Сальвадор Дали. Сюрреализм — это Я

«В шесть лет я хотел стать кухаркой, в семь – Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно росли».

«Я живое воплощение поднадзорного бреда. Это я сам держу его под надзором. Я брежу, следовательно — существую. И более того – я существую, потому что брежу. Суть моего параноидально-критического метода – навязать жизни бред. Из этого, кстати, можно извлечь выгоду – именно таким способом я зарабатываю деньги. Убежденный рационалист, я погружаюсь в глубины иррационального не ради этих глубин. Не ради подсознания, залюбовавшегося собой. Я борюсь за победу над иррациональным. Я не тщеславен, напротив – скромен. Если говорить, что я лучше других, то только потому-что они совсем плохи. Еще в детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким как все и вести себя иначе, чем простые смертные. Посмотрите, как здорово мне это удается. Когда все гении перемрут, я останусь в гордом одиночестве».
 
 

 
 
Сальвадор Дали родился в 1904 году в семье нотариуса. Родился вторично. Первый, тоже Сальвадор, умер за год до того девятилетним. Всю жизнь дали страдал от мучительного раздвоения: то ли брат был несостоявшимся наброском его самого, то ли сам он бледная тень умершего брата. Ребенка с большими странностями баловали, он же старательно изводил всех, особенно отца.

Юный Дали становится студентом академии изящных искусств. Носит длинные волосы и блузу. Несмотря на застенчивость, дважды успевает на короткое время попасть в тюрьму за студенческие волнения.
Отец художника, зная, что в академии царят свободные нравы, а по программе часто приходится рисовать обнаженную натуру, принимает превентивные меры просветительского характера, постоянно оставляя в комнате Дали книгу с фотографиями мужских половых органов, пораженных венерическими заболеваниями. Этот альбом, ассоциирующий секс с гниением, производит на творческую натуру такое глубокое впечатление, что очень надолго отвращает Дали даже от самых невинных контактов со слабым полом.

У Сальвадора хороший рисунок, но собственный стиль еще не сложился. Дали копирует все направления модернизма. По воспоминаниям, Дали ничем не выделялся на фоне соучеников, пока не встретился с Федерико Гарсия Лоркой, воплощением поэзии и смерти, пробудившим его воображение.
В Испании складывается школа авангарда – ее центры, Лорка, Дили и Бунюэль, друг Сальвадора со школьных лет. Бунюэль и Дали, полностью изменившие свой имидж, ставят скандальный фильм «андалузский щенок». В 1929 году фильм воспринимался выходкой, позже он обзавелся ореолом классики сюрреализма.

 

Лицо Великого онаниста. 1929
В жизнь двадцатипятилетнего Дали, не знавшего женщин, впервые врывается любовь — единственная и неповторимая, странная. Ее зовут Гала, она старше художника на десять лет. Елена Дьяконова, уроженка Казани, эмигрировала во Францию и жила в Париже. Тогдашняя жена поэта Элюара, она бросит мужа и ребенка ради Дали. Страдающий странными приступами немотивированного хохота, художник сперва не понравился ей. Но затем, поняв, что он непоправимо влюбился, Гала решает использовать это.
Отношения художника с овдовевшим отцом испорчены. В тридцатом году Дали выставляет картину с надписью «я люблю плевать на портрет своей матери». Появление Галы подлило масла в огонь. Отец выгоняет сына из дому. Гала и Дали совершают напряженные прогулки одни вдоль морского побережья. Их любовь растет. Назревает решительное объяснение в любви.

На Испанию обрушилась гражданская война. Друзья художника связаны с коммунистическим интернационалом, он же в пику им бравирует симпатиями к Гитлеру.
Конечно, Дали имел свои экстравагантные взгляды по любому поводу, начиная от секса и любви и кончая политикой. Конечно, он обожал шоу и сам создал тот образ, который для нас является практически единственным представлением о нем самом. И что в нем придуманного, а что истинного – сегодня очень трудно разделить. Хотя есть две вещи, в которых он представлял себя абсолютно трезво. Это отношение к жизни, в том числе к революции, которую он считал величайшей бедой. И второе – отношение к собственной работе. Дали считал, что художник не имеет право разрушать, он должен творить и совершенствоваться.
Первая ретроспективная выставка Дали в Америке открывает художника для Нового Света. Гала завязывает нужные знакомства. Дали, незнающий ни слова по-английски, работает.
Загадка Америки решена им раз и навсегда. Ей не хватает культуры, зато у американцев безошибочная интуиция дикаря.

 

Постоянство памяти. 1931
Книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали» он заканчивает в Америке. К этому времени Дали уже непременный атрибут мировой поп-культуры. Его лицо на обложке журнала Time. Его вызывающие афоризмы на страницах газет.
Дали рисует, занимается эскизами одежды, декорациями, а также пишет статьи, где сводит счеты с бывшими друзьями, коллегами по сюрреализму.
Он приходит к окончательному имиджу — усы должны быть загнуты вверх, как у любимейшего художника Веласкеса. Дали находил у себя все извращения, описанные психоанализом. Понаблюдав Сальвадора при встрече, Фрейд заметит, что у того серьезные сексуальные и психические проблемы.

Дали и Гала возвращаются в Испанию. Живописец запирается в мастерской и предается труду. Он желает довести технику до совершенства. Дали переживает духовный кризис и возвращается в лоно католицизма.
В роскошном дворце, выстроенном по собственному проекту, миллионер Дали в отсутствии Галы увлекается юной звездочкой Амандой Лир. Гала заводит себе молодых любовников. В шестидесятые годы дворец посещает свободная молодежь поколения хиппи. Дали ставит и режиссирует групповые оргии, хотя сам и не участвует в них.

Последние годы Дали и Гала почти не общаются. Сальвадор купил ей имение, где она провела остаток лет. Склероз и приступы немотивированной агрессии сделали ее крайне тяжелой в общении. При всем ее богатстве Галу тревожил призрак нищеты. Из-за своей жадности она запуталась в судебных исках и неприятностях с налоговой службой. В возрасте восьмидесяти восьми лет Гала умирает.

Художник запирается в своем дворце, постепенно теряя связи с миром. Его терзает мания преследования. Он умрет через пять лет после таинственного пожара, вспыхнувшего в его доме в 1984 году. Никто в точности не знает, что случилось в ту ночь. В темных анфиладах и коридорах огромного дома он был чуть ли не единственным обитателем. Дали был найден на полу сильно обгоревшим.
При жизни его картины сравнивали с рисунками душевнобольных, а он рисовал мир, о котором говорилось, что этот мир сошел с ума. Эти две категории оказались настолько близкими, что он так и останется в нашей памяти ужасным гением, который смог увидеть мир таким, каким его дано узреть не каждому.

Кувшин. 1918

 

Салема. 1918

 

Натюрморт. 1918

 

Автопортрет в мастерской. 1919

 

Портрет Хосе Торреса. 1920

 

Автопортрет с рафаэлевской шеей. 1920-1921

 

Портрет виолончелиста Пишо Рикара. 1920

 

Портрет матери художника доньи Фелипы Доменики де Дали. 1920

 

Пейзаж в кадакесе. 1923

 

Натюрморт. 1923

 

Пьеро с гитарой. 1923

 

Кубистический автопортрет. 1923

 

Натюрморт (2). 1923

 

Цыган из Фигераса. 1923

 

Обнаженная. 1924

 

Обнаженная в воде. 1924

 

Натюрморт. 1924

 

Портрет Луиса Бунюэля. 1924

 

Женщина в окне в Фигерасе. 1925

 

Портрет. 1925

 

Портрет моей сестры. 1925

 

Портрет моей сестры (2). 1925

 

Пьеро играет на гитаре. 1925

 

Этюд для Мед слаще крови. 1926-1927

 

Арлекин. 1926

 

Две фигуры. 1926

 

Корзинка с хлебом. 1926

 

Натюрморт. 1926

 

Фигура на скалах. 1926

 

Бесплодные усилия. 1927-1928

 

Аппарат и рука. 1927

 

Абстрактная композиция. 1928

 

Без названия. 1928

 

Призрачная корова. 1928

 

Четыре жены рыбаков в Кадакесе. 1928

 

Абстрактная композиция (2). 1928

 

Гниющий осел. 1928

 

Призрачная корова (2). 1928

 

Человек-невидимка. 1929-1932

 

В первый день весны. 1929

 

Загадка желания. 1929

 

Память о женщине-ребенке. 1929

 

Портрет Поля Элюара. 1929

 

Приспосабливаемость желаний. 1929

 

Просвещенные удовольствия. 1929

 

Вильгельм Телль. 1930

 

Женщина-рыба. 1930

 

Кровоточащие розы. 1930

 

Пароноидальная женщина-лошадь (Незримая спящая женщина, лев и лошадь). 1930

 

Преждевременно окостеневшая железнодорожная станция. 1930

 

Рука (Угрызения совести). 1930

 

Рождение текучих желаний. 1931-1932

 

Галюцинация, шесть явлений Ленина на пианино. 1931

 

Раскаяние или сфинкс, встроенный в песок. 1931

 

Балерина и череп. 1932

 

Антропоморфный хлеб. 1932

 

Градива находитт антропоморфные руины (Ретроспективная фантазия). 1932

 

Память о женщине-ребенке. 1932

 

Архитектурный Анжелюс Милле. 1933

 

Фантом повозки. 1933

 

Археологическая реминисценция Анжелюса Милле. 1934

 

Портрет Гала с двумя ягнятами, находящимися в равновесии на ее плече. 1934

 

Инь и Ян. 1934

 

Сальвадор Дали — Малый театр. 1934

 

Момент перехода. 1934

 

Призрак Вермеера Делфтского. 1934

 

Призрак сексапильности. 1934

 

Портрет Гала. 1935

 

Призрак вечером на пляже. 1935

 

Систематический цикл сюрреалистических лекций »Омар». 1935

 

Сюрреалистическая композиция с невидимыми фигурами. 1936

 

Морфологическое эхо. 1936

 

Мягкая конструкция с вареными бобами (Предчувствие гражданской войны). 1936

 

Некрофилическая весна. 1936

 

Осенний каннибализм. 1936

 

Пейзаж с девушкой со скакалкой. 1936

 

Три молодых сюрреалистических женщины, держащих шкуры оркестра. 1936

 

Лебеди, отражающиеся в слонах. 1937

 

Метаморфоза Нарцисса. 1937

 

Автомобильные обломки рождают слепую лошадь, грызущую телефон. 1938

 

Бесконечная загадка. 1938

 

Явление лица и вазы с фруктами на пляже. 1938

 

Загадка Гитлера. 1939

 

Портрет Гала в тюрбане. 1939

 

Портрет Ширли Темпл. 1939

 

Лицо войны. 1940-1941

 

Вечерний паук сулит надежду. 1940

 

Рынок рабов с явлением незримого бюста Вольтера. 1940

 

Мед слаще крови. 1941

 

Мягкий автопортрет с жареной ветчиной. 1941

 

Храм. Эскиз для театра. 1941

 

Обнаженная в долине Росас. 1942

 

Парад рыцарей. 1942

 

Портрет миссис Ортис-Линарес. 1942

 

Храм Дианы в Эфесе. 1942

 

Цветущие глаза. 1942

 

Эскиз декорации для Ромео и Джульетты. 1942

 

Геополитический ребенок, наблюдающий рождение Нового Человека. 1943

 

Принцесса Arthchild Gourielli Елена Рубинштейн. 1943

 

Триумф вихря. 1943

 

Пустынный ландшафт (проект декорации или занавеса для сцены). 1944-1945

 

Божество залива роз. 1944

 

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения. 1944

 

Цветущий глаз. 1944

 

Эскиз для Очарованного сном. 1944

 

Атомная меланхолия. 1945

 

Моя жена обнажённая смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны и архитектурой. 1945

 

Проект для фильма Очарованный. 1945

 

Болеро. 1946

 

Искушение св.Антония. 1946

 

Оазис. 1946

 

Портрет Пикассо. 1947

 

Слоны. 1948

 

Портрет Энид Хэлдорн. 1948

 

Сентиментальный коллоквиум. 1948

 

Мадонна Порт-Льигат. 1949

 

Вид Порт-Льигата с двумя ангелами и рыбаками. 1950

 

Этюд для Мадонны Порт-Льигата. 1950

 

Портрет полковника Джека Уорнера. 1951

 

Распад Постоянства памяти. 1952-1954

 

Ангел Порт-Льигата. 1952

 

Евхаристический натюрморт. 1952

 

Сферическая Галатея. 1952

 

Распятие (гиперкубическое тело). 1953-1954

 

Максимальная скорость Мадонны Рафаэля. 1954

 

Микрофизическая Мадонна. 1954

 

Статуя Зевса Олимпийского. 1954

 

Портрет Лоуренса Оливье в роли Ричарда III. 1955

 

Тайная вечеря. 1955

 

Натюрморт — быстродвижущиеся. 1956

 

Музыка или Золото красной капеллы или Золото семи искусств. 1957

 

Сантьяго эль гранде. 1957

 

Современная рапсодия. 1957

 

Портрет Честера Дейла. 1958

 

Порт-Льигат на закате. 1959

 

Портрет молодой женщины в пейзаже. 1959

 

Вселенский собор. 1960

 

По поводу »Рассуждения о кубической форме» Хуана де Эрреры. 1960

 

Портрет Руфи Лахман. 1961

 

Твист в мастерской Веласкеса. 1962

 

Христос Вальеса. 1962

 

Портрет мадам Шлюмберже. 1963-1965

 

Арабская дезоксирибонуклеиновая кислота. 1963

 

Портрет моего умершего брата. 1963

 

Портрет Сары-Марии Ларрабуре. 1963

 

Железнодорожная станция в Перпиньане. 1965

 

Фантастическое путешествие. 1965

 

Молодые дамы из Авиньона. 1970

 

Чтение. 1970

 

Тайная вечеря. 1972

 

Порт-Льигат Галы. 1973

 

Любовное письмо Вермеера. 1974

 

Менины. 1975-1976

 

Портрет Гала. 1975-1979

 

Битва в облаках. 1979

 

В поисках четвертого измерения. 1979

 

Амфитрита. 1981

 

Башни. 1981

 

Башня. 1981

 

Башня, рояль и фонтан. 1981

 

Без названия (Женщина на козле). 1981

 

Бюст женщины. 1981

 

Бюст женщины (2). 1981

 

Великий онанист появляется позади аркады. 1981

 

Газообразный лебедь. 1981

 

Гермес. 1981

 

Глядя на Великого онаниста. 1981

 

испанский дворянин с лилией. 1981

 

Пейзаж с небесными символами. 1981

 

Пейзаж с Сайпресс. 1981

 

Путь загадки. 1981

 

Ритуальная сцена. 1981

 

Три фигуры. 1981

 

Эскиз для Compianto diabele. 1981

 

Хвост ласточки. 1982-1983

 

Три славные загадки Гала. 1982

 

Кровать и две прикроватные тумбочки яростно атакуют виолончель. 1983

 

Мы прибудем позже. К пяти. 1983

 

Топологическое искривление, женская фигура становится виолончелью. 1983

рисунки (графика и акварель) Сальвадора Дали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скульптуры Сальвадора Дали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *