1936 год. Художник Александр Бенуа пишет о выставке Кандинского:
«Появление в Париже художника, чуть ли не раньше всех прочих открывшего целую новую область искусства абстрактного может быть сочтено как сенсация. Такими же были все выступления Кандинского в Германии, где он закрепил себе широкую известность как живописными, так и графическими работами. Как раз последних и много на этой выставке. А все вместе взятое дает о мастере достаточно полное представление.

Лично я, однако, должен признаться, очень мало смыслю во всем этом. Мало того, такое искусство вызывает во мне ощущение почти мучительного оттенка.
В теории я вполне допускаю, что ничего не изображающее, ничего не означающее искусство имеет право на существование. Весьма даже возможно, что оно-то и есть настоящее искусство, вроде чистой музыки.
Но мне не дано такое искусство воспринимать и им наслаждаться. А без момента наслаждения, хотя бы и наслаждения трагического или наслаждения ужаса, я просто не понимаю и не принимаю искусство.

Для того, чтобы почувствовать специфический трепет, тот самый, для которого жить стоит, я нуждаюсь в чем-то понятном, если не рассудку, то сознанию или подсознанию.
Понятного же в Кандинском я не нахожу ничего.
Не удивило бы меня и то, если бы заглянув в будущее, я увидел бы там только такое отвлеченное искусство».

Василий Кандинский - Одесса. Порт. 1898
Одесса. Порт. 1898
Самому Кандинскому, кстати, тоже казалось, что его искусство будет оценено только где-то лет через сто. Но, к счастью, это произошло раньше.

Такая оценка творчества Кандинского, как у Бенуа, не редкость. Ведь для того, чтобы понять его картины, зритель не может быть только пассивным созерцателем.
Настоящий зритель Кандинского становиться соавтором, соучастником, а к этому, конечно, нужно быть подготовленным.

Василий Кандинский - Комета. 1900
Комета. 1900
Московский интеллигент и мюнхенский мэтр, создатель беспредметного искусства и почитатель русской иконописи, автор книги «О духовном в искусстве» и статьи «О наказаниях по решениям волостных Судов Московской губернии», Кандинский всегда находился в поиске «внутреннего камертона», той душевной гармонии, которая позволяет художнику выразить гармонию мироздания. В отличие от многих творцов двадцатого века, он был захвачен не поэзией сиюминутной реальности, омраченной ненавистью и войнами, а видением «нового, большого мира», приближение которого ощущается во всех сферах духовной работы. Используя различные виды искусства, Кандинский старался передать в образах грядущую «Эпоху Великой Духовности». Поэтому и живопись, и невоплощенные графические эскизы, и стихи, и мистические пьесы, и даже мемуары были для художника одинаково важными художественными средствами. Способ видения мира, его скрытых энергетических вихрей и цветовых пространств у Кандинского уникален и предвосхищает открытия позднейших эпох.
Василий Кандинский - Ахтырка. Осень. 1901
Ахтырка. Осень. 1901
Будучи современником двух русских революций и двух мировых войн, Кандинский никогда не высказывался на политические темы. Его переживания выражались средствами «абсолютного» искусства, пророчествующего о том, что будет за переломом, за «вершиной горы».
Даже видя все ужасы того времени, он верил в возможность людей сплотиться в более единую, более человечную общность.
Мировое единство, признаки которого Василий Васильевич искал в пейзажах Ахтырки и Мурнау, в беседах с Сергеем Булгаковым и Францем Марком, должно родиться в преодолении границ, в сближении представителей всех стран и цивилизаций.
Василий Кандинский - Бинц на Рюгене. 1901
Бинц на Рюгене. 1901
Окончив юридический факультет Московского университета в 1892 году, Кандинский буквально разрывался между академической карьерой и жаждой отдаться занятиям искусством.
Отказавшись от должности в университете, он три года живет в Москве, работает заведующим художественной частью Кушнеревской типографии, но, как вспоминал впоследствии художник, — «в возрасте тридцати лет мне явилась мысль – теперь или никогда».
И Кандинский отправляется в Мюнхен, художественные школы которого пользовались в это время высокой репутацией в России. Там он обучается в частной школе словенского художника Антона Ажбе, которому обязаны своей выучкой многие русские живописцы двадцатого столетия, позже — в Академии у знаменитого Франца фон Штука.
Василий Кандинский - Мюнхен - Английский сад. 1901
Мюнхен — Английский сад. 1901
Уже в 1901 Кандинский начинает жизнь практикующего художника – участвует в организации объединения «Фаланга» и открывает при нем собственный класс.
В следующем году происходит встреча с Габриэле Мюнтер, приехавшей учиться искусству из Берлина – так же, как до этого Кандинский из Москвы.
Летом 1902 года весь класс выезжал на этюды в поселок Кохель, расположенный рядом с Мурнау. Однако ни Кандинский, ни Мюнтер еще не подозревали о своей будущей связи с этим местом.
Год спустя начался период их совместных поездок по Германии, Европе и Северной Африке, причиной которого было и желание обоих живописцев насытить глаз впечатлениями, и то неопределенное положение, в котором они оказались (семья Мюнтер была настроена против ее отношений с художником, чей развод с первой женой был официально оформлен только в 1911 году).
Василий Кандинский - Эскиз шлюза. 1901
Эскиз шлюза. 1901
ручная работа
Многочисленные путешествия Василия Васильевича в последующие годы проходили между двумя полюсами – Баварией и Москвой.
Путевые зарисовки, сделанные в Голландии, Италии, даже в Тунисе, и выполненные по ним картины показывают поиск новых деталей, подробностей. Изогнутые носы венецианских гондол, зубчатые башни арабского города, праздничная толпа на улице голландской рыбачьей деревни – все идет в ход и становится частью мечтательного мира ранних работ Кандинского.
С декабря 1905 по май 1906 года Мюнтер и Кандинский живут в Италии, затем переезжают во Францию. Большая часть итальянского периода прошла в Рапалло, французского – в Севре. В Мюнхен художники вернулись лишь в июне 1907 года.
Василий Кандинский - Кохель. Габриэль Мюнтер. 1902
Кохель. Габриэль Мюнтер. 1902
Жизнь в Севре не была приятным времяпрепровождением. Василия Васильевича мучит тоска по родине, а творческие проблемы порой кажутся неразрешимыми.
К этому периоду относится множество «русских» картин, где средневековье одето в национальный костюм. Некоторые из них лиричны («Пара на коне»), однако целый ряд произведений отражает невеселые размышления о судьбе России.
Персонажи картин «Пестрая жизнь», «Набат», «Паника» словно бы предчувствуют надвигающуюся катастрофу.
Одновременно художника обуревают сомнения в возможности найти новый путь в искусстве. Перед ним стоял призрак нравственного тупика, невозможности выразить в живописи все то богатство внутренних переживаний, которым он обладал.
В поисках выхода Кандинский заинтересовался «духовной наукой» – теософией Рудольфа Штайнера.
Василий Кандинский - Старый город. 1902
Старый город. 1902
В середине августа 1908 года Кандинский и Мюнтер впервые остановились в Мурнау, где к тому времени уже работали русские живописцы Алексей Явленский и Марианна Веревкина.
Василий Васильевич был очарован этим местом и предложил Габриэле приобрести здесь дом.

Поселившись в Мурнау, художники узнали, что там все еще живо старинное народное искусство, некогда процветавшее во всей средней Европе. Живопись маслом на обратной стороне стекла позволяла достичь особой яркости красок и в то же время вынуждала к упрощенной манере письма.
В 1910 – 1913 годах Василий Васильевич написал несколько десятков «стекол». Многие из них воспринимаются как настоящие иконы «духовной религии будущего», о которой художник напряженно думал.

Василий Кандинский - Швабинг. Николайплатц. 1902
Швабинг. Николайплатц. 1902
Объявление войны разрубило гордиев узел личных и творческих проблем. Художник был вынужден незамедлительно сесть на поезд и перебраться в Швейцарию.
Пересекши немецкую границу, Василий Васильевич медлил с возвращением в Россию. Он провел четыре месяца в Швейцарии, и только 22 декабря, после путешествия через Балканы и на пароходе до Одессы, вновь оказался в Москве.
Здесь его подстерегал творческий кризис – неизбежный спуск с абсолютных высот искусства, достигнутых в «Композициях». За 1915 год им не написано ни одной картины.
В конце года Кандинский уезжает в Стокгольм, где встречается с Мюнтер и устраивает персональную выставку. Встреча была последней.
Василий Кандинский - Невеста. Русская красавица. 1903
Невеста. Русская красавица. 1903
В феврале 1917 Кандинский вступает в брак с Ниной Андреевской.
В последующие годы Василий Васильевич не только работает как живописец, но и участвует в организации Музея живописной культуры, Института художественной культуры, преподает в Свободных художественных мастерских и Московском университете.
В 1921 году он получает приглашение из Баухауза и в конце декабря вместе с женой уезжает в Берлин.
Его намерение вернуться в Москву через непродолжительное время оказалось столь же утопичным, как и прежние надежды на скорое окончание мировой войны.
Когда супруги окончательно решили жить в Германии, Кандинский обратился к Мюнтер с просьбой переслать ему ряд личных вещей и картин. Однако лучшие произведения «периода Мурнау» остались там, где они были созданы.
Василий Кандинский - Синий всадник. 1903
Синий всадник. 1903
В конце тридцатых годов всемирно известный художник попал в нацистский список творцов «дегенеративного искусства». Часть его вещей из германских музеев была продана либо сожжена.
Мюнтер, постоянно жившая в Мурнау с 1931 года, спрятала более шестисот произведений Кандинского.
Не только в предвоенные и военные годы, но и вплоть до конца пятидесятых она хранила их втайне практически ото всех.
В 1957 года наследие Кандинского было торжественно передано директору Городской художественной галереи Мурнау.
Василий Кандинский - Tракт. 1905
Tракт. 1905
Василий Кандинский - Габриэль Мюнтер. 1905
Габриэль Мюнтер. 1905
Василий Кандинский - Рапалло. Лодки. 1905
Рапалло. Лодки. 1905
Василий Кандинский - Розы. 1905
Василий Кандинский — Розы. 1905
Василий Кандинский - Двое на лошади. 1906
Двое на лошади. 1906
Василий Кандинский - Парк Св. Клода со всадником. 1906
Парк Св. Клода со всадником. 1906
Василий Кандинский - Рапалло.  Лодка в море. 1906
Рапалло. Лодка в море. 1906
Василий Кандинский - Роттердамское солнце. 1906
Роттердамское солнце. 1906
Василий Кандинский - Пестрая жизнь. 1907
Пестрая жизнь. 1907
Василий Кандинский - Ахтырка. Красная церковь. 1908
Ахтырка. Красная церковь. 1908
Василий Кандинский - Белый звук. 1908
Белый звук. 1908
Василий Кандинский - Дома в Мурнау на Обермаркт. 1908
Дома в Мурнау на Обермаркт. 1908
Василий Кандинский - Дома в Мюнхене. 1908
Дома в Мюнхене. 1908
Василий Кандинский - Людвигскирхе в Мюнхене. 1908
Людвигскирхе в Мюнхене. 1908
Василий Кандинский - Мурнау. Пейзаж с башней. 1908
Мурнау. Пейзаж с башней. 1908
Василий Кандинский - Мурнау. Унтермаркт. 1908
Мурнау. Унтермаркт. 1908
Василий Кандинский - Мюнхен-Швабинг с церковью Урсулы. 1908
Мюнхен-Швабинг с церковью Урсулы. 1908
Василий Кандинский - Озеро Штарнбергер-Зе. 1908
Озеро Штарнбергер-Зе. 1908
Василий Кандинский - Осенний пейзаж с лодками. 1908
Осенний пейзаж с лодками. 1908
Василий Кандинский - Синяя гора. 1908
Синяя гора. 1908
Василий Кандинский - Слон. 1908
Слон. 1908
Василий Кандинский - Улица в Мурнау с женщинами. 1908
Улица в Мурнау с женщинами. 1908
Василий Кандинский - Арабы (Кладбище). 1909
Арабы (Кладбище). 1909
Василий Кандинский - Вид Мурнау с железной дорогой, церковью и замком. 1909
Вид Мурнау с железной дорогой, церковью и замком. 1909
Василий Кандинский - Гора. 1909
Гора. 1909
Василий Кандинский - Группа в кринолина. 1909
Группа в кринолина. 1909
Василий Кандинский - Дамы в кринолинах. 1909
Дамы в кринолинах. 1909
Василий Кандинский - Дюнаберг. 1909
Дюнаберг. 1909
Василий Кандинский - Зимний пейзаж. 1909
Зимний пейзаж. 1909
Василий Кандинский - Импровизация 3. 1909
Импровизация 3. 1909
Василий Кандинский - Импровизация 4. 1909
Импровизация 4. 1909
Василий Кандинский - Интерьер (моя столовая). 1909
Интерьер (моя столовая). 1909
Василий Кандинский - Картина с лучником. 1909
Картина с лучником. 1909
Василий Кандинский - Кладбище в Кохеле. 1909
Кладбище в Кохеле. 1909
Василий Кандинский - Мурнау, Габриэль Мюнтер рисует. 1909
Мурнау, Габриэль Мюнтер рисует. 1909
Василий Кандинский - Мурнау. Осенний пейзаж. 1909
Мурнау. Осенний пейзаж. 1909
Василий Кандинский - Спальня в Айнмиллерштрассе. 1909
Спальня в Айнмиллерштрассе. 1909
Василий Кандинский - Рок. Красная стена. 1909
Рок. Красная стена. 1909
Василий Кандинский - Импровизация 9. 1910
Импровизация 9. 1910
Василий Кандинский - Импровизация 11. 1910
Импровизация 11. 1910
Василий Кандинский - Маленькие радости. 1910
Маленькие радости. 1910
Василий Кандинский - Эскиз к Композиции II. 1910
Эскиз к Композиции II. 1910
Василий Кандинский - Ангел Страшного Суда. 1911
Ангел Страшного Суда. 1911
Василий Кандинский - Все святые. 1911
Все святые. 1911
Василий Кандинский - Распятый Христос. 1911
Распятый Христос. 1911
Василий Кандинский - Святой Владимир. 1911
Святой Владимир. 1911
Василий Кандинский - Святой Гавриил. 1911
Святой Гавриил. 1911
Василий Кандинский - Женщина в Москве. 1912
Женщина в Москве. 1912
Василий Кандинский - Импровизация 28. 1912
Импровизация 28. 1912
Василий Кандинский - Импровизация. Мечтательное. 1913
Импровизация. Мечтательное. 1913
Василий Кандинский - Картина с белыми линиями. 1913
Картина с белыми линиями. 1913
Василий Кандинский - Маленькие радости. 1913
Маленькие радости. 1913
Василий Кандинский - Светлая картина. 1913
Светлая картина. 1913
Василий Кандинский - Импровизация. Ущелье. 1914
Импровизация. Ущелье. 1914
Василий Кандинский - Фуга. 1914
Фуга. 1914
Василий Кандинский - Всадник Святой Георгий. 1915
Всадник Святой Георгий. 1915
Василий Кандинский - Москва. Красная площадь. 1916
Москва. Красная площадь. 1916
Василий Кандинский - Дама с цветком. 1917
Дама с цветком. 1917
Василий Кандинский - Иматра. 1917
Иматра. 1917
Василий Кандинский - Композиция № 217. Серый Овал. 1917
Композиция № 217. Серый Овал. 1917
Василий Кандинский - Мадонна с Христом. 1917
Мадонна с Христом. 1917
Василий Кандинский - Синий гребень. 1917
Синий гребень. 1917
Василий Кандинский - Смутное. 1917
Смутное. 1917
Василий Кандинский - Амазонка в горах. 1918
Амазонка в горах. 1918
Василий Кандинский - Золотое облако. 1918
Золотое облако. 1918
Василий Кандинский - Белый овал. 1919
Белый овал. 1919
Василий Кандинский - В сером. 1919
В сером. 1919
Василий Кандинский - Композиция №218 (Два овала). 1919
Композиция №218 (Два овала). 1919
Василий Кандинский - Фиолетовый клин. 1919
Фиолетовый клин. 1919
Василий Кандинский - Белая линия. 1920
Белая линия. 1920
Василий Кандинский - Композиция №224 (на белом). 1920
Композиция №224 (на белом). 1920
Василий Кандинский - Красный овал. 1920
Красный овал. 1920
Василий Кандинский - Голубой сегмент. 1921
Голубой сегмент. 1921
Василий Кандинский - Красное пятно. 1921
Красное пятно. 1921
Василий Кандинский - Круги на черном. 1921
Василий Кандинский — Круги на черном. 1921
Василий Кандинский - Белый крест. 1922
Белый крест. 1922
Василий Кандинский - Синий круг. 1922
Синий круг. 1922
Василий Кандинский - Черная решетка. 1922
Черная решетка. 1922
Василий Кандинский - Без названия. 1923
Без названия. 1923
Василий Кандинский - Композиция VIII. 1923
Композиция VIII. 1923
Василий Кандинский - Круги в круге. 1923
Круги в круге. 1923
Василий Кандинский - На белом II. 1923
На белом II. 1923
Василий Кандинский - Оранжевое. 1923
Оранжевое. 1923
Василий Кандинский - Радостный подъем. 1923
Радостный подъем. 1923
Василий Кандинский - Секущая линия. 1923
Секущая линия. 1923
Василий Кандинский - Черный и фиолетовый. 1923
Черный и фиолетовый. 1923
Василий Кандинский - Безмолвное. 1924
Безмолвное. 1924
Василий Кандинский - Два движения. 1924
Два движения. 1924
Василий Кандинский - Желтый аккомпанемент. 1924
Желтый аккомпанемент. 1924
Василий Кандинский - Контрастные звуки. 1924
Контрастные звуки. 1924
Василий Кандинский - Розовый с серым. 1924
Розовый с серым. 1924
Василий Кандинский - Спокойный изгиб. 1924
Спокойный изгиб. 1924
Василий Кандинский - Тяжелое среди легкого. 1924
Тяжелое среди легкого. 1924
Василий Кандинский - Центр. 1924
Центр. 1924
Василий Кандинский - Черное отношение. 1924
Черное отношение. 1924
Василий Кандинский - В ярком овале. 1925
В ярком овале. 1925
Василий Кандинский - Маленькая мечта в красном. 1925
Маленькая мечта в красном. 1925
Василий Кандинский - Отчетливая связь. 1925
Отчетливая связь. 1925
Василий Кандинский - Три элемента. 1925
Три элемента. 1925
Василий Кандинский - Акцент розового. 1926
Акцент розового. 1926
Василий Кандинский - Противовесы. 1926
Противовесы. 1926
Василий Кандинский - Три звука. 1926
Три звука. 1926
Василий Кандинский - Вершины на дуге. 1927
Вершины на дуге. 1927
Василий Кандинский - Тусклый красный. 1927
Тусклый красный. 1927
Василий Кандинский - Четкий - Спокойный. 1927
Четкий — Спокойный. 1927
Василий Кандинский - Великие Ворота Киева. 1928
Великие Ворота Киева. 1928
Василий Кандинский - Скрытое свечение. 1928
Скрытое свечение. 1928
Василий Кандинский - Смешение. 1928
Смешение. 1928
Василий Кандинский - Внутренний альянс. 1929
Внутренний альянс. 1929
Василий Кандинский - Острый в тупом. 1929
Острый в тупом. 1929
Василий Кандинский - Этажи. 1929
Этажи. 1929
Василий Кандинский - Мелко-глубоко. 1930
Мелко-глубоко. 1930
Василий Кандинский - Причудливое. 1930
Причудливое. 1930
Василий Кандинский - Структура из углов. 1930
Структура из углов. 1930
Василий Кандинский - Парящее давление. 1931
Парящее давление. 1931
Василий Кандинский - Хрупкое. 1931
Хрупкое. 1931
Василий Кандинский - Справа - налево. 1932
Справа — налево. 1932
Василий Кандинский - Компенсация розового. 1933
Компенсация розового. 1933
Василий Кандинский - Мрачная сцена. 1933
Мрачная сцена. 1933
Василий Кандинский - Развитие в коричневом. 1933
Развитие в коричневом. 1933
Василий Кандинский - Изолированные объекты. 1934
Изолированные объекты. 1934
Василий Кандинский - Нежное восхождение. 1934
Нежное восхождение. 1934
Василий Кандинский - Две зеленые точки. 1935
Две зеленые точки. 1935
Василий Кандинский - Движение. 1935
Движение. 1935
Василий Кандинский - Жесткий-Гибкий. 1935
Жесткий-Гибкий. 1935
Василий Кандинский - Сопровождающий контраст. 1935
Сопровождающий контраст. 1935
Василий Кандинский - Фиолетовый-Оранжевый. 1935
Фиолетовый-Оранжевый. 1935
Василий Кандинский - Доминирующая кривая. 1936
Доминирующая кривая. 1936
Василий Кандинский - Композиция IX. 1936
Композиция IX. 1936
Василий Кандинский - Группировка. 1937
Группировка. 1937
Василий Кандинский - Черные точки. 1937
Черные точки. 1937
Василий Кандинский - Композиция X. 1939
Композиция X. 1939
Василий Кандинский - Красный круг. 1939
Красный круг. 1939
Василий Кандинский - Сложное-простое. 1939
Сложное-простое. 1939
Василий Кандинский - Вокруг круга. 1940
Вокруг круга. 1940
Василий Кандинский - Зеленый и красный. 1940
Зеленый и красный. 1940
Василий Кандинский - Небесно-голубое. 1940
Небесно-голубое. 1940
Василий Кандинский - Разные части. 1940
Разные части. 1940
Василий Кандинский - Сдержанность. 1940
Сдержанность. 1940
Василий Кандинский - Различные происшествия. 1941
Различные происшествия. 1941
Василий Кандинский - Вертикальные акценты. 1942
Вертикальные акценты. 1942
Василий Кандинский - Взаимноe согласие. 1942
Взаимноe согласие. 1942
Василий Кандинский - Интимное послание. 1942
Интимное послание. 1942
Василий Кандинский - Вокруг линии. 1943
Вокруг линии. 1943
Василий Кандинский - Конгломерат. 1943
Конгломерат. 1943
Василий Кандинский - Четыре фигуры на трех квадратах. 1943
Четыре фигуры на трех квадратах. 1943
Василий Кандинский - Сдержанный порыв. 1944
Сдержанный порыв. 1944
Василий Кандинский
Василий Кандинский