В мае 1906 года Поленов составил художественное завещание. Главным трудом своей жизни он назвал изображение евангельской истории в последовательном ряде картин. Ради этого по следам Иисуса Христа он совершил два путешествия на Восток. Ради этого работал несколько десятков лет, написал десятки картин и завершил в 1909 году свой евангельский цикл полотном «В пределы Тирские».
Поленов Василий Дмитриевич (1844 — 1927) родился в Петербурге. Учился в Петербургской Академии Художеств и параллельно на юридическом факультете Петербургского Университета. Брал частные уроки у Чистякова и Крамского.
Тема для выпускного конкурса в Академии Художеств носила библейский характер и называлась «Воскрешение дочери Иаира». С программой художник справился блестяще. И композиция картины, и ее световое решение соответствовали высокому моменту чуда воскрешения. И главное – картина оказалась не случайной для Поленова, будущее творчество которого тесно сплелось с древней историей библейского Востока.
Получив золотую медаль и пенсию для стажировки за границей, Василий Дмитриевич отправляется в Европу. Он посетит Италию, Францию и Германию.
Не только сюжеты картин, но и жизнь художника складывается поначалу по романтическому образцу. Первую любовь, восемнадцатилетнюю Марусю Оболенскую, он как Орфей Эвридику теряет в одночасье. Она умирает в Риме буквально в неделю, заразившись корью. Две фотографии Маруси – живой и во гробу, в окружении белых лилий, – Поленов будет хранить до смерти. Он нарисует этюд с ее могилы на кладбище в Риме. А тогда, после смерти девушки, он никого не хочет видеть. Не ест, не спит.
Пытаясь укрыться от душевных страданий, Поленов, едва вернувшись из Европы домой, отправляется на войну. В сентябре 1876 года он едет в Сербию, в добровольческую армию генерала Черняева.
Журнал «Пчела» публикует не только рисунки Поленова, но и дневник русского добровольца. За участие в кавалеристской атаке он награжден крестом и медалью за храбрость.
В 1877 году Василий Дмитриевич снова отправляется на Балканы, на этот раз на Русско-турецкую войну. Быть художником при главном штабе его приглашает цесаревич. Поленова влекут опасности и роковые красавицы. Кажется, девушка его мечты должна быть непременно необычной, яркой личностью.
Он встретил Марию Николаевну Климентову в обстановке самой прозаической, но на роль романтической героини колоритная русская певица, солистка Большого театра, подходила идеально.
Именно ей он писал с войны. Однако, роман с Климентовой закончился драматически – она вышла замуж и это был конец отношений.
Вернувшись домой живописец пишет «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад».
Потом Поленов попал в Мамонтовский кружок. Здесь он занялся театральными постановками. Попробовал себя в качестве декоратора, актера-трагика и даже композитора. Но все было не то.
Трагедии преследуют Поленова. В 1979 умирает отец.
В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника – Вера. Василий Дмитриевич впал в такое состояние, словно сам был болен. Они родились в один день и были очень дружны друг с другом. Но, как это часто бывает с близнецами, один оказался слабее.
Когда Верочка болела, Василий всегда стремился сделать для нее что-нибудь приятное – подарить рисунок или написать стихи. В этот раз он принялся сочинять симфонию. Очень торопился. Хотел во что бы то ни стало успеть закончить хотя-бы первую часть к ее выздоровлению. Они подолгу разговаривали, когда он сидел возле Вериной постели, вспоминали детство. У них было великолепное детство.
Папа – петербургский дворянин Дмитрий Васильевич Поленов был известным археологом и библиографом. Мама занималась живописью и детской литературой.
В семье был настоящий культ художника Иванова. Отец познакомился с ним будучи в Италии, а по возвращении восторженно рассказал об удивительном труде этого гениального художника. С тех пор Поленовы жили непрерывным ожиданием приезда в Петербург автора «Явления Христа народу».
Дмитрий Васильевич даже приобрел большое кресло-качалку, в котором мог бы уютно себя чувствовать Александр Андреевич и они смогли бы подолгу разговаривать о живописи, об искусстве…
Этим чаяниям не суждено было сбыться. По возвращении в Россию Иванов заболел холерой и умер. В память о нем у Поленовых осталось кресло и оригинальный этюд с изображением складок одежды Иоанна Крестителя и двух апостолов.
— А помнишь, – однажды спросила Вера, – ты мечтал продолжить дело Иванова. Иванов написал Предтечу и Христа, грядущего народу, а ты хотел изобразить Спасителя, совершающего свой путь среди людей. Ты должен дать мне слово, что ты возьмешься за серьезную работу и напишешь картину, о которой мы с тобой давно говорили.
— Какую, Верочка?
— О Христе и грешнице.
Через несколько дней после этого разговора Вера Дмитриевна скончалась.
Поленов был безутешен. Он бежит в Абрамцево.
Пытаясь преодолеть горе, он пишет картину «Больная». Там же вместе с Виктором Васнецовым он сначала проектирует, затем строит, а потом расписывает приусадебную церковь.
Спустя полгода после смерти Веры Поленов от Саввы Мамонтова узнал, что историк искусства Адриан Прахов собирается в путешествие на Ближний Восток. Он сопровождал двадцатитрехлетнего князя Абамелек-Лазарева, миллионера и археолога, который спонсировал экспедицию. Поленов написал Прахову и уже в середине сентября они сели в Москве на поезд. Поленову было тридцать семь. Так начиналась новая глава жизни художника.
Путешественники посетили Турцию, Египет, Палестину, Сирию.
Из воспоминаний Поленова о его первом путешествии:
«Наконец мы в Константинополе… Все, что я до сих пор видел, не имеет такого размаха личного творчества, как Собор Святой Софии. Ни Пантеон, ни Храм Петра, ни Кельнский Собор не могут сравниться со свободным полетом мысли, создавшим этот храм. Воображаю себе, что за красота была, когда все мозаики были целы».
В Иерусалиме путешественники поселились в русском подворье, где консул, страстный любитель живописи, приготовил им комнаты.
«Шел мягкий мокрый снег, так что Иерусалим превратился в русский город. Один русский мужичок в тулупе стоит и крестится. Слава Богу, совсем как у нас. Но зато после бури, когда я стал работать, наступили чудесные весенние дни».
Вернувшись из путешествия в 1882, Василий Дмитриевич, наконец, женился на девушке, которую он едва замечал четыре года. Наталья Васильевна Якунчикова воспитывалась в семье мецената Саввы Мамонтова.
У Мамонтова в Абрамцево восемнадцатилетняя Наташа и увидела впервые Поленова и полюбила его.
С Саввой Мамонтовым Поленов познакомился еще в Италии, во время пенсионерской поездки, но подружился с ним в подмосковном мамонтовском имении, где возник знаменитый художественный кружок. Здесь работали Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Михаил Нестеров и другие художники, артисты и музыканты.
Мамонтовские вечера духовно обогащали Поленова, а скромная красота усадьбы вошла во многие его поэтические пейзажи. Художник увлекся оформлением домашних спектаклей у Мамонтова. Весь Мамонтовский кружок, включая Поленова и Наталью Якунчикову, работал над строительством Абрамцевской церкви. Поленов сделал несколько проектов для купола, по его рисункам изготовлялись царские врата, он выполнил эскизы для решеток иконостаса и многое другое. Совместная работа еще более сблизила художников.
В 1882 году состоялось освещение храма, в строительство которого, по словам Натальи Васильевны, было вложено так много любви, интереса и личного духа.
В этой церкви Поленов и Якунчикова обвенчались.
Через полтора года вместе с женой он уехал в Италию работать над своей картиной. В 1884 году в семействе Поленовых появляется на свет мальчик Федюша.
Именно в Риме, готовясь к главной своей картине, Поленов утвердился в намерении писать серию из жизни Христа. В переулках римского гетто сохранились древние типажи, каких и не встретишь в Иерусалиме. Вслед за Ивановым Поленов нашел здесь свои библейские образы. Его римские этюды пригодились на годы вперед.
Жена Наталья помогала ему в работе – шила костюмы для картины.
«Картина моя, – писал Поленов в Москву, – все яснее и яснее передо мной рисуется. Но начинать ее в Риме я не думаю. Хочу все для нее подготовить и писать уже дома, но для этого надо решить, где удобнее с ней поместиться».
Эскизы к картине «Христос и грешница» были сделаны еще в 1876 году. Этюды пейзажей для нее он пишет во время путешествия в Палестину. Над фигурами натурщиков, костюмами, эскизами работает в Риме. Но писать картину приезжает в Россию.
Летом 1885 года в усадьбе под Подольском Поленов сделал угольный рисунок на холсте в размере будущего полотна. Но где писать такую большую картину?
Савва Иванович Мамонтов предоставил художнику свой кабинет. Два года Поленов работал там над картиной.
В это время внезапно умирает двухлетний сын художника. Поленов теряет себя. Его начинают мучить бесконечные приступы неврастении, посещать мысли о самоубийстве. В таком состоянии он заканчивает работу над картиной.
От первых этюдов до завершения прошло пятнадцать лет.
Наконец картина была написана и встал вопрос – что с ней делать дальше? Третьяков, мечтавший приобрести ее для своего собрания, писал Поленову: «Ее может купить либо правительство или я».
Поленов решил представить ее на пятнадцатой выставке передвижников.
Выставку посетил и император Александр Третий и, неожиданно для чиновников, царь картину купил, и она стала жемчужиной экспозиции Русского музея, основанного двенадцать лет спустя.
Тяжелое состояние, вызванное кончиной первенца, долго не оставляло Поленова. Мучаясь бесконечными припадками мрачного настроения, он уезжает на лечение за границу.
В 1889 году он пишет жене из Парижа:
«Ты знаешь, головные боли преследуют меня с прежней силой. Кажется, теперь я понимаю, что исцелить меня до конца могут только время и деревня. Как ни хороша Европа, а жить надо в России. К тому же подло жить в Европе, если работать надо дома, если здоровье не гонит вон».
Через год на царские деньги он приобретает небольшое именьице на берегу Оки. По собственному проекту строит там дом, в котором и размещает свою мастерскую. Летом Поленов с пилой и топором в лесу, с веслами на реке. Зимой и осенью он пишет этюды.
Потихонечку придя в себя, он вновь берется за главное дело его жизни – евангельские сюжеты.
«Трудная задача стоит передо мной. Непосильная. Но я не в состоянии от нее отказаться. Слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем», — писал Поленов о своем замысле рассказать в картинах жизнь Христа.
Для этого в 1899 году он организовал вторую экспедицию на Восток.
Более десяти лет художник трудится над задуманным циклом.
Выставка картин из жизни Христа открылась в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. И снова цензурные хлопоты.
Наконец разрешение было получено и 22 февраля 1909 года работа, которой он посвятил практически всю жизнь, предстала перед публикой.
Картины были развешены Поленовым в хронологическом порядке и в заснеженном Петербурге засверкали краски Святой Земли, по которой шел от рождения к распятию его Христос.
Был большой резонанс и много прессы. Хвалили, ругали, сомневались, восхищались, думали.
Вторая выставка из жизни Христа открылась в Москве в апреле 1909 года. Потом картины путешествовали по России вместе с выставкой передвижников. До Первой Мировой войны картины два года находились на выставке в Праге, где по просьбе Поленова были сделаны с них репродукции и составлен альбом, выпущенный небольшим тиражом.
После грандиозного успеха в России цикл из жизни Христа ждали и в Америке. Однако к назначенному рейсу груз подвезти не успели. Корабль, который должен был отправить картины, назывался «Титаник». Увидев в этом божий промысел Василий Дмитриевич долго не решался выставлять свои полотна за рубежом.
Потом была Первая Мировая война, Революция, голод, террор, изъятие церковных ценностей.
Понимая, что при большевистской власти его картины вряд ли окажутся востребованы, художник соглашается отправить полотна из евангельского цикла за океан и в 1924 году тринадцать картин евангельского цикла попадают в Америку.
В Нью-Йорке была организованна большая выставка русских художников, имевшая колоссальный успех. Поленов оказался самым дорогим живописцем. Его полотна были проданы на общую сумму 21 400 долларов. Но сам Поленов получил крохи, а картины его разошлись по частным коллекциям.
Цикл из жизни Христа включал семьдесят две работы. Увы, как единое целое сегодня он утрачен. И только в пражском альбоме, давно ставшим библиографической редкостью, мы можем увидеть, что это было.
Последние годы проходят в постоянных припадках болезни, сменяющихся то удивительной бодростью, то наоборот, унынием.
В один из таких дней он напишет:
«Смерть человека, которому удалось кое-что из его замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное. Это есть отдых. Отдых вечный. Покой небытия. А бытие его остается, переходя в то, что он сделал».