«Он — для одних гений, для других нечто весьма странное…»

Миша Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске, в семье офицера, военного юриста, предки которого были поляками. Мать была дочерью вице-губернатора Астрахани и родственницей декабриста Басаргина.
Михаил Александрович получил прекрасное историко-филологическое и юридическое образование, окончив Петербургский университет. Владел восьмью языками. Любил хорошо одеваться, тонко разбирался в хороших винах и изысканной гастрономии. Посещал рисовальную школу общества поощрения художеств в Петербурге, а также рисовальную школу в Одессе. Учился два с лишним года в академии художеств, которую так и не окончил…

Ранние академические композиции Врубеля свидетельствуют о том, что уже в академии он был готовым мастером и когда именно он сформировался как живописец – большая тайна.
Как и положено гению, современникам было трудно понять его работы и почти все его произведения были обруганы и высмеяны художественными критиками.
Однако, уже на похоронах художника Александр Бенуа скажет: «Будущие поколения русских станут воспринимать конец девятнадцатого столетия как эпоху Врубеля».
Михаил Александрович Врубель - Девочка на фоне персидского ковра. 1886
Девочка на фоне персидского ковра. 1886
«Меня свалило то, что я после такого громадного труда стал еще работать по пятнадцать, двадцать часов в сутки. Это было тем более глупо, что я продажей демона за три тысячи рублей был совершенно обеспечен».
В марте 1902 года консилиум врачей требует от Михаила Врубеля полного покоя и прекращения работы. Врубель реагирует раздраженно. Его психика – это психика художника и к нему нельзя применять обычные мерки. Но вскоре маниакальная экзальтация достигает такой степени, что художника помещают в психиатрическую лечебницу.
При поступлении пациент Врубель был беспокоен и возбужден. Высказывал бредовую идею величия: он император, пьет только шампанское. Он – выдающийся музыкант. Его голос – хор голосов.
Диагноз: прогрессивный паралич как следствие третичного сифилиса.
Назначены препараты ртути.
Михаил Александрович Врубель - Пан. 1899
Пан. 1899
«Что публика, которую я люблю, более всего желает видеть? Христа! Я должен ей его дать по мере своих сил и изо всех сил. Отсюда спокойствие, необходимое для того, чтобы сделать иллюзию Христа максимально прекрасным…
Демона я теперь не работаю, но думаю, что он от этого не страдает, и что по завершении соборных работ примусь за него с большей уверенностью…
Васнецов говорит, что мне надо в Москву. Что там я попаду в полезную для меня конкуренцию».
Михаил Александрович Врубель - Жемчужина. 1904
Жемчужина. 1904
В 1889 году Врубель решается на переезд. Первое время очень нуждается. Живет в бедной квартире. Спит на полу, на жиденьком матрасе. У него нет ни приличной одежды, ни денег на краски и холсты. Но и в этих обстоятельствах Врубель не избавляется от привычки сорить деньгами. Когда удается получить крупную сумму — задает пиры, одаривает всех, кто не попросит. Он не в состоянии беречь заработанное, планировать расходы.
Михаил Александрович Врубель - Автопортрет с раковиной. 1905
Автопортрет с раковиной. 1905
«Вот ужу с месяц я пишу демона. То-есть не то чтобы монументального демона, которого я напишу еще со временем, а демоническое. Полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колено на фоне заката, и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
«Обстановка моей работы превосходная в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова, у которого я живу с декабря».
«Врубель – это же черт знает, что такое! Я ему: не понимаю, что это за живопись и живопись ли это. А он мне: как я рад! Я бы огорчился, если бы вы понимали!».
Михаил Александрович Врубель - Полет Фауста и Мефистофеля. 1896
Полет Фауста и Мефистофеля. 1896
Благодаря Савве Ивановичу Врубель едет в Италию, в Рим и остается там до весны.
Он много работает и, казалось бы, есть повод быть довольным положением дел, но в жизни художника давно была скрытая от глаз близких нереспектабельная сторона…
В 1892 году он заразился сифилисом.
Михаил Александрович Врубель - Богоматерь с Младенцем. 1885
Богоматерь с Младенцем. 1885
Внешне жизнь Врубеля благополучна. По возвращении в Москву он принимает частные заказы — лепит, пишет панно, делает картоны для витражей. С середины девяностых годов увлекается театром – придумывает декорации и костюмы.
С заказчиками Врубелю трудно. Много недовольств, капризы. Порой он реагирует кротко, порой злится. «Гадалку» художник пишет прямо на неоконченном портрете Николая Мамонтова.
«Не могу больше писать ваш портрет. Осточертело мне».
Михаил Александрович Врубель - Голова Демона. 1890-1891
Голова Демона. 1890-1891
сделано с любовью
Накануне нового 1896 года Михаил Александрович едет в Петербург писать декорации к опере Хумпердинка «Гензель и Гретель». Партию Гретель исполняет киевская певица Надежда Забела. Она была так близорука, что не видела со сцены палочку дирижера, но выступала безошибочно.
В первый день знакомства, в перерыве между репетициями, Врубель признался артистке, что восхищен ее голосом.
«Все певицы поют как птицы, а Надя поет как человек».
Михаил Александрович Врубель - Портрет артистки Забелы-Врубель, жены художника. 1898
Портрет артистки Забелы-Врубель, жены художника. 1898
Чтобы добиться расположения Надежды, Врубель принимается за картину «Гензель и Гретель», где изображены артистки Любатович и Забела в сцене из оперы.
Надежда решила: если картина удастся, она согласится выйти замуж за Врубеля. Надю смущало, что она слышала и даже видела, что Врубель пьет, очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно.
«Вот уже четвертый день, что мы женаты. А мне уже кажется, что очень давно. Мы как-то удивительно сошлись с Михаилом Александровичем. В нем я каждый день нахожу новые достоинства. Во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый. Кроме того, мне всегда с ним удивительно весело и легко. Конечно, бог знает, что будет, но начало хорошо, и я себя пока чувствую прекрасно».
Однако Михаил Александрович начинает постепенно меняться. Это становиться заметно летом 1898 года, когда Врубели гостят в имении родственников.
Михаил Александрович Врубель - Гензель и Гретель. 1895
Гензель и Гретель. 1895
Еще год назад Врубель производил впечатление бодрого и жизнерадостного человека. Теперь он постоянно жалуется на сильные головные боли, принимает фенацетин в грандиозных дозах, носит черную шелковую шапочку даже в комнате. Обычная незлобивость сменяется высокомерием, раздражительностью, особенно когда речь заходит об искусстве.
В 1901 году в семье родился долгожданный сын. В честь Мамонтова названный Саввой.
«Сын мой растет, умнеет. Он нас очень забавляет и все старается что-то выразить и производит уморительные звуки.
Миша пишет в четыре сеанса портрет своего нежно любимого сына. Причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую очевидно переживает сам, думая о том, что ждет его в жизни».
Ребенок родился с заячьей губой, что считалось признаком вырождения. Врубель воспринял это крайне болезненно.
Михаил Александрович Врубель - Портрет сына художника. 1902
Портрет сына художника. 1902
«Я написал самый реальный портрет – портрет моего сына, и я никогда никому его не покажу».
Едва закончив портрет сына, он с головой погружается в работу над «Демоном поверженным». По двадцать часов проводит он в мастерской, работая над картиной. Повесил громадную электрическую лампу. Работает при свете.
«Михаил Александрович вдруг все переделал и на мой взгляд испортил. И хочет его выставлять в таком виде. Вот-то ругать его будут».

Михаил Александрович Врубель - Царевна-Лебедь. 1900
Царевна-Лебедь. 1900

Из молчаливого человека он стал болтуном. Ужасно возбужден и все рассказывает о своей гениальности и силе. Хочет заказывать свой бюст за двести рублей. Он раздражается на все. Не терпит противоречий и готов драться с тем, кто ему противоречит.
«С Мишей теперь разговаривать долго нельзя. Он до того изнервился со своим демоном, что никого не слушает и со всеми ругается».
В феврале 1902 года в Петербурге открывается выставка «Мира искусства». Врубель отдает своего демона, но не может расстаться с картиной. Приходит рано утром и продолжает переписывать.
Лицо демона становилось все страшнее и страшнее. Его поза, его сложение имели в себе что-то мучительно вывернутое.

Михаил Александрович Врубель - Сирень. 1900
Сирень. 1900
В последние дни перед закрытием экспозиции Врубель вынужден остановиться. В момент написания живопись полотна походила на сверкающее павлинье оперенье, однако неустойчивые люминесцентные краски стали меркнуть на глазах изумленной публики. Совет Третьяковской галереи отказался купить картину.
По воспоминаниям сестры, Врубель хотел тогда ехать в Париж и там выставить своего демона под титулом «икона». Но картина была куплена за три тысячи рублей Владимиром фон Мекком, тогда еще студентом университета, правда располагавшим значительными средствами.
Михаил Александрович Врубель - Ангел с кадилом и свечой. 1887
Ангел с кадилом и свечой. 1887
Купив демона, фон Мекк устроил чествования Врубеля. На ужине были Серов, Нестеров, Пастернак и другие.
Врубель говорил о себе. Говорил, что демон – гениальное произведение. Он все больше и больше волновался. Становился дерзким.
«Возьми Валентин моего демона и копируй его. Довольно тебе подковывать сапоги московским купцам». Врубель критиковал всех по очереди. Нестеров расплакался. Все ушли в другие комнаты…В апреле Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу.
Михаил Александрович Врубель - Демон поверженный. 1902
Демон поверженный. 1902
«Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль».
Азраил – ангел смерти. Он наблюдает за умирающим. Отделяет душу от тела и принимает души умерших. Перед праведным является в образе друга, перед грешником в образе чудовища.
Весной Михаилу Александровичу становится значительно лучше, и в апреле 1903 года по приглашению Владимира фон Мекка он едет с семьей в его имение в киевской губернии.
Михаил Александрович Врубель - Демон сидящий. 1890
Демон сидящий. 1890
В дороге заболевает полуторагодовалый сын Савва и 3 мая умирает в Киеве.
Михаил Александрович удивительно мужественно вел себя при этом несчастье. На вид был бодр и старался поддержать жену, которая была в отчаянии.
Врубели приезжают в имение фон Мекка, но там художник чувствует приближение нового приступа душевной болезни.
«Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот».
«Теперь я в Риге, куда привезла Михаила Александровича и поместила в лечебницу. Он сам об этом просил, так как его состояние, хотя вполне сознательное, но невыносимое. Не знаю как жить. За что уцепиться».
Михаил Александрович Врубель - Надгробный плач. 1887
Надгробный плач. 1887
В течение следующего года Врубеля переводят из клиники в клинику. А летом 1904 года он становится пациентом известного врача – Федора Арсеньевича Усольцева. В его клинике в Москве, в Петровском парке, Врубель пишет портрет Забелы на фоне березок. Вскоре наступает ремиссия и художника выписывают.
Зиму Врубели живут в Петербурге, но весной 1905 года Михаил Александрович снова попадает к Усольцеву, и уже до конца дней практически все время проводит в лечебнице.
«Это он делает с моими картинами. Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил».
Михаил Александрович Врубель - Тамара и Демон. 1891
Тамара и Демон. 1891
Сон его как будто бы стал продолжительнее. Редкий день, чтобы не поспал хотя бы три часа. Кушает хорошо и в свое время. Но, к сожалению, изорвал в клочки новое пальто и брюки. Он притворился спокойным. Лег в кровать. Закрылся одеялом и под ним начал теребить его и изорвал на полоски прежде, чем прислуга заметила. Самые нелепые его поступки сводятся к мысли – устроить вам туалет. Так он объяснял, что пальто и брюки пригодятся вам, если вставить в прорехи разноцветные куски материи.«Надя, ты может быть слыхала о поэте Валерии Яковлевиче Брюсове? Заказал мне Рябушинский нарисовать его портрет. Это очень интересное и симпатичное лицо. Брюнет с темно-карими глазами, с бородкой и с матовым бледным лицом. Он мне напоминает южного славянина».
«Правду сказать – я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый больной человек в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо, глаза как у хищной птицы, торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление — сумасшедший».
Михаил Александрович Врубель - Шестикрылый серафим (Азраил). 1904
Шестикрылый серафим (Азраил). 1904
Во время работы над портретом Брюсова Врубель чувствует, что теряет зрение. Остановить слепоту врачам не удается.
«Единственным, чем он теперь жил, была музыка. Когда я его навещала, я напевала ему почти все новое, что разучивала. Любил он также, когда я вспоминала то, что пела прежде при нем».
Врубель живет в петербургской лечебнице доктора Бари среди врачей, санитаров, больных, испытывая, как кажется, чувство симпатии к своему невидимому окружению. Его мало интересует, что вместе со слепотой к нему приходит мировая известность.
Михаил Александрович Врубель - Автопортрет. 1882
Автопортрет. 1882
В 1906 году в парижском осеннем салоне в устроенной Дягилевым экспозиции русского искусства демонстрировались более тридцати его полотен и для них был выделен отдельный зал.
Через два года его «Демон поверженный» приобретен у фон Мекка Третьяковской галереей.
Врубель смирился, но устал так жить. В феврале 1910 года умышленным стоянием под форточкой он сам спровоцирует воспаление легких. Оно перейдет в скоротечную чахотку и в несколько недель художник умрет.
Но до последних дней жизни Врубель будет ждать, когда же наконец ему вернут зрение…
Михаил Александрович Врубель - Блюдо Садко. 1900
Блюдо Садко. 1900
Михаил Александрович Врубель - Богатырь. 1898
Богатырь. 1898
Михаил Александрович Врубель - Богоматерь с Младенцем. 1884-1885
Богоматерь с Младенцем. 1884-1885
Михаил Александрович Врубель - Автопортрет. 1904
Автопортрет. 1904
Михаил Александрович Врубель - Валькирия. 1899
Валькирия. 1899
Михаил Александрович Врубель - Весна. 1899-1900
Весна. 1899-1900
Михаил Александрович Врубель - Воскресение. Триптих. Эскиз. 1887
Воскресение. Триптих. Эскиз. 1887
Михаил Александрович Врубель - Гадалка. 1895
Гадалка. 1895
Михаил Александрович Врубель - Гамлет и Офелия. 1883
Гамлет и Офелия. 1883
Михаил Александрович Врубель - Гамлет и Офелия. 1884
Гамлет и Офелия. 1884
Михаил Александрович Врубель - Гамлет и Офелия. 1888
Гамлет и Офелия. 1888
Михаил Александрович Врубель - Голова Демона на фоне гор. 1890
Голова Демона на фоне гор. 1890
Михаил Александрович Врубель - Голова Демона. 1890
Голова Демона. 1890
Михаил Александрович Врубель - Голова Иоанна Предтечи. 1905
Голова Иоанна Предтечи. 1905
Михаил Александрович Врубель - Голова пророка. 1904-1905
Голова пророка. 1904-1905
Михаил Александрович Врубель - Демон летящий. 1899
Демон летящий. 1899
Михаил Александрович Врубель - Дуэль Печорина с Грушницким. 1890
Дуэль Печорина с Грушницким. 1890
Михаил Александрович Врубель - Желтые розы. 1894
Желтые розы. 1894
Михаил Александрович Врубель - Испания. 1894
Испания. 1894
Михаил Александрович Врубель - К ночи. 1900
К ночи. 1900
Михаил Александрович Врубель - мужской портрет. 1885
мужской портрет. 1885
Михаил Александрович Врубель - Надгробный плач (1). 1887
Надгробный плач (1). 1887
Михаил Александрович Врубель - Надгробный плач (2). 1887
Надгробный плач (2). 1887
Михаил Александрович Врубель - Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883
Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883
Михаил Александрович Врубель - Портрет военного (Печорин на диване). 1889
Портрет военного (Печорин на диване). 1889
Михаил Александрович Врубель - Портрет Арцыбушева. 1897
Портрет Арцыбушева. 1897
Михаил Александрович Врубель - Портрет Арцыбушевой. 1897
Портрет Арцыбушевой. 1897
Михаил Александрович Врубель - Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н.Терещенко). 1886
Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н.Терещенко). 1886
Михаил Александрович Врубель - Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок. 1904
Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок. 1904
Михаил Александрович Врубель - Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1906
Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1906
Михаил Александрович Врубель - Портрет С.И. Мамонтова. 1897
Портрет С.И. Мамонтова. 1897
Михаил Александрович Врубель - После концерта. Портрет Забелы-Врубель у камина. 1905
После концерта. Портрет Забелы-Врубель у камина. 1905
Михаил Александрович Врубель - Примавера. 1897
Примавера. 1897
Михаил Александрович Врубель - Пророк. 1898
Пророк. 1898
Михаил Александрович Врубель - Розы и лилии. 1894
Розы и лилии. 1894
Михаил Александрович Врубель - Ромео и Джульетта. 1895-1896
Ромео и Джульетта. 1895-1896
Михаил Александрович Врубель - Рыцарь. 1896
Рыцарь. 1896
Михаил Александрович Врубель - Садко. 1899-1900
Садко. 1899-1900Е
Михаил Александрович Врубель - Свидание Анны Карениной с сыном. 1878
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878
Михаил Александрович Врубель - Священник в лиловой рясе. 1885
Священник в лиловой рясе. 1885
Михаил Александрович Врубель - Снегурочка. 1890-е
Снегурочка. 1890-е
Михаил Александрович Врубель - Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885
Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885
Михаил Александрович Врубель - Суд Париса. Триптих. 1893
Суд Париса. Триптих. 1893
Михаил Александрович Врубель - Тамара в гробу. 1890-1891
Тамара в гробу. 1890-1891
Михаил Александрович Врубель - Тамара и Демон. 1890-1891
Тамара и Демон. 1890-1891
Михаил Александрович Врубель - Танец Тамары. 1890-1891
Танец Тамары. 1890-1891
Михаил Александрович Врубель - Утро. 1897
Утро. 1897
Михаил Александрович Врубель - Фауст. Триптих. 1896
Фауст. Триптих. 1896
Михаил Александрович Врубель - Царь Берендей. 1899-1900
Царь Берендей. 1899-1900
Михаил Александрович Врубель - Шиповник. 1884
Шиповник. 1884