Михаила и Гавриила – хор и оркестр ангелов, херувимов, которых таинственно изображают участники божественной литургии.«Если бы древние греки, – пишет Карел ван Мандер, – случайно ожили и увидели новый род живописи, изобретенный Яном ван Эйком, они были бы поражены не меньше, чем герои древности, услыхавшие, как яростно грохочут пушки».

Картины Яна быстро завоевали европейские дворы. И граф Филипп, который был не только добрым, но и умным, стал посылать своего любимого художника и камердинера в дипломатические поездки.

В 1427 году Яну пришлось оставить свою работу в Генте ради посольства в Испании, где он сватал за его сиятельство инфанту Изабеллу. Несмотря на провал этой миссии, на следующий год он едет снова, на сей раз просить руки португальской принцессы.

Возвращение было очень опасным. Они плыли через Англию. Несколько раз попадали в бурю. Словом, вернулся он не скоро, но зато с невестой.

Для истории же важно, что с тайным и до сих пор неизвестным искусствоведам поручением Ян ван Эйк посетил Святую Землю.

Нижняя, невиданная до ван Эйка часть алтаря – поклонение Божественному Агнцу. Тут все наполнено цитатами из откровения Иоанна Богослова. Дух Святой освящает Небесный Град.

Чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога и Агнца, которую Ян написал в виде купели крещения. Великое множество людей из всех племен и колен стоит с пальмовыми ветвями в руках своих и восклицает громким голосом, говоря: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле и Агнцу».

Написаны мученики. Они не будут уже не алкать, не жаждать, и не будет палить их солнце и зной. Агнец, который среди престола, будет пасти их, водить на живые источники вод. Рядом с пророком Исайей, чья книга, очевидно, была художнику известна, с лавровой веточкой и в лавровом венке стоит Вергилий, предсказавший рождение Христа.

Поклонение Божественному Агнцу – картина Небесного Царства с кипарисами и пальмами, которые живописец видел в земном Израиле.

Очень точно он передал их на ставне с паломниками, которых ведет покровитель пилигримов Христофор. По преданию этот святой был огромного роста и работал на переправе, перенося людей через опасную реку. Как-то его попросил перенести ребенок, который показался силачу таким тяжелым, что он едва не утонул. Мальчик сказал пораженному великану, что он Христос и несет на себе грехи мира. Он крестил большого и доброго человека в реке и дал ему имя Христофор, то есть, несущий Христа.

Первым, по-видимому, решил покуситься на гентское чудо  Филипп Второй. Город как-то сумел отстоять свое сокровище, и тогда король приказал снять с него копию, но так как в Нидерландах не нашлось такой хорошей синей краски, как на подлиннике, то Тициан по просьбе государя прислал ее из Венеции. Это была редкая самородная лазурь, которая добывается в некоторых горах Венгрии.

На одну только мантию Марии пошло тридцать два дуката. Не успели выдохнуть – война с Испанией. В Генте победили реформаторы. Они приняли решение подарить гентский алтарь королеве Англии в благодарность за помощь в войне. Но воспротивился наследник Йода Вейдта и сумел каким-то образом, чуть ли не через суд, добиться того, что алтарь остался на месте.

Прошло двести лет. Император Священной Римской империи и правитель Габсбургских (Австрийских) земель Иосиф Второй выразил свое недовольство обнаженностью фигур Адама и Евы, и створки с ними сняли и перенесли в библиотеку.

Через десять лет пришел Наполеон и забрал четыре центральные панели. Он хотел заполучить и оставшиеся части, предлагал обменять их на Рубенса, но Гент отказался и, в конце концов, середина алтаря вернулась домой. Правда, только после Ватерлоо.

Одиночество, как известно, каинова печать тиранов. Почему многие из них так стремились обладать алтарем Вейдтов?

Надеялись, что он избавит их от тоски? От страха заговора? Смерти? Поможет покорить мир? Или хотели молиться?

В жизни самого Яна после окончания работ в Генте многое переменилось. Он сумел, наконец, купить в рассрочку дом в Брюгге, главном городе Фландрии, где хранилась вывезенная крестоносцами из Константинополя Святая Кровь — фиал с шерстью Агнца, который по преданию Иосиф Аримофейский пропитал кровью снятого им с креста Спасителя.

Ян женился на благородной девушке Маргарите, хотя ему уже было за сорок, и вскоре граф стал крестным их первенца, подарив родителям набор из шести серебряных кубков и назначив художнику пожизненное содержание в триста пятьдесят ливров в год.

Это была крупная сумма для камердинера, и казначей не хотел ее выдавать, так что Филиппу пришлось объяснять необходимость этих трат: «Мы хотим удержать нашего любезного живописца для неких больших работ, которыми надеемся занять его в дальнейшем. А также потому, что нам никогда не найти другого, который нам столь же нравился, и столь же совершенно владел бы искусством и наукой».

В конце концов, Яна произвели в тайные советники и снова отправили в иные земли с секретным, как говорят документы, поручением.

Почести не лишили его скромности. Теперь на его работах появилась фирменная роспись: «как умею». Секрет масляных красок он больше не скрывал. Наоборот, открыл в новом доме мастерскую, куда приезжали даже итальянцы. При этом сам мастер не стеснялся золотить статуи городской ратуши как простой маляр.
Главное отныне – это семья, верность, любовь, которую заповедал Господь.

В гениальном портрете четы Арнольфини, которую он написал почти сразу после собственной женитьбы, художник сам говорит об этом, помещая автопортрет в отражении зеркала, обрамленного сценами страдания Христа. Чтобы никто не сомневался, он поставил автограф – Ян ван Эйк был здесь.

Предполагают, что это был дар ван Эйка молодым, позвавшим его в свидетели. У этого брачного документа тоже не простая судьба – цирюльня в Брюгге, королевские дворцы в Испании, больница в Брюсселе, а там его приобрел раненый при Ватерлоо полковник и увез в Лондон. И все же эти приключения не сравнить с судьбой гентского алтаря.

Бельгийские фашисты хотели порадовать Гитлера гентским алтарем. Пытаясь спасти свое сокровище, Гент решил на время передать его Ватикану, но пока складень пробирался туда через Францию, Италия успела объявить о своем союзе с Германией и алтарь застрял в замке По.

В сентябре 1942 Гитлер отдал распоряжение перевести алтарь в баварский замок Нойшванштайн. Оттуда осенью 1944 его отправили под Зальцбург, где прятали в соленой шахте. Там без малого было около пяти тысяч других произведений искусства, награбленных по всей Европе.

Весной 1945 был отдан приказ взорвать шахту. Была целая спасательная операция британской диверсионной группы вместе с австрийскими партизанами при помощи местных шахтеров, которые надолго могли бы остаться без работы, осуществи фашисты свои планы. Спасатели сумели обезоружить охрану и разминировать тайное хранилище.

Когда американские войска захватили шахты, на глубине полутора тысяч метров, в самом центре горы, была обнаружена часовня, некогда построенная шахтерами, и в ней — гентский алтарь.

 

Один из покровителей великого фламандского живописца Яна ван Эйка король Филипп Добрый часто говорил: «Этому мастеру нет равных».

После смерти художника в 1441 году Филипп назначил его вдове огромную сумму в знак признания заслуг ее мужа и глубокого сострадания по поводу утраты.

Благовещение, 1420

 

Благовещение, 1435

 

Благовещение, деталь  ангел, 1435

 

Диптих Благовещение (1433-1435)

 

Ян ван Эйк. Благовещение. Диптих, около 1440 г.

Левая сторона : Ангел благовещения
Правая сторона: Мария из сцены благовещения
Дубовая доска, 39 х 24 см

В произведениях пластики эпохи готики и Ренессанса сюжет благовещения чаще всего был представлен в виде двух отдельно стоящих статуй. Ван Эйк перенял эту традицию. Написанные им фигуры Марии и архангела Гавриила как бы имитируют изваянную из белого мрамора скульптуру, помещённую на чёрном фоне . Впечатление пластичности усиливается изображением выходящего за пределы (нарисованной) каменной рамы крыла ангела, и теней, падающих от скульптур на раму .
Аналогичное изображение благовещения, также исполненное гризайлью, написано ван Эйком на внешних створках алтаря Св. Марии в Дрездене в 1437 г . Луганские фигуры по сравнению с дрезденскими обладают большим пластическим эффектом и более элегантны в своём исполнении, что даёт основание предположить более позднее время их создания. Если персонажи дрезденского благовещения изображены в нише , то статуи благовещения в Лугано как-бы выходят в реальное пространство. Этот эффект стал ещё более отчётливым после недавней реставрации обрамления, когда был удалён верхний пласт краски , имитирующий чёрный мрамор, и обнаружена первоначальная красная мраморная рама . Одновременно стало видно, что пьедесталы статуй написаны поверх оригинальной рамы. Так как оборотные стороны обеих досок также тщательно расписаны под мрамор , то очевидно , что они не могли служить как дрезденские внешними створками алтаря , а вероятнее всего являются диптихом для частного богослужения.

Гентский алтарь (Внешняя панель), 1427 — 1432
Гентский алтарь (Внешняя панель, Архангел)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Вид из окна)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Иоанн Евангелист)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Иоанн Евангелист, деталь)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Иоанн Креститель)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Иоанн Креститель, деталь)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Йос Вейдт как Иосиф)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Йос Вейдт как Иосиф, деталь)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Мария в молитве)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Мария в молитве, деталь)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Сивилла Куманская)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Сивилла Эритрейская)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Элизабет Борлют как Мария)

 

Гентский алтарь (Внешняя панель, Элизабет Борлют как Мария, деталь)

 

Гентский алтарь (Алтарь открыт) 1427-1432

 

Гентский алтарь, Адам

 

Гентский алтарь, Адам, деталь, голова

 

Гентский алтарь, Ангелы

 

Гентский алтарь, Ангелы, деталь

 

Гентский алтарь, Бог Иисус

 

Гентский алтарь, Бог Иисус, деталь одежды

 

Гентский алтарь, Духовенство

 

Гентский алтарь, Ева

 

Гентский алтарь, Ева, деталь, голова

 

Гентский алтарь, Евреи и язычники

 

Гентский алтарь, Женщины, идущие на поклонение Агнцу

 

Гентский алтарь, Иоанн Креститель

 

Гентский алтарь, Иоанн Креститель, деталь

 

Гентский алтарь, Мария

 

Гентский алтарь, Мария,  деталь

 

Гентский алтарь, Наблюдатели (с картины Вандервекена)

 

Гентский алтарь, Отшельники

 

Гентский алтарь, Папы и Епископы

 

Гентский алтарь, Папы

 

Гентский алтарь, Поклонение Агнцу, главная сцена

 

Гентский алтарь, Поклонение Агнцу, деталь

 

Гентский алтарь, Поклонение Агнцу, ягненок

 

Гентский алтарь, Природа

 

Гентский алтарь, Рыцари Христа

 

Гентский алтарь, Рыцари Христа, деталь

 

Гентский алтарь, Святой Христофор и паломники

 

Гентский алтарь, Святой Христофор

 

Гентский алтарь, Церковь

 

Диптих — Распятие и Страшный суд, 1420-1425

 

Мадонна каноника Георга ван дер Пале, 1436

 

Мадонна каноника Георга ван дер Пале, деталь  Мадонна с младенцем, 1436

 

Мадонна с младенцем в церкви, около 1438

 

Мадонна с младенцем у фонтана (рисунок), 1439

 

Мадонна с младенцем у фонтана, 1439

 

Мадонна с младенцем читающим, 1433

 

Мадонна с младенцем, пяти голов женщин и другие (рисунок)

 

Мадонна с младенцем, святые и картезианский монах, около 1425

 

Мадонна фон Лукка, сцена Мария кормящая, около 1430

 

Мари на могиле, 1426

 

Моление о чаше, 1437-1440

 

Поклонение волхвов (рисунок), 1400

 

Портрет Бодуэна де Ланнуа, около 1435

 

Портрет Джованни Арнольфини, около 1435

 

Портрет кардинала Николаса Альбергати, 1431-1432

 

Портрет кардинала Николаса Альбергати (рисунок)

 

Портрет Маргарет ван Эйк, 1439

 

Портрет молодого человека (Тимофей), 1432

 

Портрет мужчины в капюшоне (рисунок)

 

Портрет человека в тюрбане, 1433

 

Портрет человека с кольцом, около 1430

 

Портрет четы Арнольфини, 1434

 

Портрет четы Арнольфини, деталь  зеркало на стене, 1434

 

Портрет Яна де Леу, 1436

 

Рождение Иоанна Крестителя

 

Рыбалка

 

Святая Варвара, 1437

 

Святой Иероним, 1442

 

Святой Франциск Ассизский, Стигматизация, около 1432

 

Святой Христофор с младенцем Иисусом (рисунок)

 

Страшный суд с Девой и Св. Иоанна

 

Триптих — Мария провозглашения (внешние створки), 1437

 

Триптих — Мария провозглашения, 1437

 

Триптих — Мария провозглашения, деталь  Мария с младенцем

 

Фонтан благодати и торжество Церкви над синагогой, 1430

 

Христос на кресте между Богородицы и святого Иоанна

 

Этюд для алтаря ‘Мистический агнец’

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *