Эль Греко был бойцом, стоиком и гением. Ему было двадцать, когда ушел из жизни Микеланджело. Он был младшим современником Тициана и Тинторетто, чуть старше Шекспира и почти ровесник Сервантеса. Ему суждено было пережить Караваджо и войти уже в зрелые лета, когда только-только начинали свой живописный путь молодые Рубенс и Франс Халс, а через три года после его кончины в Севилье юноша Веласкес только завершит свое обучение. Но очевидно именно ему выпала участь стать неким водоразделом между двумя живописными эпохами, при этом не примкнув ни к одной из национальных школ.
Уже долгие годы после его кончины все еще пытались в нем видеть только мистика и визионера. В его духовной взволнованности искали очень упорно следы душевного недуга, а в необычности видения им мира – дефект зрения. Но он так и остался ни на кого не похожим, одиночной фигурой, загадочный критянин иконописец по имени Доменико Теотокопулос, что вошел в историю мирового искусства под прозвищем Эль Греко.
Нечеловеческое прозрение отличает творения живописца. На его холстах вот уже несколько столетий клубятся реальные формы и цвета, живут странные, с фантастически удлиненными пропорциями фигуры. Их тела изогнуты и таят как свечи. Они мерцают подобно огненным языкам и движутся как колеблемое дыханием пламя в плавных, замедленных, как бы подводных ритмах. Законы земного притяжения над ними не властны. Их руки слабы и парят, словно отдельно от персонажей, у которых зачастую разные глаза, взгляды почти не уловимы, а взоры и помыслы отданы небу.
Так за резную раму для своей же картины «Эсполио», которую капитул заказал Эль Греко, художник получил сумму в несколько раз превысившую стоимость самой картины. И Эль Греко с беспрецедентным упорством боролся именно за достоинство быть художником. Ему давали меньшую сумму, а он не отдавал работу, и так продолжалось до тех пор, пока цена не становилась для него не унизительной. Но что самое интересное – он выигрывал. И именно его победы дали художникам Испании право отстаивать самоценную значимость своих трудов, и они еще долго ссылались на то, что в юриспруденции закрепилось и до наших дней как прецедент Эль Греко.
История сохранила мнение современников: «то, что Эль Греко делал хорошо, никто не мог сделать лучше, но то, что он делал плохо, никогда не могло быть сделано хуже». Кто-то даже назвал его однажды великим халтурщиком.
О первых 25 годах его жизни сведений — крохи. Отец был сборщиком налогов и, вероятно, семья не бедствовала. Мальчик получил приличное образование, в том числе и у местных иконописцев старой византийской школы. До 1566 успел поработать учителем рисования в родном городе. В возрасте 26 лет Доменико отправляется в Венецию, которая пленила молодого грека.
В Венеции, по одной из версий, Доменико станет учеником великого старца Тициана, согласно другой – последователем. Однако современное искусствоведение усматривает в трудах Эль Греко в большей степени влияние Тинторетто.
По одной из версий именно эта дерзость вынудит Эль Греко покинуть вечный город. Согласно второй – эпидемия чумы. Еще до бегства из Рима он успеет войти в круг просвещенных интеллектуалов и получит свой первый испанский заказ. А самое неожиданное и смелое творение той поры — «Эсполио» («Срывание риз с Христа»).
Трудно сегодня угадать, чего ждала венценосная особа. Но на оформление аскетично сурового дворца монастыря Эскориал критянина не позовут. Правда, Филипп Второй наградит художника по-царски, велев выплатить 800 дукатов. Но Эль Греко в сердцах покинет Мадрид.
Его домом и мастерской отныне и навсегда станет древняя испанская столица Толедо. Город, где все еще царила атмосфера средневековой культуры и где по-прежнему ценили музыку, поэзию и живопись.
Вернет из забвения его картину «Мученичество святого Маврикия» только через шестьдесят лет Диего Веласкес. Первой кисти испанской короны поручат смену экспозиции в Эскориале. Веласкес наткнется на «Мученичество святого Маврикия» в зале капитула и определит холст на самое почетное место, рядом с еще одним полотном Эль Греко — «Поклонением имени Христа».
Оттачивая свое мастерство в живописи, Эль Греко освоит обобщающую манеру широкого мазка. Темперу на досках сменит масло на холстах, хотя темперу он все еще будет использовать от розового до темно-красного тонов в многослойном подмалевке по белому грунту. Все так же будет черными мазками наносить очертания фигур и намечать самые яркие места картины белилами, а самые темные — черной краской и кармином. То наследие иконописи.
А вскоре Эль Греко введет в свои работы и прием разноглазости, который не только в размере и асимметрии глаз его персонажей, но и в характере их взгляда. Впоследствии именно разные глаза героев его произведений заставят искать у самого художника аномалию зрения.
7 апреля 1614 Эль Греко не станет. Уже к началу восемнадцатого века о Доменико Теотокопулосе мало кто слышал. Лишь сто лет спустя его заново откроют романтики и нарекут пророком и предтечей модернизма двадцатого века, а самые прославленные галереи мира начнут сражаться за любой след его кисти.
картина «Благовещение». Эль Греко
Эта композиция, являющаяся одним из первых шедевров Эль Греко, построена по той же схеме, что и многочисленные изображения Благовещения в венецианском искусстве XVI века. Но если в других трактовках данного сюжета, например в «Благовещении» Тициана в церкви Сан Сальваторе в Венеции, послужившей Эль Греко образцом, архангел Гавриил изображён слева, а Мария, читающая молитву стоя на коленях, справа, то здесь художник поменял фигуры местами.
Сравнивая два ранних варианта «Благовещения» с настоящим, можно проследить, как совершенствовал художник свою композицию. В первом варианте, датированном Паллуккини 1567-1568 годами Эль Греко написал на обратной стороне правой створки триптиха (находится в галерее Эстензе в Модене) гору Синай. Эта работа, обнаруживая неопытность художника в построении пространства и перспективы, в то же время демонстрирует его свободу от канонов византийского стиля. Второй известный вариант «Благовещения» (музей Прадо в Мадриде), датирован согласно Гудиолю 1570-75 гг. Написанный Эль Греко, как и первый, на дереве, он свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля и техники художника . Настоящий,
третий вариант «Благовещения» (1570-1575) исполненный, в отличие от двух более ранних, на холсте, демонстрирует уже вполне сложившуюся индивидуальность мастера, который тем не менее, ещё следует в своих приёмах венецианским образцам. Лишь позднее в работах Эль Греко появятся столь характерные для его творчества удлинённые фигуры.
>