Айвазовский Иван Константинович. Девятый вал

 

 

Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) — русский художник-маринист армянского происхождения. Так, как он, до него в России море не писал никто.

Иван Айвазовский родился в начале девятнадцатого века, 17 июля 1817 года в древнем крымском городе Феодосия. Судьба даровала ему жизнь на берегах Черного моря лицом к лицу со стихией.  Взгляд его привык к широкому раздолью волн, а слух — к неумолчному шуму прибоя. Еще ребенком он сам научился играть на скрипке и начал заниматься рисованием.
За игрой на скрипке и застал его феодосийский градоначальник Казначеев. Восхищенный юным дарованием, чиновник решил оказать финансовую помощь в развитии талантов Ивана.
На деньги Казначеева  мальчика отправили в Симферопольскую гимназию, а потом послали в Петербург, в академию художеств, учится живописи за казенный счет. На вступительных экзаменах требовалось хорошо рисовать человеческую фигуру. Айвазовский справился с этим, прямо скажем, неблестяще и впредь не был сколько-нибудь выдающимся портретистом, но был зачислен в пейзажный класс. Учеником академии юноша много писал Петербург, его каналы, реки. Пейзажи ему удавались. Но по-прежнему море занимало все его воображение, и он умел изображать его с изумительной выразительностью и поразительной быстротой.

О первых же его самостоятельных работах газеты писали как о серьезном художественном событии. Вот, например: «картина Айвазовского, изображающая пароход, идущий в Кронштадт, говорит без околичности, что талант художника поведет его далеко. Изучение натуры откроет ему сокровища, о которых теперь талант только догадывается».

Море Балтийское, Черное, а потом, когда начались зарубежные поездки, и Средиземное, и Северное, море с парусниками и пароходами, бурное и спокойное, желтое на закате, розовое на восходе, и всегда роскошное, красивое, слегка театральное – такое море нравилось всем.
Двадцатилетний выпускник академии золотой медалист Айвазовский не успел опомниться, как стал знаменит. Заказы сыпались дождем, награды тоже. Следующие пять лет принесли ему дворянскую шпагу, звание профессора, звание академика живописи Российской и еще трех заграничных академий. Работы сходили с мольберта как по конвейеру, одна другой примечательней.
Император Николай Первый благоволил к нему и закупал на корню его работы. Картины живописца украшали парадные интерьеры императорских дворцов и загородных резиденций.
Он был уже больше, чем художник — он был государственным художником.
В 1844 году его причислили к главному морскому штабу. В те времена фотография была редким и дорогим развлечением, поэтому живописцы, предельно верные натуре, требовались любому ведомству, а уж военному в первую очередь. Писанные ими виды городов и крепостей, батальные картины имели статус документа. Штабисты понимали, какая находка для них Айвазовский, с его любовью к морю и всему, что с морем связано. От него ждали многое, и многое старались ему показать. Специально для него на Кронштадтском рейде устраивали артиллерийские стрельбы, чтобы он мог увидеть, как скачут, рикошетируя по воде, ядра. Он смотрел во все глаза и запоминал.
Однажды, находясь в Италии, он проделал опыт – трудился три недели и зарисовал пейзаж с фотографической точностью, не упустив ни одной детали. И тут же написал две картины залпом по памяти. На выставке зритель равнодушно проходили мимо первого пейзажа и надолго останавливались у следующих двух.Сам он говорил – человек, не одаренный памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим фотоаппаратом, но истинным художником никогда.
Есть такое редкое свойство человеческой психики – Эйдетизм. Эйдетическая память способна навсегда сохранить в подробностях однажды увиденное. Айвазовский, видимо, обладал этой способностью в очень большой мере.
Непременное условие моей мастерской – говорил живописец — гладкие стены, не обвешанные ни картинами, ни эскизами. Наступал час озарения и на этих стенах вспыхивали воспоминания. Их оставалось только запечатлеть. Рождалась картина иногда за день, а иногда и за полтора, два часа.
Воспоминания всегда эмоциональны, их окраска зависит от личности, а личность была увлекающейся, романтической, и потому о картинах художника продолжали говорить: хорошо, но преувеличенно… но слишком театрально… поменьше эффектов… поменьше всяческих бликов и лунных дорожек – твердили критики.
Илья Ефимович Репин заметил, что на одной картине Айвазовского предметы освещены с двух сторон.
— У вас два солнца, Иван Константинович? Как же так?
— Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант – отвечал живописец.
Критика критикой, а вот что писал художнику обыкновенный зритель, никакого отношения к искусствоведам не имеющий, заслуженный боевой генерал, покоритель Кавказа, Ермолов:
На днях в доме господина Мамонтова я видел две картины. И скажу просто, что чувства мои зависели от  полного вашего произвола. Я приходил в ужас от бури и погибал в волнах, выбираясь из них без надежды на спасение. Я уверен, что в лице моем видно было, что я струсил ужасно.

Бурь живописец написал немало и знал о них не понаслышке. Во время поездки в Испанию, в Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, едва не потерпел крушение. Айвазовский навсегда запомнил свой ужас, смешанный, как не удивительно, с восхищением.
Движение живых стихий неуловимо для кисти. Писать молнию, порыв ветра, всплеск воды немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину.
Именно эти чувства Айвазовский старался выразить в своем знаменитейшем «девятом вале».
Ужас. Восхищение. И еще, вдобавок, надежду. Девятый вал, по морскому поверью, самый сильный и страшный. Если уж пережил его, пусть и верхом на сломанной мачте, значит, почти наверняка спасешься. «Девятый вал», наверное, лучший рассказ живописца о море, и одновременно, наиболее полное выражение его взглядов.Середину девятнадцатого века Россия встретила в войнах. Шла борьба за влияние на Черном море.Художник главного морского штаба Айвазовский покинуть прифронтовую полосу медлил. Он должен писать картины на военные темы. Летом 1854 года он сделал то, до чего поэты, артисты и музыканты додумались гораздо позже. Он привез свое искусство на фронт, представив на суд моряков в осажденном Севастополе пять своих полотен. Офицеры ездят на выставку прямо с передовой. О полотнах идут горячие толки. Айвазовский вслушивается и тут же исправляет ошибки.
Глядя на картину «Синопский бой», посвященную одной из главных побед российского флота, герой битвы, адмирал Нахимов говорил: чрезвычайно верно сделанная картина.
А он писал и писал море. Море на его картинах перестало быть золотым. Теперь оно чаще серое, жемчужное, но по-прежнему романтическое. И по-прежнему он любит силуэты скал и пишет лунные дорожки. Обязательно в один прием. Иногда целый день, не останавливаясь.
Часто гости в его доме с удивлением смотрят, как он чрезвычайно быстро шлепает кистью, даже подскакивая, чтобы придать удару больше силы. Он пишет воздушную дымку, а потом радуется: этот воздух, один из лучших моих воздухов. Я им доволен.
Шло время. Менялись художественные направления. Уже в живописи восторжествовал реализм, а Иван Константинович остался патриотом однажды избранной темы. Он пишет свое море, праздничное и грозное.
Кончался век девятнадцатый. В древнем крымском городе Феодосии стоял за мольбертом восьмидесятитрехлетний старик, обласканный четырьмя императорами, почетный гражданин родного города, основатель местной художественной школы и картинной галереи, участник и устроитель своих персональных выставок во многих государствах мира, кавалер высших российских орденов, действительный тайный советник. Выше этого чина в российском государстве был только канцлерский.
О его творчестве по-прежнему не умолкали споры. О нем говорили, что он, собственно, ничего особенного не внес в русскую культуру. Так, умелый ремесленник, научившийся потакать публике с помощью набора нехитрых приемов. Но были мнения и другие. Кто бы и что бы ни говорил, Айвазовский есть звезда первой величины во всяком случае. И не только у нас, а и в истории искусства вообще.
Сам он в пересуды не ввязывался. О шести тысячах своих произведений отзывался так: о достоинстве их я не скажу, но что писал их с большой страстью, это верно.Он работал над холстом «взрыв корабля» и не успел ощутить, как взорвалось его собственное сердце. Иван Константинович Айвазовский умер 2 мая 1900 года. Так как он, море после него в России не писал никто.

 

«Афинский Акрополь» 1883
«Айвазовский в кругу друзей» 1893
«Алушта» 1878

 

«Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны». 1869

 

«Аю-Даг в туманный день». 1853

 

«автопортрет» 1892

 

«баржи у морского берега»

 

«Башни на скале у Босфора». 1859

 

«Башня. Кораблекрушение». 1847

 

«Берега Далмации». 1848

 

«берег моря» 1861

 

«Берег моря ночью. У маяка». 1837

 

«Берег моря. Штиль». 1843

 

«Берег моря. Туманное утро». 1850-е

 

«Берег Неаполя. Вид Везувия». 1877

 

«Берег Ялты». 1885

 

«Беспокойное море». 1877

 

«Бодрящая волна».1890

 

«Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» в Чёрном море» 1877

 

«Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года». 1848. Холст, масло

 

«Большой рейд в Кронштадте».1836

 

«Босфор в лунную ночь». 1874

 

«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». 1892. Холст, масло

 

«Бухта Золотой Рог. Турция». После 1845

 

«Бурное море». 1860

 

«Бурное море». 1868

 

«Бурное море ночью». 1853

 

«Буря». 1868

 

«Буря». 1872

 

«Буря». 1886

 

«Буря». 1899

 

«Буря». 1899 (2)

 

«Буря. Крушение иностранного корабля». 1855

 

«Буря на Черном море». 1873

 

«Буря на Черном море». 1875

 

«Буря над Евпаторией». 1861

 

«Буря на Ледовитом океане». 1864

 

«Буря на море». 1873

 

«Буря на море». 1880

 

«Буря на море лунной ночью»

 

«Буря на море ночью». 1849

 

«Буря на море ночью». 1895

 

«Буря на Северном море». 1865

 

«Буря на Северном море». 1875

 

«Буря. Прощание с кораблем». 1899

 

«Буря у берегов Ниццы». 1885

 

«Буря у мыса Айя». 1875

 

«Буря у скалистых берегов». 1875

 

«Бушующее море»

 

«Часовня на берегу моря»

 

«Часовня на берегу моря». 1847

 

«Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)». 1881

 

«Черноморский флот в Феодосии». 1839. Холст, масло

 

«Чесменский бой 25-26 июня 1770 года». 1848. Холст, масло

 

«Чесменское сражение». 1886

 

«Чумаки на отдыхе». 1885

 

«Чумаки в Малороссии». 1870-1880-е

 

«Данте указывает художнику на необыкновенные облака».1883

 

«Дарьяльское ущелье». 1862

 

«Дарьяльское ущелье». 1868

 

«Дарьяльское ущелье». 1891

 

«Дарьяльское ущелье в лунную ночь». 1868

 

«Десант Н.Н.Раевского у Субаши». 1839. Холст, масло

 

«Десант в Субаши». 1880-е

 

«Девятый вал». 1850

 

«Девятый вал». 1857

 

«Дороги от Млета до Гудаура». 1868

 

«Двадцатишестипушечный корабль в виду берега». 1852

 

«Дворец дожей в Венеции при луне». 1878

 

«Дворец Ка д’Ордо в Венеции при луне». 1878

 

«Эскадра Черноморского флота перед выходом на Севастопольский рейд». 1895

 

«Феодосия. Лунная ночь». 1852

 

«Феодосия. Лунная ночь». 1880

 

«Феодосия. Восход солнца». 1852

 

«Феодосия. Закат солнца». 1865

 

«Финский залив». 1848

 

«Флот в виду Севастополя». 1890

 

«Фрегат на море». 1838

 

«Фрегат под парусом». 1838

 

«Гавань». 1850

 

«Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент». 1846

 

«Гибель корабля (Крушение купеческого судна в открытом море)». 1883

 

«Гибель корабля Лефорт. Аллегорическое изображение». 1858

 

«Гибель Помпеи». 1889

 

«Гондольер на море ночью». 1843

 

«Гора Арарат». 1885

 

«Горящий корабль (эпизод русско-турецкой войны)»

 

«Гурзуф»

 

«Гурзуф». 1859

 

«Гурзуф ночью». 1849

 

«Хаос. Сотворение мира». 1841

 

«Хождение по водам». Холст, масло (Частное собрание)

 

«Христофор Колумб». 1880

 

«Итальянский пейзаж». 1855

 

«Итальянский пейзаж. Вечер». 1858

 

«Камыши на Днепре». 1857

 

«Канонерка»

 

«Караван в оазисе. Египет». 1871

 

«Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина». 1896

 

«Кавказские горы с моря».1899

 

«Керчь». 1839. Холст, масло

 

«Клятва перед Аварайской битвой» (полководец Вартан Мамиконян V в.).1892

 

«Кофейня в Крыму»

 

«Конец бури на море». 1839

 

«Контрабандисты». 1884

 

«Контрабандисты». 1890-е

 

«Корабль Двенадцать апостолов» . 1897

 

«Корабль Императрица Мария во время шторма». 1892

 

«Корабль среди бурного моря»

 

«Корабль у берега». 1880

 

«Корабль в бурю». 1887

 

«Корабль в бурю». 1895

 

«Корабль в бурю». 1896

 

«Корабль в море». 1870-е

 

«Кораблекрушение». 1865

 

«Кораблекрушение». 1876

 

«Кораблекрушение». 1880-е

 

«Кораблекрушение». 1884

 

«Кораблекрушение». 1894

 

«Кораблекрушение у Афонской горы». 1856

 

«Кораблекрушение у берегов Гурзуфа». 1898

 

«Кораблекрушение у скал». 1870-е

 

«Кораблекрушение в Северном море». 1875

 

«Корабли Колумба». 1880-е

 

«Корабли на Феодосийском рейде». 1897

 

«Корабли на бушующем море». 1866

 

«Корабли в бурном море. Восход солнца». 1871

 

«Корабли в ночной тишине». 1888

 

«Крейсер в море ночью»
«Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в.)». 1892

 

«Крым». 1852

 

«Крымский берег». 1886

 

«Крымский пейзаж с парусником». 1874

 

«Крымский вид»

 

«Крымский вид. Аю-Даг». 1865

 

«Кронштадтский рейд». 1840

 

«Кронштадт. Форт Император Александр I». 1844

 

«Крушение корабля Ингерманланд в Скагерраке в ночь на 30 августа 1842 года». 1876

 

«Крушение корабля в бушующем море»

 

«Купание овец». 1877

 

«Купание овец». 1878

 

«Лагуна». 1891

 

«Лазоревый грот. Неаполь». 1841

 

«Ледяные горы в Антарктиде». 1870

 

«Лиссабон. Восход солнца». 1860-е

 

«Ливень в Судаке». 1897

 

«лодка в море» 1894

 

«Лунная дорожка»

 

«Лунная дорожка». 1886

 

«Лунная ночь». 1849

 

«Лунная ночь». 1858

 

«Лунная ночь». 1862

 

«Лунная ночь». 1870

 

«Лунная ночь». 1888

 

«Лунная ночь». 1899

 

«Лунная ночь. Берег моря». 1885

 

«Лунная ночь. Купальня в Феодосии». 1853

 

«Лунная ночь на берегу моря в Крыму». 1852

 

«Лунная ночь на Босфоре». 1894

 

«Лунная ночь на Чёрном море». 1855

 

«Лунная ночь на Черном море». 1873

 

«Лунная ночь на Капри». 1841

 

«Лунная ночь на море». 1875

 

«Лунная ночь. Окрестности Ялты». 1863

 

«Лунная ночь. У родника». 1877

 

«Лунная ночь в Константинополе».1862

 

«Лунная ночь в Константинополе». 1884

 

«Лунная ночь в Крыму». 1859

 

«Лунная ночь в Крыму. Гурзуф». 1839

 

«Лунная ночь. Всадник». 1858

 

«Малага. Морской пейзаж». 1854

 

«Марина». 1892

 

«Мельница на берегу моря». 1851

 

«Мельница на берегу реки. Украина». 1880

 

«Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция». 1843

 

«Море». 1864

 

«Море». 1867

 

«Море». 1882

 

«Море». 1898

 

«Море. Коктебель». 1853

 

«Море на фоне гор». 1880

 

«Море ночью». 1861

 

«Море перед бурей». 1856

 

«Море с кораблем»

 

«Море с кораблем». 1884

 

«Море с розовым облаком»

 

«Море. Скалы». 1889

 

«Море. Солнечный день»

 

«Море в лунную ночь». 1858

 

«Море. Закат». 1896

 

«Морское сражение при Ревеле 2 мая 1790 года». 1846

 

«Морской берег». 1861

 

«Морской берег (Крымское побережье у Ай-Петри)». 1890

 

«Морской берег. Прощанье». 1868

 

«Морской берег. Волна». 1880

 

«Морской бой». 1855

 

«Морской пейзаж»

 

«Морской пейзаж». 1870

 

«Морской пейзаж». 1871

 

«Морской пейзаж». 1878

 

«Морской пейзаж». 1898

 

«Морской пейзаж. Коктебель». 1889

 

«Морской пейзаж при луне». 1849

 

«Морской пейзаж с обломками корабля под лунным светом»

 

«Морской пейзаж в Крыму». 1866

 

«Морской пролив с маяком». 1841

 

«Морской вид». 1855

 

«Морской вид». 1865

 

«Морской вид». 1867

 

«Морской вид». 1892

 

«Морской вид». 1895

 

«Морской вид». 1899

 

«Морской вид». 1900

 

«Морской вид при луне». 1878

 

«Морской вид с часовней на берегу». 1845

 

«Морской залив». 1842

 

«Морской залив». 1900

 

«На берегу». 1878

 

«На острове Крит». 1867

 

«На рейде». 1874

 

«Набережная восточного города». 1852

 

«Наполеон на острове Святой Елены». 1897

 

«Неаполитанский маяк». 1842

 

«Неаполитанский залив утром». 1893

 

«Неаполитанский залив в лунную ночь». 1858

 

«Неаполитанский залив в туманное утро». 1874

 

«Неаполитанский залив. Вид Везувия». 1879

 

«Нева»

 

«Ниагарский водопад». 1892

 

«Ниагарский водопад». 1893

 

«Ночь»

 

«Ночь. Голубая волна». 1876

 

«Ночь на Черном море». 1879

 

«Ночь на море»

 

«Ночь на Украине». 1871

 

«Ночь. Трагедия в Мраморном море». 1897

 

«Ночь в Амальфи». 1854

 

«Ночь в Крыму». 1871

 

«Ночь в Венеции». 1861

 

«Ночной Константинополь». 1886

 

«Ночной пейзаж. Венеция»

 

«Облака над морем. Штиль». 1889

 

«Облако над тихим морем». 1877

 

«Обоз в степи». Холст, масло

 

«Одесса». 1840

 

«Океан». 1896

 

«Окрестности Ялты ночью». 1866

 

«Осада Севастополя». 1859

 

«Остров Иския». 1892

 

«Остров Крит». 1897

 

«От штиля к урагану». 1892

 

«Отара овец». 1857
«Отара овец в бурю». 1861
«Парусник». 1859
«Парусник у берегов Крыма в лунную ночь». 1858
«Парусник в бурю». 1886
«Парусник в море». 1881
«Парусник в море». 1884
«Пейзаж с парусником»
«Пейзаж с Везувием». 1896

 

«Пейзаж со шхуной». 1870-1880-е

 

«Перед боем. Корабль Константин». 1872

 

«Переход евреев через Красное море».1891

 

«Первый поезд в Феодосии». 1892

 

«Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим». 1846

 

«Петербург. Переправа через Неву». 1870-е

 

«Петербургская биржа». 1847

 

«Пирамиды». 1895

 

«По дороге в Ялту». 1860-е

 

«Побережье в Амальфи». 1841

 

«Портрет бабушки художника Ашхен». 1858

 

«Портрет брата художника Габриэла Айвазяна». 1883

 

«Портрет А.Халибяна, городской главы Нового Нахичевана». 1862

 

«Портрет И.Х. Лазарева». 1851

 

«Портрет А.И.Казначеева». 1847

 

«Портрет вице-адмирала М.П. Лазарева». 1839

 

«Портрет Лорис-Меликова». 1888

 

«Портрет неизвестного». 1850

 

«Портрет жены художника Анны Бурназян». 1882

 

«Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции». 1899

 

«После бури»

 

«После бури». 1854

 

«После бури. Восход луны». 1894

 

«После кораблекрушения»

 

«Приближение бури». 1877

 

«Прибой». 1888

 

«Прибой». 1893

 

«Прибой». 1895

 

«Прибой». 1897

 

«Прибой у берегов Крыма». 1880

 

«Прибой у крымских берегов».1892

 

«Приезд Екатерины II в Феодосию». 1883

 

«Приезд Петра I на Неву». 1853

 

«Приморский город. Вид Ялты». 1866

 

«Пристань в Феодосии». 1856

 

«Прощание». 1869

 

«Прощание». 1895

 

«Прощание А.С. Пушкина с морем». 1877

 

«Пушкин на берегу Черного моря». 1887

 

«А.С. Пушкин на берегу Черного моря». 1897

 

«А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал». 1880

 

«Путешествие Посейдона по морю». 1894

 

«Радуга». 1873. Холст, масло

 

«Река Аракс и Арарат». 1875

 

«Река Риони. Грузия». 1870-е

 

«Ревель». 1844

 

«Рыбаки на берегу моря». 1852

 

«Рыболовное судно в гавани»

 

«Русская эскадра на Севастопольском рейде». 1846. Холст, масло

 

«Русский и французские фрегаты». 1858

 

«Севастополь»

 

«Шхуна под парусами»

 

«Штиль». 1885 (1)

 

«Штиль». 1885 (2)

 

«Штиль». 1881

 

«Штиль на море». 1876

 

«Штиль на море». 1879

 

«Штиль. Вид Капри (Средиземное море)». 1892

 

«Шторм». 1861

 

«Шторм. Парусник»

 

«Сигнал бури». 1851

 

«Синопский бой (дневной вариант)». 1853. Холст, масло

 

«Синопский бой (ночь после боя)». 1853. Холст, масло

 

«Скалы в тумане». 1890

 

«Скалистый остров». 1855

 

«Смольный монастырь». 1849

 

«Смольный монастырь. Закат солнца». 1847

 

«Смотр Черноморского флота в 1849 году». Холст, масло

 

«Солнечный день». 1884

 

«Сорренто. Морской вид». 1842

 

«Сошествие Ноя с Арарат». 1889

 

«Сотворение мира». 1864

 

«Спасающиеся от бури». 1872

 

«Спасающиеся от кораблекрушения». 1844

 

«Спокойное море». 1863

 

«Среди волн». 1898. Холст, масло

 

«Старая Феодосия». 1839

 

«Старая Феодосия». 1845

 

«Старый Крым. Фонтан». 1858

 

«Стычка ширванцев с мирюдами на Гунибе». 1869

 

«Суда на рейде». 1851

 

«Свадьба на Украине». 1892

 

«Свеаборг». 1844

 

«Сцены из каирской жизни». 1881

 

«Сжатое поле. Закат». 1861

 

«Тихое море. Скалистый берег». 1860-е

 

«Тонущий корабль». 1854

 

«Трапезунд с моря». 1856

 

«Трапезунд с моря». 1875

 

«Тройка в степи». 1882

 

«Туманное утро»

 

«Туманное утро в Италии». 1864

 

«У берегов». 1875

 

«У берегов Ялты». 1864

 

«У берегов Ялты». 1894

 

«У крымских берегов». 1890-е

 

«Украинский пейзаж с чумаками при луне». 1869

 

«Ураган». 1899

 

«Ураган на море». 1850

 

«Утро». 1851

 

«Утро. Морской залив». 1878

 

«Утро на берегу залива». 1853

 

«Утро на море». 1849

 

«Утро на море». 1883

 

«Утро на морском берегу. Судак». 1856

 

«Утро после бури». 1888

 

«Утро в Неаполитанском заливе». 1873

 

«Южная ночь. Крым». 1848

 

«В бурю». 1872

 

«В бурю». 1899

 

«В гавани». 1842

 

«Варяжская сага путь из варяг в греки». 1876

 

«Вечер на море»

 

«Вечер на море». 1871

 

«Вечер. На рейде»

 

«Вечер в Крыму. Ялта». 1848

 

«Венчание поэта в Древней Греции». 1886

 

«Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо». 1844

 

«Венецианская ночь»

 

«Венеция». 1842

 

«Венеция». 1844

 

«Венеция». 1870

 

«Ветряная мельница на берегу моря». 1837

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *