Врубель Михаил Александрович. Демон и творец

«Он — для одних гений, для других нечто весьма странное…»

Миша Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске, в семье офицера, военного юриста, предки которого были поляками. Мать была дочерью вице-губернатора Астрахани и родственницей декабриста Басаргина.

Михаил Александрович получил прекрасное историко-филологическое и юридическое образование, окончив Петербургский университет. Владел восьмью языками. Любил хорошо одеваться, тонко разбирался в хороших винах и изысканной гастрономии. Посещал рисовальную школу общества поощрения художеств в Петербурге, а также рисовальную школу в Одессе. Учился два с лишним года в академии художеств, которую так и не окончил…

Ранние академические композиции Врубеля свидетельствуют о том, что уже в академии он был готовым мастером и когда именно он сформировался как живописец – большая тайна.

Как и положено гению, современникам было трудно понять его работы и почти все его произведения были обруганы и высмеяны художественными критиками.
Однако, уже на похоронах художника Александр Бенуа скажет: «Будущие поколения русских станут воспринимать конец девятнадцатого столетия как эпоху Врубеля».

***

«Меня свалило то, что я после такого громадного труда стал еще работать по пятнадцать, двадцать часов в сутки. Это было тем более глупо, что я продажей демона за три тысячи рублей был совершенно обеспечен».

В марте 1902 года консилиум врачей требует от Михаила Врубеля полного покоя и прекращения работы. Врубель реагирует раздраженно. Его психика – это психика художника и к нему нельзя применять обычные мерки. Но вскоре маниакальная экзальтация достигает такой степени, что художника помещают в психиатрическую лечебницу.
При поступлении пациент Врубель был беспокоен и возбужден. Высказывал бредовую идею величия: он император, пьет только шампанское. Он – выдающийся музыкант. Его голос – хор голосов.
Диагноз: прогрессивный паралич как следствие третичного сифилиса.
Назначены препараты ртути.

«Что публика, которую я люблю, более всего желает видеть? Христа! Я должен ей его дать по мере своих сил и изо всех сил. Отсюда спокойствие, необходимое для того, чтобы сделать иллюзию Христа максимально прекрасным…
Демона я теперь не работаю, но думаю, что он от этого не страдает, и что по завершении соборных работ примусь за него с большей уверенностью…
Васнецов говорит, что мне надо в Москву. Что там я попаду в полезную для меня конкуренцию».

 

Девочка на фоне персидского ковра. 1886

 

В 1889 году Врубель решается на переезд. Первое время очень нуждается. Живет в бедной квартире. Спит на полу, на жиденьком матрасе. У него нет ни приличной одежды, ни денег на краски и холсты.Но и в этих обстоятельствах Врубель не избавляется от привычки сорить деньгами. Когда удается получить крупную сумму — задает пиры, одаривает всех, кто не попросит. Он не в состоянии беречь заработанное, планировать расходы.

«Вот ужу с месяц я пишу демона. То-есть не то чтобы монументального демона, которого я напишу еще со временем, а демоническое. Полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колено на фоне заката, и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

«Обстановка моей работы превосходная в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова, у которого я живу с декабря».

«Врубель – это же черт знает, что такое! Я ему: не понимаю, что это за живопись и живопись ли это. А он мне: как я рад! Я бы огорчился, если бы вы понимали!».

 

Жемчужина. 1904

 

Благодаря Савве Ивановичу Врубель едет в Италию, в Рим и остается там до весны.
Он много работает и, казалось бы, есть повод быть довольным положением дел, но в жизни художника давно была скрытая от глаз близких нереспектабельная сторона…
В 1892 году он заразился сифилисом.Внешне жизнь Врубеля благополучна. По возвращении в Москву он принимает частные заказы — лепит, пишет панно, делает картоны для витражей. С середины девяностых годов увлекается театром – придумывает декорации и костюмы.С заказчиками Врубелю трудно. Много недовольств, капризы. Порой он реагирует кротко, порой злится. «Гадалку» художник пишет прямо на неоконченном портрете Николая Мамонтова.

«Не могу больше писать ваш портрет. Осточертело мне».

Накануне нового 1896 года Михаил Александрович едет в Петербург писать декорации к опере Хумпердинка «Гензель и Гретель». Партию Гретель исполняет киевская певица Надежда Забела. Она была так близорука, что не видела со сцены палочку дирижера, но выступала безошибочно.
В первый день знакомства, в перерыве между репетициями, Врубель признался артистке, что восхищен ее голосом.

«Все певицы поют как птицы, а Надя поет как человек».

Чтобы добиться расположения Надежды, Врубель принимается за картину «Гензель и Гретель», где изображены артистки Любатович и Забела в сцене из оперы.

Надежда решила: если картина удастся, она согласится выйти замуж за Врубеля. Надю смущало, что она слышала и даже видела, что Врубель пьет, очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно.

«Вот уже четвертый день, что мы женаты. А мне уже кажется, что очень давно. Мы как-то удивительно сошлись с Михаилом Александровичем. В нем я каждый день нахожу новые достоинства. Во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый. Кроме того, мне всегда с ним удивительно весело и легко. Конечно, бог знает, что будет, но начало хорошо, и я себя пока чувствую прекрасно».

Однако Михаил Александрович начинает постепенно меняться. Это становиться заметно летом 1898 года, когда Врубели гостят в имении родственников.

 

Пан. 1899

 

Еще год назад Врубель производил впечатление бодрого и жизнерадостного человека. Теперь он постоянно жалуется на сильные головные боли, принимает фенацетин в грандиозных дозах, носит черную шелковую шапочку даже в комнате.Обычная незлобивость сменяется высокомерием, раздражительностью, особенно когда речь заходит об искусстве.

В 1901 году в семье родился долгожданный сын. В честь Мамонтова названный Саввой.

«Сын мой растет, умнеет. Он нас очень забавляет и все старается что-то выразить и производит уморительные звуки.

Миша пишет в четыре сеанса портрет своего нежно любимого сына. Причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую очевидно переживает сам, думая о том, что ждет его в жизни».
Ребенок родился с заячьей губой, что считалось признаком вырождения. Врубель воспринял это крайне болезненно.

«Я написал самый реальный портрет – портрет моего сына, и я никогда никому его не покажу».

Едва закончив портрет сына, он с головой погружается в работу над «Демоном поверженным». По двадцать часов проводит он в мастерской, работая над картиной. Повесил громадную электрическую лампу. Работает при свете.

«Михаил Александрович вдруг все переделал и на мой взгляд испортил. И хочет его выставлять в таком виде. Вот-то ругать его будут».

Из молчаливого человека он стал болтуном. Ужасно возбужден и все рассказывает о своей гениальности и силе. Хочет заказывать свой бюст за двести рублей. Он раздражается на все. Не терпит противоречий и готов драться с тем, кто ему противоречит.

«С Мишей теперь разговаривать долго нельзя. Он до того изнервился со своим демоном, что никого не слушает и со всеми ругается».

В феврале 1902 года в Петербурге открывается выставка «Мира искусства». Врубель отдает своего демона, но не может расстаться с картиной. Приходит рано утром и продолжает переписывать.
Лицо демона становилось все страшнее и страшнее. Его поза, его сложение имели в себе что-то мучительно вывернутое.

 

Царевна-Лебедь. 1900

 

В последние дни перед закрытием экспозиции Врубель вынужден остановиться. В момент написания живопись полотна походила на сверкающее павлинье оперенье, однако неустойчивые люминесцентные краски стали меркнуть на глазах изумленной публики. Совет Третьяковской галереи отказался купить картину.По воспоминаниям сестры, Врубель хотел тогда ехать в Париж и там выставить своего демона под титулом «икона». Но картина была куплена за три тысячи рублей Владимиром фон Мекком, тогда еще студентом университета, правда располагавшим значительными средствами.
Купив демона, фон Мекк устроил чествования Врубеля. На ужине были Серов, Нестеров, Пастернак и другие.
Врубель говорил о себе. Говорил, что демон – гениальное произведение. Он все больше и больше волновался. Становился дерзким.«Возьми Валентин моего демона и копируй его. Довольно тебе подковывать сапоги московским купцам».

Врубель критиковал всех по очереди. Нестеров расплакался. Все ушли в другие комнаты…

В апреле Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу.

«Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль».

Азраил – ангел смерти. Он наблюдает за умирающим. Отделяет душу от тела и принимает души умерших. Перед праведным является в образе друга, перед грешником в образе чудовища.

Весной Михаилу Александровичу становится значительно лучше, и в апреле 1903 года по приглашению Владимира фон Мекка он едет с семьей в его имение в киевской губернии.

В дороге заболевает полуторагодовалый сын Савва и 3 мая умирает в Киеве.
Михаил Александрович удивительно мужественно вел себя при этом несчастье. На вид был бодр и старался поддержать жену, которая была в отчаянии.
Врубели приезжают в имение фон Мекка, но там художник чувствует приближение нового приступа душевной болезни.

«Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот».

«Теперь я в Риге, куда привезла Михаила Александровича и поместила в лечебницу. Он сам об этом просил, так как его состояние, хотя вполне сознательное, но невыносимое. Не знаю как жить. За что уцепиться».

 

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904

 

В течение следующего года Врубеля переводят из клиники в клинику. А летом 1904 года он становится пациентом известного врача – Федора Арсеньевича Усольцева. В его клинике в Москве, в Петровском парке, Врубель пишет портрет Забелы на фоне березок. Вскоре наступает ремиссия и художника выписывают.
Зиму Врубели живут в Петербурге, но весной 1905 года Михаил Александрович снова попадает к Усольцеву, и уже до конца дней практически все время проводит в лечебнице.«Это он делает с моими картинами. Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил».Сон его как будто бы стал продолжительнее. Редкий день, чтобы не поспал хотя бы три часа. Кушает хорошо и в свое время. Но, к сожалению, изорвал в клочки новое пальто и брюки. Он притворился спокойным. Лег в кровать. Закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски прежде, чем прислуга заметила. Самые нелепые его поступки сводятся к мысли – устроить вам туалет. Так он объяснял, что пальто и брюки пригодятся вам, если вставить в прорехи разноцветные куски материи.

«Надя, ты может быть слыхала о поэте Валерии Яковлевиче Брюсове? Заказал мне Рябушинский нарисовать его портрет. Это очень интересное и симпатичное лицо. Брюнет с темно-карими глазами, с бородкой и с матовым бледным лицом. Он мне напоминает южного славянина».

«Правду сказать – я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый больной человек в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо, глаза как у хищной птицы, торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление — сумасшедший».

Во время работы над портретом Брюсова Врубель чувствует, что теряет зрение. Остановить слепоту врачам не удается.
«Единственным, чем он теперь жил, была музыка. Когда я его навещала, я напевала ему почти все новое, что разучивала. Любил он также, когда я вспоминала то, что пела прежде при нем».

Врубель живет в петербургской лечебнице доктора Бари среди врачей, санитаров, больных, испытывая, как кажется, чувство симпатии к своему невидимому окружению. Его мало интересует, что вместе со слепотой к нему приходит мировая известность.

В 1906 году в парижском осеннем салоне в устроенной Дягилевым экспозиции русского искусства демонстрировались более тридцати его полотен и для них был выделен отдельный зал.
Через два года его «Демон поверженный» приобретен у фон Мекка Третьяковской галереей.

Врубель смирился, но устал так жить. В феврале 1910 года умышленным стоянием под форточкой он сам спровоцирует воспаление легких. Оно перейдет в скоротечную чахотку и в несколько недель художник умрет.

Но до последних дней жизни Врубель будет ждать, когда же наконец ему вернут зрение…

 

Натурщик. 1882-1883

 

Натурщик-2. 1882-1883

 

Натурщик-3. 1882-1883

 

мужская голова. 1882-1883

 

крестьянин-лирник. 1881

 

Любовь и Голод. 1883

 

натурщик в белой драпировке. 1885

 

священник в лиловой рясе. 1885

 

русалка и витязь. 1890-1891

 

Гензель и Гретель. 1895

 

царевич с соколом. 1905

 

почтовый чиновник. 1903-1904

 

Баян. цветная автотипия. 1912

 

Автопортрет. 1905 (2)

 

Автопортрет. 1905 (3)

 

Автопортрет с раковиной. 1905

 

Автопортрет. 1882

 

Автопортрет. 1883

 

Автопортрет. 1885

 

Автопортрет. 1904-1905

 

Автопортрет. 1904

 

Александровская слобода. 1899

 

Аллегория Нижегородской ярмарки. 1895-1896

 

Ангел с кадилом и свечой. 1887

 

Белая азалия без стебля. 1886-1887

 

Белая азалия с листьями. 1886-1887 (2)

 

Белый ирис. 1886-1887

 

Блюдо Садко. 1899-1900

 

Богатырь. 1898

 

Богоматерь с Младенцем. 1884-1885

 

Богоматерь с Младенцем. 1885

 

Букет в синей вазе. 1887

 

Валькирия. 1899

 

Венеция. 1893

 

Венеция. Мост вздохов. 1890-е

 

Весна. 1899 — начало 1900-х

 

Весна. 1899-1900

 

Видение пророка Иезекииля. 1906

 

Волхова. 1897

 

Волхова. 1899- начало 1900-х

 

Воскресение. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора. 1887

 

Воскресение. Триптих. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора. 1887

 

Восточная сказка. 1886

 

Восточный танец. 1887

 

Гадалка. 1895

 

Гамлет и Офелия. 1883

 

Гамлет и Офелия. 1884

 

Гамлет и Офелия. 1888

 

Гвидон (экран для камина)

 

Герман и Елецкий. 1901

 

Голова Демона

 

Голова Демона. Иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон». 1890-1891

 

Голова Демона на фоне гор. 1890

 

Голова Демона. скульптура. 1890

 

Голова Демона. рисунок

 

Голова Иоанна Предтечи. 1905

 

Голова львицы. скульптура. 1891

 

Голова пророка. рисунок. 1904-1905

 

Город Леденец. 1900

 

Грязной. 1899

 

Дама в лиловом. Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель. 1904

 

Две гондолы на причале. Вид из окна мастерской М.А.Врубеля в Венеции. 1885

 

Дворик зимой. 1903-1904

 

Демон (сидящий). 1890

 

Демон летящий.1899

 

Демон поверженный. 1902

 

Демон поверженный. второй вариант. 1902

 

Демон поверженный. эскиз. 1901

 

Демон сидящий. 1890

 

демон и ангел с душой Тамары

 

демон летящий

 

демон смотрящий

 

демон стоящий

 

демон у ворот монастыря

 

демон у стен монастыря

 

демон, смотрящий в долину

 

Дерево у забора. 1903-1904

 

Деталь китайской парчи. 1886

 

Дуэль Печорина с Грушницким. 1890-1891

 

Египтянка. скульптура. 1899-1900

 

Желтые розы. 1894

 

Женская голова (Э.Л.Прахова). 1884-1885

 

Зимняя канавка. 1901

 

Игры наяд и тритонов

 

Испания. 1894

 

Италия. Неаполитанскяа ночь. 1891

 

Италия. Сцены из античной жизни. 1891

 

Итальянский рыбак. 1884-1885

 

К ночи. 1900

 

Камин

 

Кампанулы. 1904

 

Катанья. Сицилия. 1894

 

Княжеский ловчий. 1900

 

Княжич Юрий. 1900

 

Колдун. 1900

 

Красная азалия (Два цветка). 1886-1887

 

Красные цветы и листья бегонии корзине. 1886-1887

 

Кровать. 1904-1905

 

Кулачный боец. 1900

 

Купавна (Принцесса Волхова). скульптура. 1899-1900

 

Лебедь. 1901

 

Левая рука художника. 1882-1883

 

Лель. скульптура. 1899-1900

 

Лилия. 1895-1896

 

Лист бегонии. 1886-1887

 

Мамыров. 1900

 

Маргарита. центральная часть триптиха Фауст. 1896

 

Мизгирь. скульптура. 1899-1900

 

Микула Селянинович и Вольга. камин. 1898-1899

 

Микула Селянинович. 1896

 

Морская царевна (Волхова). скульптура. 1899-1900

 

Морская царевна. 1897

 

Морской царь. 1899-1900

 

Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884

 

Мужской костюм (Варяг). 1897

 

Муза. 1890

 

Надгробный плач. эскиз. 1885

 

Надгробный плач. (второй вариант). 1887

 

Надгробный плач. эскиз. 1887

 

Надгробный плач

 

Надежда Ивановна Забела-Врубель у рояля

 

Натурщица в восточном костюме. 1884

 

Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883

 

Натюрморт. Гипсовая маска, рожок канделябра. 1885

 

Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905

 

Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905

 

Натюрморт. Цветы, пресс-папье и другие предметы. 1885

 

Ночь в Италии. 1891

 

Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904

 

Обручение Марии с Иосифом. 1881

 

Одесский порт (Берег моря). 1885

 

Орхидея. 1886-1887

 

Павлин. Начало 1900-х

 

Пантомима. 1896

 

Персидский принц. 1886

 

Пирующие римляне

 

Платье. 1900-е

 

Пленные печенеги. рисунок. 1896

 

Полевые цветы. рисунок. 1884

 

Полет Фауста и Мефистофеля. 1896

 

Порто-Фино. Италия. 1894

 

Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire. 1898

 

Портрет В.А.Серова. рисунок. 1885

 

Портрет В.А.Усольцевой. рисунок. 1905

 

Портрет В.С.Мамонтова. рисунок. 1890-1891

 

Портрет военного (Печорин на диване). 1889

 

Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904

 

Портрет доктора Ф.А.Усольцева. 1904

 

Портрет К.Д.Арцыбушева. 1897

 

Портрет М.В.Якунчиковой. 1886-1889

 

Портрет М.И.Арцыбушевой. 1897

 

Портрет молодого человека. 1903-1904

 

Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н.Терещенко). 1886

 

Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок. 1904

 

Портрет Н.И.Забелы-Врубель. 1905

 

Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1906

 

Портрет С.И.Мамонтова. 1897

 

Портрет сына художника. 1902

 

Портрет Т.С.Любатович в роли Кармен. 1890-е

 

Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника. 1905

 

Примавера. 1897

 

Принцесса Грёза. 1896

 

Принцесса Грёза. второй вариант. 1896

 

Пропилеи. Афины. 1894

 

Пророк. 1898

 

Прощание царя морского с царевной Волховой. 1899

 

Пряничный домик. 1896

 

Раковина. 1904

 

Раковина-2. 1904

 

Роза в стакане. 1904

 

Розы и лилии. 1894

 

Ромео и Джульетта. 1895-1896

 

Рыцарь. 1896

 

Садко на берегу Ильмень-озера. вариант 1. 1899

 

Садко на берегу Ильмень-озера. вариант 2. 1899

 

Садко. скульптура. 1899-1900

 

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884

 

Свидание Анны Карениной с сыном. 1878

 

Сирень. 1900

 

Сирень. 1901

 

Скачущий всадник. 1890-1891

 

Снегурочка. 1890-е

 

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

 

Суд Париса. Триптих. 1893

 

Тамара в гробу. 1890-1891

 

Тамара и Демон. 1890-1891

 

Тамара и Демон. 1891

 

Пляска Тамары. 1890-1891

 

Тени лагун. 1905

 

Тридцать три богатыря. 1901

 

Утро. 1897

 

Фауст. Триптих. 1896

 

Хризантемы. 1894

 

Царевич Гвидон. 1900

 

Царевна Волхова. 1898

 

Царевна-Лебедь. эскиз
Царевна-Лебедь. эскиз 2.

 

Царь Берендей. скульптура. 1899-1900

 

Цветы в синей вазе. 1886-1887

 

Шестикрылый серафим. 1905

 

Шиповник. 1884

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *