Альберт Якобс Кёйп – талантливый живописец и график, искусный гравёр. Он является одной из наиболее заметных фигур голландского барокко – «золотого века», расцвета живописи, который произошёл в XVII веке в Голландии.
Живописные полотна Кёйпа, особенно пейзажи, пользовались огромным успехом. Причиной этого послужила универсальность его полотен: в своём творчестве живописец охватил широкие пласты жизни Голландии XVII века, он писал города и сёла, море, поля, лес, животных, портреты людей всех званий и сословий. Получив признание при жизни, Кёйп, тем не менее, остался верен творческому полёту и вдохновению: он писал, в первую очередь, то, что живо затрагивало его душу и ум художника.
Альберт Кёйп
Альберт Кёйп родился одним из первых среди «малых голландцев» — художников, принесших вечную славу своей стране. Недавние исследования опровергли мнение о датировке года рождения живописца 1605 годом. Он родился в 1620 году. Семья Альберта была не понаслышке знакома с изобразительным искусством: дед и родной дядя являлись мастерами по витражам, Якоб Герритс Кёйп, отец мальчика – известным в своих кругах портретистом. Именно у него Альберт учился живописи, как теории, так и практике, которая заключалась и в реальной помощи отцу. Молодой Кёйп снабжал портреты, написанные Кёйпом-старшим, пейзажным фоном.
Аллея в Мердерворте. 1650-1655
Творчество живописца однозначно испытало на себе влияние ван Гойена, хотя подтверждений тому, что он являлся учителем Кёйпа, на сегодняшний день нет. Исследователи отмечают соприкосновение стилистики его полотен с такими художниками, как Хондекутер, Фердинанд Боль и, конечно же, Рембрандт. Однако Кёйп никогда не был подражателем, его живопись, особенно пейзажная, очень индивидуальна, ей присуще уникальное понимание света и пространства, неповторимая цветовая палитра.
Валькхоф в Неймегене. 1652-1654
Именно пейзаж преобладал в творчестве художника до 1640-х годов. Так называемое «тональное» направление голландской живописи захватили полотна этого периода. И, хотя Альберт Кёйп писал и библейские, исторические, мифологические сюжеты, славу и любовь голландцев разных сословий ему принесли пейзажи – виды родной страны. Выписанные с любовью и правдой в охристых, зеленоватых, золотисто-коричневых тонах реки, рощи, морские побережья, сёла и веси с удовольствием раскупались и находили себе место не только в покоях богачей, но и в купеческих конторах, и даже в домах зажиточных крестьян.
Вечерняя прогулка верхом близ реки. 1640-1660
Пейзажи Кёйпа полны жизни. Всадники на фоне вечереющего неба, лодки, скользящие по речной глади Мааса и Вааля, безмятежные стада, жующие траву – эти полотна по праву входят в золотой фонд голландской живописи. Значительная часть пейзажей художника представляет мирную сельскую жизнь: «Коровы на берегу реки», «Пейзаж с пастухом и стадом у реки», «Пейзаж с пастухом и быком», «Стадо на реке», «Речной берег с коровами».
Жизнь и творческая деятельность Альберта Кёйпа практически полностью была связана с его родным Дордрехтом. Природа и люди, которых он прекрасно знал как голландец и изучал как живописец преобладают на его полотнах. Даже сцены из Библии или из греческой мифологии фоном имеют пейзаж, световоздушная среда которого характерна скорее для Западной Европы, чем для ярких южных земель.
Вечером на лугу. 1650-1655
В 1640-х годах Кёйп испытывает влияние творчества художника из Утрехта – Яна Бота, который набирался опыта в Италии, а так же отразил в своём творчестве художественные открытия Клода Лоррена – великого пейзажиста Франции. Есть версия, что Кёйп лично общался с Ботом. Именно в это время мастерство Альберта достигает прежде невиданных высот.
В начале 1650-х годов Альберт Кёйп – сложившийся художник. Его живописная манера получает более мажорное звучание, пейзажи залиты золотым светом. Кёйп прекрасно чувствует и передаёт дух и состояние природы, жаркую или прохладную, ясную или сумрачную погоду. В то время писать картины было принято только в студии. Однако живописец много времени посвящает натурным зарисовкам, внимательно наблюдая за неуловимыми изменениями, происходящими вокруг.
Вид Дордрехта. 1653
Искусство передачи световоздушной среды отражено и в морских пейзажах. Переменчивость морского воздуха и неба, цвета воды и корабельных парусов – всё это находит отражение в живописи Кёйпа.
В период 1651-1652 годов художник получает в наследство состояние покойного отца. С этого момента, став уважаемым зажиточным горожанином, он всё меньше и меньше времени уделяет творчеству. Кёйп – активный деятель голландской реформистской церкви. В 1658 году он женится на богатой вдове моряка Корнелии Boschman, матери троих детей. Вскоре она подарила художнику дочь.
Вид Дордрехта
Примерно с конца 50-х годов творческая деятельность Кёйпа сходит на нет. Причиной этому некоторые исследователи называют отсутствие финансовых трудностей, другие – активное участие в делах церкви. Супруга Альберта была очень набожной женщиной, и религиозные заботы и проблемы горожан занимали большое количество времени художника. В 1659 году он становится деканом общины реформистов, а в 1682 – избран в состав суда. Кёйп был уважаем горожанами в большей степени не за написанные картины, но за свою общественную деятельность.
Известно, что зрелый период творчества мастера ознаменовался его интересом к портретной живописи. Однако любят и ценят его, в первую очередь, за пейзажи. Первыми осознали выдающийся талант Кёйпа англичане. Они вывезли большинство наиболее значимых полотен в свою страну. До сих пор большая часть картин художника находится в Англии.
Вид Мааса близ Дордрехта. 1645
Сведений о мастерской Альберта Кёйпа нет. Известны его ученики – Барент ван Карлат и его брат, Абрахам ван Карлат, который следовал манере мастера до такой степени, что многие его картины приписывали Кёйпу.
Мастер мирно закончил свои дни в 1691 году, через полтора года поле смерти супруги, в семье своей дочери, бывшей замужем за владельцем пивоваренного завода. Благодарные горожане Додрехта похоронили Альберта Кёйпа в августинской церкви.
Вид Мааса близ Дордрехта. 1646
Вид на Дордрехт с дояркой, пастухами и коровами. 1650
Вид на Дордрехт с охотником и рыболовами. 1650
Вид на Маас зимой
Всадник на фоне пейзажа
Всадники и паж-негритенок. 1652
Всадники и пастухи со стадом. 1655-1660
Дама и кавалер верхом. 1655-1665
Два всадника, говорящие с крестьянином. 1650-е
Девочка с овцой. 1655
Девушка в соломенной шляпе. 1640
Дети и корова. 1635-1639
Домашняя птица
Дорога у реки. 1660
Доярка. 1655
Едок мидий. 1650
Корабли на Маасе. 1650-1655
Коровы на берегу реки
Коровы на реке. 1650-1655
Крестьянка и домашняя скотина
Крещение евнуха. 1640
Лодки на реке
Лодки у пристани. 1650
Лодки, попавшие в шторм. 1640-е
Маас в Дордрехте. 1650
Альберт Кёйп — Маас в Дордрехте
Маас в Дордрехте в грозовую погоду. 1645-1650
Маленькая охотница. 1650-е
Музицирующие пастухи. 1644
Начало охоты. 1650-1655
Обращение Павла
Овцы в хлеву
Орфей с животными в пейзаже. 1640
Панорамный пейзаж с видом на Бевервейк. 1641-1644
Панорамный пейзаж с пастухами. 1640-1645
Панорамный пейзаж с пастухами. 1644
Пастух с коровами на берегу реки. 1650-1655
Пастух с коровами на фоне Дордрехта.1650-1652
Пастух с коровами на фоне Утрехта
Пастух, ведущий стадо. 1655-1660
Пастухи с коровами на фоне аббатства Рейнсбург. 1645
Пастухи с коровами на лугу. 1655-1660
Пастухи с коровами на лугу. 1655-1660
Пастушок с коровами. 1650
Пейзаж с бегством в Египет. 1650
Пейзаж с водопоем
Пейзаж с всадниками на охоте. 1650-1655
Пейзаж с дояркой у реки. 1650-1655
Пейзаж с замком Берген. 1655
Пейзаж с казармой на берегу реки
Пейзаж с пастухами
Пейзаж с пастухами. 1650-1652
Пейзаж с пастухами. 1660
Пейзаж с пастухом и стадом у реки. 1650
Пейзаж с пастухом, играющим на флейте
Пейзаж с пастушком и коровами. 1650-1670
Пейзаж с руинами аббатства Рейнсбург близ Лейдена. 1640-1642
Пейзаж со стадом. 1640-е
Пейзаж со стадом, всадником и пастухами. 1655-1660
Петух и курицы
Петух и курицы
Портрет Анны Блокен. 1649
Портрет бородатого мужчины. 1649
Портрет мальчика (принц Виллем III Оранский в детстве). 1655-1660
Портрет офицера. 1640-1660
Портрет Питера де Ровере. 1650
Портрет ребенка из семейства Ван дер Бур
Портрет Эмеранции Дриль
Портрет Якоба Матейсена с женой. 1640-1660
Привал охотников. 1650
Продавец рыбы
Птичий двор. 1651
Рассвет на реке. 1650
Рассвет над рекой. 1650-е
Речной берег. 1640-1645
Речной берег с коровами. 1660
Речной пейзаж
Речной пейзаж. 1640
Речной пейзаж. 1650
Речной пейзаж с всадниками. 1653-1657
Речной пейзаж с замком
Речной пейзаж с коровами. 1640-1650
Речной пейзаж с коровами. 1645-1650
Речной пейзаж. 1655-1660
Рыбаки на льду Мааса
Семейный портрет. 1650
Семейный портрет в пейзаже (совместно с Якобом Кейпом). 1641
Склад пиломатериалов близ Дордрехта. 1639
Служанка с пончиками
Сомелье. 1640-е
Стадо на реке. 1650
Утка. 1647-1650
Утренний пейзаж с всадником и пастухами. 1655-1660
Хлев
Холмистый пейзаж с руинами замка. 1640-1650
Холмистый речной пейзаж с всадником, говорящим с пастушкой. 1655-1660