Альберт Якобс Кёйп – талантливый живописец и график, искусный гравёр. Он является одной из наиболее заметных фигур голландского барокко – «золотого века», расцвета живописи, который произошёл в XVII веке в Голландии.
Живописные полотна Кёйпа, особенно пейзажи, пользовались огромным успехом. Причиной этого послужила универсальность его полотен: в своём творчестве живописец охватил широкие пласты жизни Голландии XVII века, он писал города и сёла, море, поля, лес, животных, портреты людей всех званий и сословий. Получив признание при жизни, Кёйп, тем не менее, остался верен творческому полёту и вдохновению: он писал, в первую очередь, то, что живо затрагивало его душу и ум художника.
Альберт Кёйп родился одним из первых среди «малых голландцев» — художников, принесших вечную славу своей стране. Недавние исследования опровергли мнение о датировке года рождения живописца 1605 годом. Он родился в 1620 году. Семья Альберта была не понаслышке знакома с изобразительным искусством: дед и родной дядя являлись мастерами по витражам, Якоб Герритс Кёйп, отец мальчика – известным в своих кругах портретистом. Именно у него Альберт учился живописи, как теории, так и практике, которая заключалась и в реальной помощи отцу. Молодой Кёйп снабжал портреты, написанные Кёйпом-старшим, пейзажным фоном.
Творчество живописца однозначно испытало на себе влияние ван Гойена, хотя подтверждений тому, что он являлся учителем Кёйпа, на сегодняшний день нет. Исследователи отмечают соприкосновение стилистики его полотен с такими художниками, как Хондекутер, Фердинанд Боль и, конечно же, Рембрандт. Однако Кёйп никогда не был подражателем, его живопись, особенно пейзажная, очень индивидуальна, ей присуще уникальное понимание света и пространства, неповторимая цветовая палитра.
Именно пейзаж преобладал в творчестве художника до 1640-х годов. Так называемое «тональное» направление голландской живописи захватили полотна этого периода. И, хотя Альберт Кёйп писал и библейские, исторические, мифологические сюжеты, славу и любовь голландцев разных сословий ему принесли пейзажи – виды родной страны. Выписанные с любовью и правдой в охристых, зеленоватых, золотисто-коричневых тонах реки, рощи, морские побережья, сёла и веси с удовольствием раскупались и находили себе место не только в покоях богачей, но и в купеческих конторах, и даже в домах зажиточных крестьян.
Пейзажи Кёйпа полны жизни. Всадники на фоне вечереющего неба, лодки, скользящие по речной глади Мааса и Вааля, безмятежные стада, жующие траву – эти полотна по праву входят в золотой фонд голландской живописи. Значительная часть пейзажей художника представляет мирную сельскую жизнь: «Коровы на берегу реки», «Пейзаж с пастухом и стадом у реки», «Пейзаж с пастухом и быком», «Стадо на реке», «Речной берег с коровами».
Жизнь и творческая деятельность Альберта Кёйпа практически полностью была связана с его родным Дордрехтом. Природа и люди, которых он прекрасно знал как голландец и изучал как живописец преобладают на его полотнах. Даже сцены из Библии или из греческой мифологии фоном имеют пейзаж, световоздушная среда которого характерна скорее для Западной Европы, чем для ярких южных земель.
В 1640-х годах Кёйп испытывает влияние творчества художника из Утрехта – Яна Бота, который набирался опыта в Италии, а так же отразил в своём творчестве художественные открытия Клода Лоррена – великого пейзажиста Франции. Есть версия, что Кёйп лично общался с Ботом. Именно в это время мастерство Альберта достигает прежде невиданных высот.
В начале 1650-х годов Альберт Кёйп – сложившийся художник. Его живописная манера получает более мажорное звучание, пейзажи залиты золотым светом. Кёйп прекрасно чувствует и передаёт дух и состояние природы, жаркую или прохладную, ясную или сумрачную погоду. В то время писать картины было принято только в студии. Однако живописец много времени посвящает натурным зарисовкам, внимательно наблюдая за неуловимыми изменениями, происходящими вокруг.
Искусство передачи световоздушной среды отражено и в морских пейзажах. Переменчивость морского воздуха и неба, цвета воды и корабельных парусов – всё это находит отражение в живописи Кёйпа.
В период 1651-1652 годов художник получает в наследство состояние покойного отца. С этого момента, став уважаемым зажиточным горожанином, он всё меньше и меньше времени уделяет творчеству. Кёйп – активный деятель голландской реформистской церкви. В 1658 году он женится на богатой вдове моряка Корнелии Boschman, матери троих детей. Вскоре она подарила художнику дочь.
Примерно с конца 50-х годов творческая деятельность Кёйпа сходит на нет. Причиной этому некоторые исследователи называют отсутствие финансовых трудностей, другие – активное участие в делах церкви. Супруга Альберта была очень набожной женщиной, и религиозные заботы и проблемы горожан занимали большое количество времени художника. В 1659 году он становится деканом общины реформистов, а в 1682 – избран в состав суда. Кёйп был уважаем горожанами в большей степени не за написанные картины, но за свою общественную деятельность.
Известно, что зрелый период творчества мастера ознаменовался его интересом к портретной живописи. Однако любят и ценят его, в первую очередь, за пейзажи. Первыми осознали выдающийся талант Кёйпа англичане. Они вывезли большинство наиболее значимых полотен в свою страну. До сих пор большая часть картин художника находится в Англии.
Сведений о мастерской Альберта Кёйпа нет. Известны его ученики – Барент ван Карлат и его брат, Абрахам ван Карлат, который следовал манере мастера до такой степени, что многие его картины приписывали Кёйпу.
Мастер мирно закончил свои дни в 1691 году, через полтора года поле смерти супруги, в семье своей дочери, бывшей замужем за владельцем пивоваренного завода. Благодарные горожане Додрехта похоронили Альберта Кёйпа в августинской церкви.