Поленов Василий Дмитриевич. Земной путь Христа


В мае 1906 года Поленов составил художественное завещание. Главным трудом своей жизни он назвал изображение евангельской истории в последовательном ряде картин. Ради этого по следам Иисуса Христа он совершил два путешествия на Восток.

Ради этого работал несколько десятков лет, написал десятки картин и завершил в 1909 году свой евангельский цикл полотном «В пределы Тирские».

Поленов Василий Дмитриевич (1844 — 1927) родился в Петербурге. Учился в Петербургской Академии Художеств и параллельно на юридическом факультете Петербургского Университета. Брал частные уроки у Чистякова и Крамского.

Тема для выпускного конкурса в Академии Художеств носила библейский характер и называлась «Воскрешение дочери Иаира». С программой художник справился блестяще. И композиция картины, и ее световое решение соответствовали высокому моменту чуда воскрешения. И главное – картина оказалась не случайной для Поленова, будущее творчество которого тесно сплелось с древней историей библейского Востока.

Получив золотую медаль и пенсию для стажировки за границей, Василий Дмитриевич отправляется в Европу. Он посетит Италию, Францию и Германию.

Не только сюжеты картин, но и жизнь художника складывается поначалу по романтическому образцу. Первую любовь, восемнадцатилетнюю Марусю Оболенскую, он как Орфей Эвридику теряет в одночасье. Она умирает в Риме буквально в неделю, заразившись корью. Две фотографии Маруси – живой и во гробу, в окружении белых лилий, – Поленов будет хранить до смерти. Он нарисует этюд с ее могилы на кладбище в Риме. А тогда, после смерти девушки, он никого не хочет видеть. Не ест, не спит.

Пытаясь укрыться от душевных страданий, Поленов, едва вернувшись из Европы домой, отправляется на войну. В сентябре 1876 года он едет в Сербию, в добровольческую армию генерала Черняева.

Журнал «Пчела» публикует не только рисунки Поленова, но и дневник русского добровольца. За участие в кавалеристской атаке он награжден крестом и медалью за храбрость.

В 1877 году Василий Дмитриевич снова отправляется на Балканы, на этот раз на Русско-турецкую войну. Быть художником при главном штабе его приглашает цесаревич. Поленова влекут опасности и роковые красавицы. Кажется, девушка его мечты должна быть непременно необычной, яркой личностью.

 

Воскрешение дочери Иаира. 1871

Он встретил Марию Николаевну Климентову в обстановке самой прозаической, но на роль романтической героини колоритная русская певица, солистка Большого театра, подходила идеально.
Именно ей он писал с войны. Однако, роман с Климентовой закончился драматически – она вышла замуж и это был конец отношений.

Вернувшись домой живописец пишет «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад».
Потом Поленов попал в Мамонтовский кружок. Здесь он занялся театральными постановками. Попробовал себя в качестве декоратора, актера-трагика и даже композитора. Но все было не то.

Трагедии преследуют Поленова. В 1979 умирает отец.
В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника – Вера. Василий Дмитриевич впал в такое состояние, словно сам был болен. Они родились в один день и были очень дружны друг с другом. Но, как это часто бывает с близнецами, один оказался слабее.

Когда Верочка болела, Василий всегда стремился сделать для нее что-нибудь приятное – подарить рисунок или написать стихи. В этот раз он принялся сочинять симфонию. Очень торопился. Хотел во что бы то ни стало успеть закончить хотя-бы первую часть к ее выздоровлению. Они подолгу разговаривали, когда он сидел возле Вериной постели, вспоминали детство. У них было великолепное детство.

Папа – петербургский дворянин Дмитрий Васильевич Поленов был известным археологом и библиографом. Мама занималась живописью и детской литературой.

В семье был настоящий культ художника Иванова. Отец познакомился с ним будучи в Италии, а по возвращении восторженно рассказал об удивительном труде этого гениального художника. С тех пор Поленовы жили непрерывным ожиданием приезда в Петербург автора «Явления Христа народу».
Дмитрий Васильевич даже приобрел большое кресло-качалку, в котором мог бы уютно себя чувствовать Александр Андреевич и они смогли бы подолгу разговаривать о живописи, об искусстве…

 

Заросший пруд. 1879

Этим чаяниям не суждено было сбыться. По возвращении в Россию Иванов заболел холерой и умер. В память о нем у Поленовых осталось кресло и оригинальный этюд с изображением складок одежды Иоанна Крестителя и двух апостолов.

— А помнишь, – однажды спросила Вера, – ты мечтал продолжить дело Иванова. Иванов написал Предтечу и Христа, грядущего народу, а ты хотел изобразить Спасителя, совершающего свой путь среди людей. Ты должен дать мне слово, что ты возьмешься за серьезную работу и напишешь картину, о которой мы с тобой давно говорили.
— Какую, Верочка?
— О Христе и грешнице.

Через несколько дней после этого разговора Вера Дмитриевна скончалась.
Поленов был безутешен. Он бежит в Абрамцево.
Пытаясь преодолеть горе, он пишет картину «Больная». Там же вместе с Виктором Васнецовым он сначала проектирует, затем строит, а потом расписывает приусадебную церковь.

Спустя полгода после смерти Веры Поленов от Саввы Мамонтова узнал, что историк искусства Адриан Прахов собирается в путешествие на Ближний Восток. Он сопровождал двадцатитрехлетнего князя Абамелек-Лазарева, миллионера и археолога, который спонсировал экспедицию. Поленов написал Прахову и уже в середине сентября они сели в Москве на поезд. Поленову было тридцать семь. Так начиналась новая глава жизни художника.
Путешественники посетили Турцию, Египет, Палестину, Сирию.

Из воспоминаний Поленова о его первом путешествии:
«Наконец мы в Константинополе… Все, что я до сих пор видел, не имеет такого размаха личного творчества, как Собор Святой Софии. Ни Пантеон, ни Храм Петра, ни Кельнский Собор не могут сравниться со свободным полетом мысли, создавшим этот храм. Воображаю себе, что за красота была, когда все мозаики были целы».

В Иерусалиме путешественники поселились в русском подворье, где консул, страстный любитель живописи, приготовил им комнаты.
«Шел мягкий мокрый снег, так что Иерусалим превратился в русский город. Один русский мужичок в тулупе стоит и крестится. Слава Богу, совсем как у нас. Но зато после бури, когда я стал работать, наступили чудесные весенние дни».

 

Золотая осень. 1893

Вернувшись из путешествия в 1882, Василий Дмитриевич, наконец, женился на девушке, которую он едва замечал четыре года. Наталья Васильевна Якунчикова воспитывалась в семье мецената Саввы Мамонтова.
У Мамонтова в Абрамцево восемнадцатилетняя Наташа и увидела впервые Поленова и полюбила его.

С Саввой Мамонтовым Поленов познакомился еще в Италии, во время пенсионерской поездки, но подружился с ним в подмосковном мамонтовском имении, где возник знаменитый художественный кружок. Здесь работали Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Михаил Нестеров и другие художники, артисты и музыканты.
Мамонтовские вечера духовно обогащали Поленова, а скромная красота усадьбы вошла во многие его поэтические пейзажи. Художник увлекся оформлением домашних спектаклей у Мамонтова. Весь Мамонтовский кружок, включая Поленова и Наталью Якунчикову, работал над строительством Абрамцевской церкви. Поленов сделал несколько проектов для купола, по его рисункам изготовлялись царские врата, он выполнил эскизы для решеток иконостаса и многое другое. Совместная работа еще более сблизила художников.

В 1882 году состоялось освещение храма, в строительство которого, по словам Натальи Васильевны, было вложено так много любви, интереса и личного духа.
В этой церкви Поленов и Якунчикова обвенчались.
Через полтора года вместе с женой он уехал в Италию работать над своей картиной. В 1884 году в семействе Поленовых появляется на свет мальчик Федюша.

Именно в Риме, готовясь к главной своей картине, Поленов утвердился в намерении писать серию из жизни Христа. В переулках римского гетто сохранились древние типажи, каких и не встретишь в Иерусалиме. Вслед за Ивановым Поленов нашел здесь свои библейские образы. Его римские этюды пригодились на годы вперед.
Жена Наталья помогала ему в работе – шила костюмы для картины.

«Картина моя, – писал Поленов в Москву, – все яснее и яснее передо мной рисуется. Но начинать ее в Риме я не думаю. Хочу все для нее подготовить и писать уже дома, но для этого надо решить, где удобнее с ней поместиться».
Эскизы к картине «Христос и грешница» были сделаны еще в 1876 году. Этюды пейзажей для нее он пишет во время путешествия в Палестину. Над фигурами натурщиков, костюмами, эскизами работает в Риме. Но писать картину приезжает в Россию.

 

Московский дворик. 1878

Летом 1885 года в усадьбе под Подольском Поленов сделал угольный рисунок на холсте в размере будущего полотна. Но где писать такую большую картину?
Савва Иванович Мамонтов предоставил художнику свой кабинет. Два года Поленов работал там над картиной.

В это время внезапно умирает двухлетний сын художника. Поленов теряет себя. Его начинают мучить бесконечные приступы неврастении, посещать мысли о самоубийстве. В таком состоянии он заканчивает работу над картиной.
От первых этюдов до завершения прошло пятнадцать лет.

Наконец картина была написана и встал вопрос – что с ней делать дальше? Третьяков, мечтавший приобрести ее для своего собрания, писал Поленову: «Ее может купить либо правительство или я».

Поленов решил представить ее на пятнадцатой выставке передвижников.
Выставку посетил и император Александр Третий и, неожиданно для чиновников, царь картину купил, и она стала жемчужиной экспозиции Русского музея, основанного двенадцать лет спустя.

Тяжелое состояние, вызванное кончиной первенца, долго не оставляло Поленова. Мучаясь бесконечными припадками мрачного настроения, он уезжает на лечение за границу.

В 1889 году он пишет жене из Парижа:
«Ты знаешь, головные боли преследуют меня с прежней силой. Кажется, теперь я понимаю, что исцелить меня до конца могут только время и деревня. Как ни хороша Европа, а жить надо в России. К тому же подло жить в Европе, если работать надо дома, если здоровье не гонит вон».

Через год на царские деньги он приобретает небольшое именьице на берегу Оки. По собственному проекту строит там дом, в котором и размещает свою мастерскую. Летом Поленов с пилой и топором в лесу, с веслами на реке. Зимой и осенью он пишет этюды.
Потихонечку придя в себя, он вновь берется за главное дело его жизни – евангельские сюжеты.

 

Одалиска. 1875

«Трудная задача стоит передо мной. Непосильная. Но я не в состоянии от нее отказаться. Слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем», — писал Поленов о своем замысле рассказать в картинах жизнь Христа.
Для этого в 1899 году он организовал вторую экспедицию на Восток.
Более десяти лет художник трудится над задуманным циклом.

Выставка картин из жизни Христа открылась в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. И снова цензурные хлопоты.
Наконец разрешение было получено и 22 февраля 1909 года работа, которой он посвятил практически всю жизнь, предстала перед публикой.

Картины были развешены Поленовым в хронологическом порядке и в заснеженном Петербурге засверкали краски Святой Земли, по которой шел от рождения к распятию его Христос.
Был большой резонанс и много прессы. Хвалили, ругали, сомневались, восхищались, думали.

Вторая выставка из жизни Христа открылась в Москве в апреле 1909 года. Потом картины путешествовали по России вместе с выставкой передвижников. До Первой Мировой войны картины два года находились на выставке в Праге, где по просьбе Поленова были сделаны с них репродукции и составлен альбом, выпущенный небольшим тиражом.

После грандиозного успеха в России цикл из жизни Христа ждали и в Америке. Однако к назначенному рейсу груз подвезти не успели. Корабль, который должен был отправить картины, назывался «Титаник». Увидев в этом божий промысел Василий Дмитриевич долго не решался выставлять свои полотна за рубежом.

Потом была Первая Мировая война, Революция, голод, террор, изъятие церковных ценностей.

Понимая, что при большевистской власти его картины вряд ли окажутся востребованы, художник соглашается отправить полотна из евангельского цикла за океан и в 1924 году тринадцать картин евангельского цикла попадают в Америку.
В Нью-Йорке была организованна большая выставка русских художников, имевшая колоссальный успех. Поленов оказался самым дорогим живописцем. Его полотна были проданы на общую сумму 21 400 долларов. Но сам Поленов получил крохи, а картины его разошлись по частным коллекциям.

Цикл из жизни Христа включал семьдесят две работы. Увы, как единое целое сегодня он утрачен. И только в пражском альбоме, давно ставшим библиографической редкостью, мы можем увидеть, что это было.

Последние годы проходят в постоянных припадках болезни, сменяющихся то удивительной бодростью, то наоборот, унынием.

В один из таких дней он напишет:
«Смерть человека, которому удалось кое-что из его замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное. Это есть отдых. Отдых вечный. Покой небытия. А бытие его остается, переходя в то, что он сделал».

 

Аббатство в Редоне. 1873-1876

 

Автопортрет. Начало 1900-х

 

Амазонка на коне (Е.Д.Поленова)

 

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон. 1875

 

Архитектурные зарисовки. Из путешествия по Германии. 1872

 

Атриум. 1879

 

Баальбек. 1882

 

Баальбек. Развалины храма Юпитера и храма Солнца. 1882

 

Бабушкин сад. 1878

 

Барка. 1874-1887

 

Бейрут. 1882

 

Бейрут. вариант 2. 1882

 

Белая лошадка. Нормандия. 1874

 

Березовая аллея в Абрамцеве. 1880

 

Благовещенский собор. Придел собора Пресвятой Богородицы в главе. 1877

 

Блудный сын. 1874

 

Блудный сын. вариант 2. 1874

 

Больная. 1886

 

Больная. вариант 2. 1886

 

Большие пирамиды Хеопса и Хефрена. 1899

 

Букет цветов. 1880

 

Был в пустыне. 1909

 

В парке. Местечко Вёль в Нормандии. 1874

 

Венеция. 1896

 

Венеция. Каналы. 1890-е

 

Венеция. Трубы. 1890-е

 

Верхний пруд в Абрамцеве. 1882

 

Вид на Оку с восточного берега

 

Вид Тарусы с высокого берега Оки. 1916

 

Вид Феодосии со стороны Карантина с развалинами Генуэзской крепости. 1912

 

Водопад. Конец 1890 — начало 1900-х

 

Возвестила радость плачущим. 1899-1909

 

Воря. 1882

 

Воскрешение дочери Иаира. 1870

 

Воскрешение дочери Иаира. рисунок. 1871

 

Генисаретское озеро. 1880-е

 

Генисаретское озеро. 1899

 

Главная квартира Командующего Рущукским отрядом в Брестовце. 1883

 

Голова еврея. 1884

 

Голова И. И. Левитана в повороте головы Христа в картине Мечты. 1894

 

Голова молодого мужчины в синем покрывале. 1880-е

 

Голова молодой женщины в белом покрывале. 1880-е

 

Голова натурщицы Бланш Ормье. 1875

 

Голова нубийца. 1881

 

Голова рыжеволосого мужчины в желтой ермолке. 1880-е

 

Голова рыжего мужчины (в профиль). 1880-е

 

Голова старого еврея. 1895

 

Голова фарисея. 1884

 

Голова Христа. 1880-е

 

Голова Христа. Около 1887

 

Горелый лес. 1881

 

Гористый берег реки Ояти

 

Городской пейзаж. 1875

 

Гр. И.И.Толстой и И.Е.Репин на заседании в Академии художеств. 1885

 

Гугенот. 1870

 

Две женские фигуры. Мужская фигура с осликом

 

Две мужские головы в чалмах

 

Дворец фараона. 1880

 

Дворик. 1881

 

Деревня Окулова гора. 1860-е

 

Деревня Тургенево. 1885

 

Детали золотых ворот. 1893

 

Долина Оки. 1902

 

Долина реки в Болгарии. 1883

 

Долина реки. 1900

 

Дом Поленовых в Бёхове

 

Дом. Из путешествия по Германии. 1872

 

Дорога у деревни. 1877

 

Железная дорога близ станции Тарусская. 1903

 

За кого Меня почитают люди. 1890-1900-е

 

За кого Меня почитают люди. вариант 2. 1890-1900-е

 

За старым Каиром. 1882

 

Задворки. Деревня Тургенево. 1892

 

Зал в волшебном замке. 1882-1883

 

Замок Танкреда в Тивериаде

 

Зарисовки из Русско-турецкой войны. Болгарский домик. 1877

 

Зима в Риме. 1872

 

Зима. 1890

 

Зима. Имоченцы. 1880

 

Зимний пейзаж. Бёхово. 1897

 

Золотая царицына палата. Окно. 1877

 

И был там. 1890-1900-е

 

И возвратился в Галилею в силе духа. 1890-1900-е

 

Иаков и Иоанн. 1890-1900-е

 

Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель. 1882

 

Иерусалим. Лесенка с восточной стороны площадки. 1880-е

 

Интерьер избы

 

Иоанн и Иаков. 1900-е

 

Исполнялся премудрости. 1890-1900-е

 

Исполнялся премудрости. 1896-1909

 

Источник девы Марии в Назарете. 1882

 

Итальянский пейзаж с крестьянином. 1874

 

К.А.Коровин. Этюд головы Христа к картине На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888

 

Каменоломня. 1897

 

Кисть левой руки с вытянутым указательным пальцем. 1880-е

 

Кисть правой руки, сжимающей посох. 1880-е

 

Кладбище среди кипарисов. 1897

 

Колоссы Мемнона (Статуя Аменхотепа III)

 

Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце. 1878

 

Константинополь (Стамбул). Эски-Сарайский сад. 1882

 

Константинополь. 1882

 

Константинополь. Золотой Рог. 1890

 

Конь Мишка. 1876

 

Красный парус. 1911

 

Кресты. Решетки. Детали. 1883

 

Крыльцо хаты. 1870

 

Курган. 1902

 

Лагуна. Венеция. 1897

 

Лестница к замку. 1882-1883

 

Ливень. 1874

 

Лодка. 1880

 

Лопухи. 1870-е

 

Мальчик в Назарете. Евреи в Табории. 1882

 

Марфа приняла Его в дом свой. 1890-1900-е

 

Мельница на истоке речки Вёль. 1874

 

Мертвое море. 1882

 

Мечеть в Дженине. 1903

 

Мечеть Омара. Харам-эш-Шериф. 1882

 

Мечты (На горе). 1890-1900-е

 

Мечты. 1894

 

Мол в Порт-Саиде. 1882

 

Монастырь над рекой. 1898

 

Московский дворик. 1877

 

Мост через реку Чуприя в Парачине. 1876

 

На лодке. Абрамцево. 1880

 

На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888

 

На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1889

 

Нил близ Карнака. 1881

 

Нил у Фиванского хребта. 1881

 

Нормандский берег. 1874

 

Ока близ Тарусы

 

Ока летом

 

Ока. Вечер. 1903

 

Ока. Пароход Владимир, превращенный в буксир. 1926

 

Олива в Гефсиманском саду. 1882

 

Он виновен в смерти

 

Осень в Абрамцеве. 1890

 

Отлив. Вёль. 1874

 

Палестина. Нагорная проповедь. 1890-1909

 

Палестинский монах. 1886

 

Палестинский пейзаж. 1880-е

 

Палестинский этюд

 

Парачин. 1876

 

Парит. Болотце. 1892

 

Парк в Ольшанке. 1877

 

Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881-1882

 

Пейзаж с рекой. 1888

 

Переправа через реку Оять. С мельницы. 1872

 

Пир блудного сына. 1874

 

Пир у Владимира Красное солнышко. 1883

 

Повозка с ранеными. 1876

 

Погонщик ослов в Каире. 1882

 

Пожар в сухой кобре. 1870

 

Портет В.Н.Воейковой, бабушки художника. 1867

 

Портик кариатид. Эрехтейон. 1882

 

Портрет А.В.Прахова, историка искусства и художественного критика. 1879

 

Портрет А.П.Боголюбова. 1890

 

Портрет В.Д.Хрущевой, сестры художника. 1874

 

Портрет Н.В.Якунчиковой (Поленовой) за этюдом. 1882

 

Портрет Н.В.Якунчиковой, впоследствии жены художника. 1879

 

Портрет художника Ильи Ефимовича Репина. 1879

 

Пошла в Нагорную страну. 1894

 

Право господина. 1874

 

Пределы Тирские. 1911

 

Привели детей. 1890-1900-е

 

Привели детей (2). 1890-1900-е

 

Приволжский поселок. 1897

 

Призраки Эллады. 1900-е

 

Пруд в Абрамцеве. 1883

 

Пруд в Вёле. 1874

 

Пруд в парке. Ольшанка. 1877

 

Пруд. 1880

 

Развалины дворца в Палестине. 1882

 

Развалины Тивериады. 1882-1883

 

Ранний снег. 1891

 

Ранний снег. Бёхово. 1891

 

Река Воря. 1881

 

Река Клязьма. Жуковка. 1888

 

Река Оять. 1880-е

 

Река Оять (2). 1880-е

 

Река Оять (3). 1880-е

 

Река Оять (4). 1880-е

 

Река. 1899

 

Речка Свинка близ Алексина. 1900-е

 

Решили идти в Иерусалим. 1899-1909

 

Русская деревня. 1889

 

Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия. 1874

 

С.И.Мамонтов и П.А.Спиро у рояля. 1882

 

Сад Маргариты. 1882

 

Сидящий Христос. 1880-е

 

Сказитель былин Никита Богданов. 1876

 

Сказитель Василий Петрович Щеголенок (Щеголенков). 1879

 

Солдат с вязанкой дров. 1883

 

Сосновый бор на берегу реки

 

Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове. 1860

 

Среди учителей. 1890-1900-е

 

Среди учителей. 1896

 

Старая мельница. 1880

 

Старые ворота. Вель. Нормандия. 1874

 

Стынет. Осень на Оке близ Тарусы. 1893

 

Тайная вечеря

 

Таруса. 1920

 

Теремной дворец. Выход из покоев на Золотое крыльцо. 1877

 

Теремной дворец. Наружный вид. 1877

 

Тивериадский еврей. 1882

 

Тивериадское (Генисаретское) озеро. 1881-1882

 

Тивериадское (Генисаретское) озеро (2). 1881-1882

 

Типажи людей на Тивериадском озере. 1881

 

Троада

 

У подножия горы Хермон. 1882

 

У подножия горы. 1890-1909

 

Убитый солдат. Близ селения Мечки. 1883

 

Уголок средневекового города со стеной. 1889

 

Усадьба Борок. 1910

 

Успенский собор во Владимире. 1860

 

Успенский собор. Рака митрополита Ионы. 1877

 

Успенский собор. Южные врата. 1877

 

Ущелье среди скалистых гор. 1897

 

Харам Эш-Шериф — площадь, где находился древний иерусалимский храм. 1882

 

Храм Изиды на острове Филе. 1882

 

Христос и грешница. 1873

 

Христос и грешница. 1876

 

Христос и грешница. 1883

 

Христос и грешница. 1885

 

Христос и грешница. 1888

 

Христос и грешница. рисунок. 1888

 

Христос. 1887

 

Хроника нашего художественного кружка. Рисунок для обложки. 1894

 

Цезарская забава. 1879

 

Церковь Святой Елены. Придел храма Гроба Господня. 1882

 

Часовня на берегу Оки. 1893

 

Черногорец. 1876

 

Черногорка. 1874

 

Черногорская девушка. 1876

 

Эрехтейон. Портик кариатид. 1882

 

Эскиз и план Троицкой церкви для села Бёхова. 1903

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *