В 1987 году, когда в Вашингтоне проходила большая ретроспектива работ Люсьена Фрейда, ведущий американский критик Роберт Хьюз в своей статье в каталоге окончательно утвердил международную репутацию художника: «Люсьен Фрейд стал величайшим из живущих сейчас художников-реалистов».

Для многих такая оценка прозвучала тогда неожиданно. Ведь был жив еще Френсис Бэкон и, хотя темы работ Фрейда были вполне традиционны (портреты, фигурные композиции, обнаженная натура, натюрморты), понятие реализма как-то мало подходило к его искусству.

Люсьен Фрейд - Человек с пером. 1943
Человек с пером. 1943
Его персонажи часто распростерты, как в гинекологических креслах, либо они застыли в самых неудобных, причудливых положениях, как после шока, родов, оргазма или в алкоголическом ступоре.
Его обнаженные – сидящие, стоящие, лежащие в одиночку и парами – во всей своей открытой непристойности как бы отчуждены от проходящих мимо зрителей
Люсьен Фрейд - Комната художника. 1944
Комната художника. 1944
«Все части тела Фрейд трактует как ровные, — тонко подметил один из английских критиков. – Лицо, ноги, гениталии, колени – все должно быть четко описано… Так можно смотреть на труп, любая часть которого, в отличии от живого тела, может вызывать одинаковый интерес».
Содержательность образов художника – это выраженная через живописную пластику психология людей, не вписывающихся в общество, не чувствующих себя дома в мире четких социальных и моральных норм.
Очевидно, именно так всю свою жизнь ощущал себя Люсьен Фрейд.
Люсьен Фрейд - Человек с чертополохом. 1946
Человек с чертополохом. 1946
Внук великого Зигмунда Фрейда Люсьен Майкл Фрейд родился в 1922 году в Берлине. Когда с приходом Гитлера к власти в Германии усилилось преследование евреев, он с родителями эмигрирует в Англию. Ему было тогда одиннадцать лет.
В 1938 году к семье присоединился дед – Зигмунд Фрейд, выкупленный англичанами у нацистов.
Люсьен Фрейд - Девушка с котенком. 1947
Девушка с котенком. 1947
Художественное образование Люсьен начал еще в Берлине, а потом продолжал его в Англии, сначала в Девоне, потом в Лондоне в королевской школе искусств и ремесел. Но подлинной школой для Фрейда, как для целого ряда художников поколения 40-х годов, стал богемный район лондонского Сохо.
Центром притяжения стал для них расположенный на одной из улочек Сохо ночной клуб под названием Колони, завсегдатаем которого был Френсис Бэкон.
Люсьен Фрейд - Портрет Леди Элизабет Кавендиш. 1950
Портрет Леди Элизабет Кавендиш. 1950
За баром этого довольно невзрачного помещения с Бэконом, помимо Фрейда, встречались Франк Ауэрбах, восьмилетним мальчиком переброшенный своими родителями в Англию из нацистской Германии, Леон Коссов — сын беженцев от российских погромов, Рон Китай, родители которого бежали от погромов нацистских.
В Лондоне каждый из них ощущал себя чужаком, аутсайдером, отщепенцем, да и сам Бэкон с его ирландским происхождением и врожденным гомосексуализмом, считавшимся тогда в Англии уголовным преступлением, не мог чувствовать себя иначе. Так складывалось здесь то, что в последствии получит название «лондонской школы». Единственным лондонцем из шести ее представителей был Майкл Эндрюс.
Люсьен Фрейд - Спящая женщина. 1950
Спящая женщина. 1950
Название «лондонская школа» придумал Рон Китай и определил ее как «табунок очень различных одиночек». Но при всем различие их творческих индивидуальностей у всех художников был свой трагический жизненный опыт.

Трагедия времени, преломленная сквозь призму собственной биографии, просматривается в первых же работах Фрейда, созданных в начале 40-х годов.

Люсьен Фрейд - Девушка в темном платье. 1951
Девушка в темном платье. 1951
Таков его «Эвакуированный мальчик», смотрящий на нас глазами затравленного животного; таковы же его «Деревенские мальчишки». Абсурд происходящего Фрейд пытался тогда выразить и средствами сюрреализма: в его картине «Комната художника» в интерьер с диваном и пальмой сквозь окно врывается гигантская голова фантастического зверя, похожего на жирафа. Но сюрреалистические алогизмы, очевидно, были чужды его творческой натуре, и вскоре он бросает такие попытки.
Люсьен Фрейд - Интерьер в Паддингтоне. 1951
Интерьер в Паддингтоне. 1951
сделано с любовью
Однако, в отличие от других его друзей-иммигрантов жизнь Люсьена в Англии внешне протекала благополучно: громкое имя Фрейда давало ему свои преимущества.
В 1948 году он женился на дочери крупнейшего английского скульптора Якоба Эпштейна Китти Гармен, затем последовал развод, вторая женитьба, дети…
Люсьен Фрейд - Голова мальчика. 1952
Голова мальчика. 1952
Впрочем, не один официальный брак не был помехой Фрейду для бесчисленных сексуальных связей на стороне. Он признавал до сорока своих внебрачных детей. Люсьен редко поддерживал такое потомство материально, однако никогда не сторонился контактов с ними. Впоследствии многие из его чад стали моделями на его полотнах.
Люсьен Фрейд - Девушка в постели. 1952
Девушка в постели. 1952
Талант Фрейда получил признание очень рано: уже в 1944 году в Лондоне состоялась его персональная выставка, а через 10 лет он уже представляет Великобританию на Венецианском биеннале вместе с Френсисом Бэконом и Беном Николсоном. Он получает высокие премии и преподает в одной из самых престижных художественных школ.
И все же где-то в глубине души он продолжал ощущать себя эмигрантом, пришельцем из другого мира, от которого бежал, в котором его прославленный дед жил под постоянной угрозой концлагеря, где четыре его сестры погибли в лагерях уничтожения, где покончили с собой близкая ему двоюродная сестра Марта и ее муж.
Люсьен Фрейд - Девушка с белой собакой. 1952
Девушка с белой собакой. 1952
Достигнув вершин известности, он продолжал оставаться загадкой для посторонних. Он жил в доме без звонка на двери, и только ближайшие друзья знали номер его телефона. Иным, чтобы войти с ним в контакт, надо было посылать телеграмму.
Фрейд очень редко давал интервью. Терпеть не мог фотографироваться, раздавать автографы и участвовать в каких бы то ни было торжественных церемониях, даже устраиваемых в его честь.
А на стене его мастерской много лет красовался начертанный мелом лозунг: «Искусство – это бегство от собственной личности».
Люсьен Фрейд - Джон Мильтон. 1952
Джон Мильтон. 1952
Одержимый творчеством, Люсьен Фрейд превратил свою жизнь в работу, а дом в мастерскую и говорил: «Будущее для меня – это следующая картина».
Он работал по 16 часов в сутки, не признавая ни праздников, ни воскресений. Когда он обрел репутацию крупнейшего художника, перед ним раскрылся мир высшей английской аристократии. Его друзьями были герцоги Девонширские, барон Тиссен. Он создал портрет королевы Елизаветы, вызвавший много толков.
Люсьен Фрейд - Портрет Фрэнсиса Бэкона. 1952
Портрет Фрэнсиса Бэкона. 1952
И все же обитатели старого лондонского Сохо и новых богемных районов были ближе ему по духу, нежели респектабельные хозяева дворцов аристократии. Они-то и являются главными моделями и персонажами его картин.
Сам Фрейд говорил: «Я никогда не мог ввести в картину ничего, что бы не лежало прямо перед моими глазами. Иначе это стало бы бессмысленной ложью, простой и хитрой уловкой».
Люсьен Фрейд - Девушка в пледе. 1953
Девушка в пледе. 1953
Может быть, если не самый радикальный, то наиболее наглядный пример его стиля – это большая фигурная композиция, которую художник снабдил точным адресом: «Паддингтон, Западный Лондон, 11» и дал ей подзаголовок «В подражание Ватто». Фрейд работал над ней с 1981 по 1983 год. Здесь, в убогом интерьере с раковиной умывальника и водопроводными трубами по стенам, сидят рядом четыре подростка, вслушиваясь в звуки мандолины, струны которой перебирает один из них. У их ног, как брошенная кукла, лежит ребенок. Шелковые платья и джинсовые комбинезоны на этих патлатых юнцах на фоне отсыревших стен выглядят каким-то печальным маскарадом. Как Пьеро и Коломбины у Ватто они не от мира сего. Они могут существовать лишь в меланхолической атмосфере взаимных касаний, звучаний, прикосновений, оттенков, вызывающей ощущение их хрупкой внутренней близости. Но, кроме этой близости, у них нет ничего. Эту картину называли тогда самым точным по психологической поэтике образом современной молодежи. Художник знал, о чем говорил: персонажами картины были его дочь Белла и ее друзья.
Люсьен Фрейд - Комната в гостинице. 1954
Комната в гостинице. 1954
Он пишет только тех, кого хорошо знает, причем эти люди чаще всего с теми или иными психофизиологическими отклонениями – наркоманы, эксгибиционисты, гомосексуалисты, лесбиянки, изображенные во всей их неприкрытой наготе. Он редко называет свои портреты по именам, предпочитая абстрактные названия вроде «Портрет обнаженной», «Обнаженный мужчина со своим другом» и т.п.
Люсьен Фрейд - Мужчина в плаще. 1958
Мужчина в плаще. 1958
Но за такими абстракциями скрываются чаще всего конкретные персонажи. Таков Лейс Бовери, чьи эксцентричные перформансы сделали его чуть ли не культовой фигурой в богемных кругах 80-90-х годов. Бовери рано умер, и после его смерти моделью и другом Фрейда стала Сью Телли, которая в его картинах фигурирует под именем Инспектор. В одной из них она распростерта на кушетке, и тело ее настолько заплыло жиром, что трудно различить ее пол.
Люсьен Фрейд - Фигура с обнаженными руками. 1961
Фигура с обнаженными руками. 1961
«У меня, очевидно, пристрастие к людям таких необычных и странных пропорций» — так сам Люсьен Фрейд объясняет свой интерес к подобным телесным аномалиям.
По словам художника, в его творчестве привязанность к своей биографии сочеталась с бегством от собственной личности. Скорее всего, это было бегство от мрачного прошлого к тоже не светлому общечеловеческому опыту существования в современном мире.
Недаром еще в 50-х годах ведущий тогда историк и критик Герберт Рид назвал его «Энгром экзистенциализма». Его картины, подобно персонажам Сартра или Камю, могут восприниматься как образы отчужденности человека от общества, от современной жизни, от установленных норм поведения.
Люсьен Фрейд - Рыжий мужчина на стуле. 1963
Рыжий мужчина на стуле. 1963
Даже когда он писал портрет двух вполне респектабельных людей – отца и сына, — он придал им выражение глубокой, почти трагической сосредоточенности и дал произведению название «Два ирландца». Как будто эти люди стоически противостоят напору национального недоброжелательства.
Не делал он исключения и для себя. Так, в автопортрете 1992 года (Фрейду 70 лет) он стоит с мольбертом в одной руке, с кистью в другой, и единственный предмет одежды на нем – стоптанные комнатные туфли. Он как бы ставит знак равенства между собой и своими персонажами, но откровенная обнаженность его автопортрета – это не патетический жест эксгибициониста, а трагедия дряхлеющей плоти и стоическое противостояние старости.
Люсьен Фрейд - Отражение с двумя детьми. 1965
Отражение с двумя детьми. 1965
В одном из очень редких своих высказываний он точно определил свой творческий метод: «Художник подобен гончей, берущей след. Собака не свободна. Она делает только то, что может делать, — она чует запах, а остальное довершает инстинкт».
Горький запах эпохи Люсьен Фрейд почуял еще в детстве, взял след и следовал ему всю свою жизнь.
Люсьен Фрейд - Майкл Эндрюс и Джун. 1966
Майкл Эндрюс и Джун. 1966
Люсьен Фрейд - Обнаженная девушка. 1966
Обнаженная девушка. 1966
Люсьен Фрейд - Девушка в меховом пальто. 1967
Девушка в меховом пальто. 1967
Люсьен Фрейд - Интерьер с растением и отражением слушающего. 1968
Интерьер с растением и отражением слушающего. 1968
Люсьен Фрейд - Спящая обнаженная девушка. 1968
Спящая обнаженная девушка. 1968
Люсьен Фрейд - Большой интерьер, Паддингтон. 1969
Большой интерьер, Паддингтон. 1969
Люсьен Фрейд - Портрет матери художника. 1972
Портрет матери художника. 1972
Люсьен Фрейд - Портрет обнаженной. 1972
Портрет обнаженной. 1972
Люсьен Фрейд - Большой интерьер. 1973
Большой интерьер. 1973
Люсьен Фрейд - Эли. 1974
Эли. 1974
Люсьен Фрейд - Фрэнк Ауэрбах. 1975
Фрэнк Ауэрбах. 1975
Люсьен Фрейд - Энни и Элис. 1975
Энни и Элис. 1975
Люсьен Фрейд - Большой мужчина. 1977
Большой мужчина. 1977
Люсьен Фрейд - Обнаженный мужчина с крысой. 1977
Обнаженный мужчина с крысой. 1977
Люсьен Фрейд - Ночной портрет. 1978
Ночной портрет. 1978
Люсьен Фрейд - Портрет Роуз. 1979
Портрет Роуз. 1979
Люсьен Фрейд - Два растения. 1980
Два растения. 1980
Люсьен Фрейд - Портрет обнаженной с отражением. 1980
Портрет обнаженной с отражением. 1980
Люсьен Фрейд - Большой интерьер. 1981
Большой интерьер. 1981
Люсьен Фрейд - Крепкий сон обнаженной женщины. 1981
Крепкий сон обнаженной женщины. 1981
Люсьен Фрейд - Портрет обнаженной. 1981
Портрет обнаженной. 1981
Люсьен Фрейд - Портрет барона Тиссена-Борнемисы. 1982
Портрет барона Тиссена-Борнемисы. 1982
Люсьен Фрейд - Мать художника. 1984
Мать художника. 1984
Люсьен Фрейд - Белокурая девушка. 1985
Белокурая девушка. 1985
Люсьен Фрейд - Два ирландца. 1985
Два ирландца. 1985
Люсьен Фрейд - Мужчина в кресле. 1985
Мужчина в кресле. 1985
Люсьен Фрейд - Отражение (Автопортрет). 1985
Отражение (Автопортрет). 1985
Люсьен Фрейд - Двойной портрет. 1986
Двойной портрет. 1986
Люсьен Фрейд - Обнажённый на кровати. 1987
Обнажённый на кровати. 1987
Люсьен Фрейд - Тройной портрет. 1987
Тройной портрет. 1987
Люсьен Фрейд - Художница и модель. 1987
Художница и модель. 1987
Люсьен Фрейд - Двое мужчин. 1988
Двое мужчин. 1988
Люсьен Фрейд - Стоя у тряпок. 1988
Стоя у тряпок. 1988
Люсьен Фрейд - Иб и ее муж. 1992
Иб и ее муж. 1992
Люсьен Фрейд - Вечер в студии. 1993
Вечер в студии. 1993
Люсьен Фрейд - Кровать новобрачных. 1993
Кровать новобрачных. 1993
Люсьен Фрейд - Художник за работой. 1993
Художник за работой. 1993
Люсьен Фрейд - Ли под солнечным светом. 1994
Ли под солнечным светом. 1994
Люсьен Фрейд - Социальный смотритель спит. 1995
Социальный смотритель спит. 1995
Люсьен Фрейд - Ночной портрет. 1996
Ночной портрет. 1996
Люсьен Фрейд - Спящая у ковра со львами. 1996
Спящая у ковра со львами. 1996
Люсьен Фрейд - Восемь ног. 1997
Восемь ног. 1997
Люсьен Фрейд - Ее Величество Королева Елизавета II. 2001
Ее Величество Королева Елизавета II. 2001
Люсьен Фрейд - Серый мерин. 2003
Серый мерин. 2003
Люсьен Фрейд - Дэвид и Эли. 2004
Дэвид и Эли. 2004
Люсьен Фрейд
Люсьен Фрейд