В январе 1837 года в возрасте двадцати двух лет Милле впервые вступил на парижскую мостовую и город произвел на него ужасающее впечатление.
Гам, гарь, суета, толпы, чрезмерно ярко одетые женщины и как-то очень раскованно ведущие себя мужчины.Юноша из очень религиозной крестьянской семьи решил, что он угодил прямо в Ад. И очевидно, потрясение было столь велико, что он тут же разрыдался.
Он всегда будет в Париже чувствовать себя чужаком. Собственно, именно так к нему относились и окружающие.

сделано с любовью

Ему было чуждо все, что было в школе изящных искусств. Чуждо было в мастерской очень модного салонного живописца Поля Делароша.
А однокашники его очень опасались, ведь Жан Франсуа был богатырского телосложения, кувалды кулачищи и косая сажень в плечах. И они очень боялись, что он однажды пустит эти кулаки в ход, но он этого не делал.

За глаза они его называли лесным человеком, а мэтр Деларош именовал его нормандским дикарем.
Но когда этот нормандский дикарь надумал уйти из мастерской, маэстро сделал все, чтобы остановить юношу, потому что он прекрасно понимал, какого уровня дарование у его ученика.
Но, так и не смог. Впрочем, ни у кого не нашлось крепкой узды, чтобы можно было удержать этого Данте деревенщины, этого Микеланджело мужичья, художника-пахаря Жана Франсуа Милле.Пожалуй, как никто другой живописец понимал, что труд на земле не просто работа, то судьба.

И у него есть совершенно необычный диптих, две картины – «На работу» и «Возвращение с работы». Две границы обычного крестьянского дня, где важно не то, что написано, а то, что между ними. То, чему Милле и посвятил свою кисть.Когда в 1849 году в Париже началась эпидемия холеры, Милле вместе со своим другом художником-графиком Шарлем Жаке решили покинуть на время столицу.
А к этому времени они уже были наслышаны о том, что есть замечательное местечко в районе леса Фонтенбло. Приехали на дилижансе, вышли посреди дороги и остались одни. Перед ними не было никакой деревушки, ни маленькой, ни большой, только лесной массив. После долгих блужданий по лесу художникам наконец удалось выйти на дровосека, который указал им дорогу на Барбизон.
Так Милле открыл свою Землю Обетованную. Именно сюда он привезет свою семью. Здесь родятся девять его детей. Здесь он напишет свои лучшие творения и однажды обретет вечный покой.

И кредо его было естественным, как для землепашца смена времен года. «Меня никто не заставит кланяться», — говорил Жан Франсуа, — «Не заставит писать в угоду парижским гостиным. Крестьянином я родился, крестьянином и умру. Всегда буду стоять на родной земле и не отступлю ни на шаг».
Утром он возделывал землю, как простой пахарь. Вечерами писал картины.

***

Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в маленькой деревушке Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура в семье сельской интеллигенции.
Отец был органистом в местной церкви. Один из его братьев врачом, другой священником. И все Милле без исключения веками возделывали землю.

Так что Жан Франсуа, как и все крестьянские дети, повзрослел быстро. Помогал на ферме, пас скот, учился в церковной школе. Любил латынь, интересовался учениями французских мыслителей Монтеня и Паскаля, зачитывался Гюго и Шекспиром. Обладал феноменальной памятью. С легкостью цитировал целые страницы из Гомера и Вергилия. Книгой книг полагал Библию.

А когда родители обнаружили у сына тягу к рисованию, то приняли его талант не как отрыв от корней, а как дар свыше.
Отправили в Шербур, в мастерскую портретиста Машеля. Но мальчик по-прежнему приезжал домой в период горячей страды.
В 1835 начал постигать мастерство под патронажем метра Ланглуа. Через два года педагог выхлопотал у шербурского муниципалитета стипендию для его обучения в Париже.
Когда же срок действия пенсиона подошел к концу, молодой художник с ужасом обнаружил, что ни одна его работа так и не нашла покупателя, и взялся за жанр, который всегда давал кусок хлеба живописцам – портрет.

В 1841 Жан Франсуа повел под венец свою избранницу, дочь шербурского портного Полин Виржини Оно. Их чувствам было уже четыре года, а семейному счастью отмерено всего три.
В апреле 1844 года Полин убьет туберкулёз. До конца своих дней Милле будет нести этот крест вины перед Полин. Казнить себя, что не смог справиться с нуждой, которая подтолкнула недуг.
Вернется в Шербур. В сентябре 1845 вновь парижская сутолока. Знакомство с будущими барбизонцами, что предпочитали писать пейзаж непосредственно с натуры. Но в отличии от импрессионистов на пленэре делали лишь этюды. Милле работал только в ателье.

Тогда же судьба тридцатиоднолетнего художника переплетется с судьбой дочери простого рабочего Катрин Лемер.
Отныне у них будет много общих тягот и одно общее счастье – их дети.

Милле находил в обыденном возвышенное, а в сложном простое. Не терпел пустой суеты и даже отказался вступить в федерацию художников, во главе которой встал Курбе в период пребывания у власти парижских коммунаров.

Но, глядя на картины Милле, одни так и продолжали нервно вздрагивать при виде его корявого мужичья, предчувствуя пожары, бунты и плаху.
Другие, уже в XX веке накануне Первой Мировой войны, репродуцировали «Сборщиц колосьев» Милле на плакате рядом с призывом вступать в ряды национальной гвардии.

Милле оказался глыбой, рухнувшей в водоем живописи XIX века, круги от удара которой достигли и XX века.
Так Сальвадор Дали был настолько впечатлен «Ангелом Господним», что создал несколько сюрреалистических версий вечерней молитвы Милле.

Скромный Жан Франсуа даже не мог представить, что спустя столетия его технологии буду изучать крупные специалисты в области искусства и живописцы.

Перспективная точка его взгляда чаще на уровне персонажей, реже сверху. Писал подобно венецианцам эпохи ренессанса сразу на холсте, но делал огромное количество набросков и эскизов.
Был выдающимся рисовальщиком. Работал пастелью, черным мелком, углем. Последним выполнял подкладной рисунок, иногда черным карандашом, затем выводил контуры и растушевывал тени.
Пользовался услугами натурщиков, но и реальную модель подвергал шлифовке фантазией.

Композиционные технологии сродни Пуссену и Тинторетто.
Лепил глиняные и восковые фигурки. Перемещал их на плоскости, выискивая баланс света, тени, ракурсов.
Часто повторял свои старые работы с малыми поправками, уточнял, улучшал их.

Был тонким колористом. Умело использовал резкие контрасты света и тени. Пользовался сильным ослепляющим светом и густым пастозным мазком.
Порой тонко клал красочный слой, позволяя рассмотреть под ним светлую грунтовую основу. Виртуозно владел техникой лессировки.
Нередко покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти. Возникала фактура, словно по краске прошли скребком.
Задний план обычно писал мягко. Холст, состоящий из много фактурных частей – характерная черта манеры художника.
Гладким штрихом отрабатывал портреты. Пожалуй, лучший его портрет – изображение его родной сестры Эмилии.
Грунтовал холсты тонко. В поздний период цветными грунтами.
Предпочитал фактуру узловатых, грубых холстов.

«Я хочу», — писал Милле, — «чтобы в том, что я создаю, не было ничего случайного».

Одна из последних картин Милле «Разорители гнезд» 1874 года. То память детства и сцена словно из апокалиптического кошмара – крестьяне забивают птиц. Краска будто стекает с поверхности холста. А сама история столь трагична, что некоторые усмотрели в ней предчувствие своего близкого конца самим художником.

В конце 1873 года Милле начнет чувствовать себя очень плохо. В мае 1874 получит правительственный заказ для пантеона на цикл из жития святой Женевьевы, небесной покровительнице Парижа.
Успеет сделать лишь несколько предварительных набросков.
Третьего января 1875 срочно закажет в Барбизоне церковный обряд бракосочетания с Катрин. Их союз более 20 лет был зафиксирован гражданским документом, но для Милле клятвы, данные у алтаря, были святы.
Через 16 дней Милле не стало. Художнику было всего 60 лет.

 

Жан Франсуа Милле - Сборщицы колосьев. 1857
Сборщицы колосьев. 1857

Жан Франсуа Милле. Картина «Сборщицы колосьев»

Когда собирательницы колосьев Милле появились в лощёной атмосфере Парижского салона в 1857 году, зрители буквально впали в ступор. Тут же обозвали сборщиц настоящими страшилищами в лохмотьях, а газетная критика зашлась воплями мрачных предсказаний.

«Вот проходят сборщицы господина Милле. Позади них на мрачном горизонте вырисовываются лики народных восстаний и окровавленные эшафоты», — писала газета Le Figaro.

Но откуда такая реакция? Ведь Милле не был первым в крестьянской теме. Во французской живописи эта традиция восходит еще к средневековым манускриптам. В XVII веке ей посвятили свои работы братья Ленен. Но, наверное, самые знаменитые сцены народного быта принадлежат великому нидерландцу, эталону Милле, Питеру Брейгелю, даже прозванному мужицким.
В XIX столетии мода на крестьянскую тему, казалось, сохранилась. Но теперь крестьян изображали только в двух ипостасях – либо умиление до слез, либо десантированная ирония.
Милле же посмел возвысить образы невежественных детей земли до национальных героев и уровня библейских персонажей.
Так его собирательницы — почти церковная фреска, хотя сбор оставшихся колосьев был в ту эпоху уделом уже полной нищеты.
Не случайно в глубине композиции художник поместил верхового. То надсмотрщик, поставленный следить, чтобы ни один злак не был взят из стогов. Разрешалось поднимать только те крохи, что все еще валялись на земле.
На первом плане три женские фигуры. Две уже согнуты в три погибели. Одна устало тянет руку к земле, пытаясь как бы подцепить пальцами тоненькую соломинку, на которой возможно еще сохранились зерна. А линия горизонта будто наваливается на их изломанные спины всей своей тяжестью.
Лиц почти не видно. Под ними поле, за ними поле. Но художник ничего не драматизировал. Он просто констатировал факт. Земля, труд, человек – такова извечная крестьянская доля. Такова была доля и самого Милле.

 

Жан Франсуа Милле - Леконт де Лиль. 1840
Леконт де Лиль. 1840

 

Жан Франсуа Милле - Портрет Юджина Кановилля. 1840
Портрет Юджина Кановилля. 1840

 

Жан Франсуа Милле - Попугай в монастыре. 1840
Попугай в монастыре. 1840

 

Жан Франсуа Милле - Луиза-Антуанетта Феарден. 1841
Луиза-Антуанетта Феарден. 1841

 

Жан Франсуа Милле - Портрет Жевена (мэра Шербурга). 1841
Портрет Жевена (мэра Шербурга). 1841

 

Жан Франсуа Милле - Графиня Вальмон. 1841
Графиня Вальмон. 1841
сделано с любовью

 

Жан Франсуа Милле - Автопортрет. 1841
Автопортрет. 1841

 

Жан Франсуа Милле - Портрет Арамана Оно. 1843
Портрет Арамана Оно. 1843

 

Жан Франсуа Милле - Пастухи Аркадии. 1843
Пастухи Аркадии. 1843

 

Жан Франсуа Милле - Портрет Паулины Оно. 1844
Портрет Паулины Оно. 1844

 

Жан Франсуа Милле - Молодая женщина. 1845
Молодая женщина. 1845

 

Жан Франсуа Милле - Портрет мужчины. 1845
Портрет мужчины. 1845

 

Жан Франсуа Милле - Молодая девушка, играющая на мандолине. 1845
Молодая девушка, играющая на мандолине. 1845

 

Жан Франсуа Милле - Жертвоприношение Пану. 1845
Жертвоприношение Пану. 1845

 

Жан Франсуа Милле - Эдипа снимают с дерева. 1847
Эдипа снимают с дерева. 1847

 

Жан Франсуа Милле - Купальщица. 1848
Купальщица. 1848

 

Жан Франсуа Милле - Кузнец и его невеста. 1848
Кузнец и его невеста. 1848

 

Жан Франсуа Милле - Скала в Кастель-Вендон. 1848
Скала в Кастель-Вендон. 1848

 

Жан Франсуа Милле - Веятель. 1848
Веятель. 1848

 

Жан Франсуа Милле - Сеятель. 1850
Сеятель. 1850

 

Жан Франсуа Милле - Пильщики. 1852
Пильщики. 1852

 

Жан Франсуа Милле - Путь на работу. 1853
Путь на работу. 1853

 

Жан Франсуа Милле - Жнецы на отдыхе. 1853
Жнецы на отдыхе. 1853

 

Жан Франсуа Милле - Чесальщик. 1854
Чесальщик. 1854

 

Жан Франсуа Милле - Комод. 1854
Комод. 1854

 

Жан Франсуа Милле - Женщина печет хлеб. 1854
Женщина печет хлеб. 1854

 

Жан Франсуа Милле - Ферма в Гревилле. 1854
Ферма в Гревилле. 1854

 

Жан Франсуа Милле - Ферма в Гревилле. 1855
Ферма в Гревилле. 1855

 

Жан Франсуа Милле - Крестьянин раскидывает навоз. 1855
Крестьянин раскидывает навоз. 1855

 

Жан Франсуа Милле - Землекопы. 1855
Землекопы. 1855

 

Жан Франсуа Милле - Пастушка и ее стадо в тени деревьев. 1855
Пастушка и ее стадо в тени деревьев. 1855

 

Жан Франсуа Милле - Женщина чешет шерсть. 1855
Женщина чешет шерсть. 1855

 

Жан Франсуа Милле - Пастушка, сидящая на камне. 1856
Пастушка, сидящая на камне. 1856

 

Жан Франсуа Милле - Пастушка за вязаньем. 1857
Пастушка за вязаньем. 1857

 

Жан Франсуа Милле - Женщина с граблями. 1857
Женщина с граблями. 1857

 

Жан Франсуа Милле - Женщины, несущие вязанки. 1858
Женщины, несущие вязанки. 1858

 

Жан Франсуа Милле - Больной ребенок. 1858
Больной ребенок. 1858

 

Жан Франсуа Милле - Смерть и дровосек. 1859
Смерть и дровосек. 1859

 

Жан Франсуа Милле - Милостыня. 1859
Милостыня. 1859

 

Жан Франсуа Милле - Ангел Господень. 1859
Ангел Господень. 1859

 

Жан Франсуа Милле - Этюд для «Женщины, кормящей цыплят». 1859
Этюд для «Женщины, кормящей цыплят». 1859

 

Жан Франсуа Милле - Женщина несет дрова и ведро. 1860
Женщина несет дрова и ведро. 1860

 

Жан Франсуа Милле - Танец Амура. 1860
Танец Амура. 1860

 

Жан Франсуа Милле - Прачка. 1861
Прачка. 1861

 

Жан Франсуа Милле - Каша. 1861
Каша. 1861

 

Жан Франсуа Милле - Человек с мотыгой. 1862
Человек с мотыгой. 1862

 

Жан Франсуа Милле - В саду. 1862
В саду. 1862

 

Жан Франсуа Милле - Взрослая пастушка. 1862
Взрослая пастушка. 1862

 

Жан Франсуа Милле - Гусятница. 1863
Гусятница. 1863

 

Жан Франсуа Милле - Пастушка. 1864
Пастушка. 1864

 

Жан Франсуа Милле - Крестьяне несут домой теленка, рожденного в поле. 1864
Крестьяне несут домой теленка, рожденного в поле. 1864

 

Жан Франсуа Милле - Весна (Дафнис и Хлоя). 1865
Весна (Дафнис и Хлоя). 1865

 

Жан Франсуа Милле - Букет маргариток. 1866
Букет маргариток. 1866

 

Жан Франсуа Милле - Пейзаж, Виши. 1866
Пейзаж, Виши. 1866

 

Жан Франсуа Милле - Водяная мельница. 1866
Водяная мельница. 1866

 

Жан Франсуа Милле - Пейзаж, Виши
Пейзаж, Виши

 

Жан Франсуа Милле - Водяная мельница под Виши. 1866
Водяная мельница под Виши. 1866

 

Жан Франсуа Милле - Восходящий путь, под Виши. 1867
Восходящий путь, под Виши. 1867

 

Жан Франсуа Милле - Холмистый пейзаж. 1867
Холмистый пейзаж. 1867

 

Жан Франсуа Милле - Ферма на холме. 1867
Ферма на холме. 1867

 

Жан Франсуа Милле - Нарциссы и фиалки. 1867
Нарциссы и фиалки. 1867

 

Жан Франсуа Милле - Путь через каштановые деревья, Куссета. 1867
Путь через каштановые деревья, Куссета. 1867

 

Жан Франсуа Милле - Окрестности Виши, дом около воды. 1867
Окрестности Виши, дом около воды. 1867

 

Жан Франсуа Милле - Забор сада под Виши. 1867
Забор сада под Виши. 1867

 

Жан Франсуа Милле - Водяная мельница под Виши. 1867
Водяная мельница под Виши. 1867

 

Жан Франсуа Милле - Дорога. 1867
Дорога. 1867

 

Жан Франсуа Милле - Одуванчики. 1868
Одуванчики. 1868

 

Жан Франсуа Милле - Прядильщик, пастух Оверни. 1869
Прядильщик, пастух Оверни. 1869

 

Жан Франсуа Милле - В Оверни. 1869
В Оверни. 1869

 

Жан Франсуа Милле - Урок вязания. 1869
Урок вязания. 1869

 

Жан Франсуа Милле - Пейзаж с холмами близ Граши. 1870
Пейзаж с холмами близ Граши. 1870

 

Жан Франсуа Милле - Пюи-де-Дом. 1870
Пюи-де-Дом. 1870

 

Жан Франсуа Милле - Пейзаж под Виши. 1870
Пейзаж под Виши. 1870

 

Жан Франсуа Милле - Стадо овец, лунный свет. 1873
Стадо овец, лунный свет. 1873

 

Жан Франсуа Милле - Осенний пейзаж со стаей индеек. 1873
Осенний пейзаж со стаей индеек. 1873

 

Жан Франсуа Милле - Весна в Барбизоне. 1873
Весна в Барбизоне. 1873

 

Жан Франсуа Милле - Осенние стога. 1873
Осенние стога. 1873

 

Жан Франсуа Милле - Молодая пастушка. 1873
Молодая пастушка. 1873

 

Жан Франсуа Милле - Ночная охота на птиц. 1874
Ночная охота на птиц. 1874

 

Жан Франсуа Милле - Зима. Собиратели хвороста. 1875
Зима. Собиратели хвороста. 1875

 

Жан Франсуа Милле - Пастушка и её стадо
Пастушка и её стадо

 

Жан Франсуа Милле - Рыбаки
Рыбаки

 

Жан Франсуа Милле - Собиратели хвороста
Собиратели хвороста

 

Жан Франсуа Милле - Каменщик
Каменщик

 

Жан Франсуа Милле - Сцена в саду
Сцена в саду

 

Жан Франсуа Милле - Сад
Сад

 

Жан Франсуа Милле - Катрин Лемер
Катрин Лемер

 

Жан Франсуа Милле - Уборка картофеля
Уборка картофеля

 

Жан Франсуа Милле - Сбор яблок
Сбор яблок

 

Жан Франсуа Милле - Родной дом Милле
Родной дом Милле

 

Жан Франсуа Милле - Пейзаж с двумя крестьянками
Пейзаж с двумя крестьянками

 

Жан Франсуа Милле - Мать с двумя детьми
Мать с двумя детьми

 

Жан Франсуа Милле - Женщина, вешающая одежду
Женщина, вешающая одежду

 

Жан Франсуа Милле - Дровосек разводит костер
Дровосек разводит костер

 

Жан Франсуа Милле - Нормандская молочница
Нормандская молочница

 

Жан Франсуа Милле - Пастбища в Нормандии
Пастбища в Нормандии

 

Жан Франсуа Милле - Портрет морского офицера
Портрет морского офицера

 

Жан Франсуа Милле - Портрет мужчины (предположительно, Леопольда Дебросса)
Портрет мужчины (предположительно, Леопольда Дебросса)

 

Жан Франсуа Милле - Крестьянская семья
Крестьянская семья

 

Жан Франсуа Милле - Приорат в Вовилле, Нормандия
Приорат в Вовилле, Нормандия

 

Жан Франсуа Милле - Сидящая обнаженная
Сидящая обнаженная

 

Жан Франсуа Милле - Кошка, ставшая женщиной
Кошка, ставшая женщиной

 

Жан Франсуа Милле - Пастушки в тени
Пастушки в тени

 

Жан Франсуа Милле - Бегство в Египет
Бегство в Египет

 

Жан Франсуа Милле - Автопортрет
Автопортрет

 

Жан Франсуа Милле - Сборщицы колосьев
Сборщицы колосьев

 

Жан Франсуа Милле - Пастух гонит стадо
Пастух гонит стадо

 

Жан Франсуа Милле - Опьянение Ноя
Опьянение Ноя

 

Жан Франсуа Милле - Церковь Гревилля
Церковь Гревилля

 

Жан Франсуа Милле - Посадка картофеля
Посадка картофеля

 

Жан Франсуа Милле - Искушение святого Антония
Искушение святого Антония

 

Жан Франсуа Милле - Прачки
Прачки

 

Жан Франсуа Милле - Прядильщица
Прядильщица

 

Жан Франсуа Милле - Спящая швея
Спящая швея

 

Жан Франсуа Милле - Молодая швея
Молодая швея

 

Жан Франсуа Милле - Лесистый склон близ Виши
Лесистый склон близ Виши

 

Жан Франсуа Милле - Пастушка с прялкой в Оверни
Пастушка с прялкой в Оверни

 

Жан Франсуа Милле - Пюи-де-Дом
Пюи-де-Дом

 

Жан Франсуа Милле - Эскиз движущегося фермера
Эскиз движущегося фермера

 

Жан Франсуа Милле - Обнаженная крестьянская девочка у реки
Обнаженная крестьянская девочка у реки

 

Жан Франсуа Милле - Ферма близ Виши
Ферма близ Виши

 

Жан Франсуа Милле - Ферма на холмах близ Куссеты
Ферма на холмах близ Куссеты

 

Жан Франсуа Милле - Нимфа в тростнике
Нимфа в тростнике