Квентин Массейс (Квинтен Массейс) родился в старинном брабантском городе Лувен в 1465 или 1466 году. Он был сыном бедного кузнеца. История Массейса примечательна тем, что его приход к художественному творчеству был вызван суровыми жизненными обстоятельствами.
Как повествует историк искусства своего времени Карел Мандер, Массейс работал в кузнице своего отца, но его постигла болезнь. Она была настолько сурова, что долгое время Квентин не мог даже вставать с постели. Когда он начал поправляться, речи о тяжёлом труде кузнеца идти не могло. Молодому человеку необходимо было кормить не только себя, но и старушку-мать (отец художника к тому времени уже умер). Друзья посоветовали Массейсу попробовать себя в раскрашивании деревянных фигурок святых, популярных среди простолюдинов. Это было началом обретения себя как художника.
Есть и другая, более романтичная версия того, как кузнец Массейс стал велики м живописцем. Юноша полюбил молодую девушку, которая отвечала ему взаимностью. Однако у него был соперник-живописец, чья профессия казалась избраннице Квентина более привлекательной. Узнав о предпочтениях любимой, Массейс решился оставить кузнечное ремесло и взять в руки кисть.
Какая из этих версий правдива, сказать сложно. Исследователи предполагают, что частично имела место и та, и другая. В какой-то момент будущий художник оставил кузню, вынужденный это сделать из-за болезни и пожеланий любимой девушки.
Сменив молот на кисть, Массейс быстро стал делать успехи. Искусствоведы предполагают, что его учителем был Дирк Баутс Младший, чьё влияние ярко прослеживается в работах художника.
В 1491 году Массейс уже состоял в Антверпенской гильдии святого Луки, что было весьма почётно для живописца. Большой, богатый приморский Антверпен в то время нуждался в художниках, поэтому бывший кузнец не оставался без заказов. В первом пятилетии 90-х годов он открыл собственную мастерскую.
В 1507 году художник начинает работу, первую из дошедших до нас – «Алтарь святой Анны». Несмотря на переезд в Антверпен, Массейс создавал его для лувенской церкви святого Петра. Эту работу он почитал для себя большой честью, ведь для Синт-Питерскерк писал и его незабвенный учитель – Дирк Баутс.
«Алтарь святой Анны» — удивительно лёгкое, стройное по композиции творение, полное атмосферой почти домашнего уюта и спокойствия. Почти прозрачна в преклонных летах святая Анна, невинной красотой сияет Дева Мария, а многочисленные домочадцы ведут себя непринуждённо и естественно.
Есть версия, что Массейс писал детей, глядя на своих собственных, ведь в первом браке у него было шесть, а во втором десять наследников.
Около 1515 года появилось ещё одно полотно живописца на евангельскую тему – «Се Человек», изображающее мучения Иисуса Христа перед крестной смертью. Эта картина близка по духу произведениям знаменитого Иеронима Босха.
Если «Алтарь святой Анны» воздушен и грациозен, в нём много света, строгость и прозрачность, то эта картина поражает свой сложной, многофигурной, изобилующей прихотливыми деталями композицией.
Разгул звериных страстей отражается на лицах мучителей Христа, лик которого, кроткий, бледный и печальный единственный противостоит злобе, которую поддерживают даже архитектурные детали. Христа окружают богатые иудеи, а не простой народ, поэтому исследователи полагают, что здесь можно говорить и о социальных мотивах в живописи Массейса. Предатели Христа – люди в золоте и дорогих одеяниях, полные ненависти и подлости.
На примере этой картины можно говорить о том, насколько ясно видно следование формы за содержанием произведения в творчестве художника.
Живописец принадлежит к числу тех личностей, чей дух и интеллект находили себе дорогу из самого низшего социального положения. Кузнец и сын кузнеца, обладал не только острым умом, он умел видеть и чувствовать свою эпоху, её направление. Своих сыновей он воспитывал в гуманистическом духе, в доме царила достаточно вольная для своего времени атмосфера. Это сослужило плохую службу Яну – одному из сыновей живописца. Он был изгнан из Антверпена за подозрение в еретических убеждениях. Сестру Квентина Катерину с супругом казнили в 1543 году за чтение Библии, запрещённое мирянам.
Острый ум и известное вольнодумство сводят Массейса с Эразмом Роттердамским. В 1517 году художник написал его портрет, заказанный известным английским гуманистом Томасом Мором. Массейс преклонялся перед автором «Похвалы глупости», не раз беседовал с ним и полностью разделял его воззрения. Как и Эразм Роттердамский, живописец не принял тезисов Мартина Лютера, не хотел реформации и раскола в католической церкви, однако ему была близка мечта великого гуманиста о её очищении и обновлении, о приближении к идеалам первых христиан. Изображённый на полотне философ задумчив и погружён в работу, а более чем скромный интерьер оживляют лишь книги, в беспорядке лежащие на полках.
Стоит упомянуть еще об одной известной работе Массейса, находящейся в Лувре – «Меняла с женой» (1514). Это, по словам исследователей, первое жанровое произведение в истории нидерландской живописи. Оно вырывается далеко за границы принятого и характерного для своего времени живописи. Меняла, человек презренной профессии, занимается своей работой, тщательно взвешивая монеты. Его жена только что оторвала взгляд от чтения украшенного миниатюрами Часослова, её одухотворённое лицо задумчиво, мысли витают где-то далеко. Эта работа поистине считается жемчужиной всего творчества Квентина Массейса.
Также стоит отметить небезызвестную картину Квентина Массейса «Уродливая герцогиня», выполненную в гротескной манере. Достоверно не известно, кто был реальным прототипом изображенной на полотне старухи с огромным чепцом на голове и туго затянутой в корсет дряблой грудью. Но, несомненно, это была известная персона, чье сатирическое изображение также запечатлено на одном из рисунков, приписываемых Леонардо да Винчи.
Живописец мирно закончил свои дни в Антверпене, окружённой почётом, уважением и любящей его семьёй в 1530 году. Будучи проездом в городе, его дом посетили Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн – великие мастера своего века. Это свидетельствует о том, как высоко ставили творчество Квентина Массейса современники.