Рафаэль Санти (1483, Урбино — 1520, Рим) – итальянский художник эпохи Возрождения. Впитав и синтезировав достижения знаменитых предшественников — Леонардо да Винчи и Микеланджело, он создал свой уникальный стиль в живописи, восхищающий ценителей искусства на протяжении многих веков.
«Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. А после его смерти она боялась умереть».
Эти слова высечены на могиле художника в Римском Пантеоне.
Даже не верится, что эта надпись посвящена смертному. Каким размахом должна обладать эта личность?
Эпоха, породившая его, названа Высоким Возрождением. Вслед за средневековьем, с его ужасами охоты на ведьм и кострами инквизиции, человечество вновь прозрело. Это было время, породившее творцов, что ошеломили мир свершениями человеческого духа. В числе их и Рафаэль, подаривший людям восхитительный образ Мадонны, а с ним и великую надежду на спасение.
Колумб открыл Америку, когда Рафаэлю исполнилось девять. Иван Грозный родится лишь спустя десятилетие после его кончины. Он жил в одно время и в одном государстве с великими Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. И пусть земная жизнь его оказалась значительно короче, чем у них, но для многих людей он остается первым среди трех. Легенды о его «Сикстинской Мадонне» и по сей день увлекают людей во всем мире. Вот одна из них:
Рафаэль, проходя мимо храма, заметил простолюдинку, кормящую дитя. Восхищенный красотой и святостью материнства, он решил запечатлеть ее, но не нашлось ни бумаги, ни картона. Найдя рядом бочку, он выбил из нее дно. Так родился образ, к которому художник неоднократно возвращался на протяжение жизни.
Талант Рафаэля был многогранен: прекрасный портретист и мастер декора, монументалист, архитектор, поэт. Но наибольшую славу он снискал благодаря своим прекрасным «Мадоннам». Будущий живописец родился в городе Урбино (центральная Италия). Благодаря своему отцу Джованни Санти, придворному художнику и поэту, Рафаэль с юных лет приобщился к миру искусства, а когда подрос, помогал отцу в его работах. В 1491 году от болезни скончалась мать мальчика – Маджиа. После недолгого траура отец повторно женился, и у Рафаэля появилась сестра Элизабетта. Новый брак Джованни Санти оказался недолгим: в 1494 году смерть забрала его. Юного Рафаэля взял на воспитание священник Барталамео, состоящий с ним в родстве. Другим покровителем одиннадцатилетнего мальчика стал герцог Урбинский, взявший расходы на обучение Рафаэля живописи. После смерти отца учителями Рафаэля стали Эванджелиста да Пьяндимелето и Тимотео делла Вити.
В 1500 году молодой человек отправляется в Перуджу, главный город Умбрии, и становится подмастерьем Пьетро Перуждино, основавшего умбрийскую школу живописи. Около 1504 года Рафаэль пишет картину «Мадонна Конестабиле», после чего образ Мадонны становится центральным в его творчестве. В том же году художник переезжает во Флоренцию, где проводит около четырех лет. Здесь он знакомится с работами двух других великих гениев той эпохи. Вся Флоренция дышит новым искусством. Восхищенный юноша стоит перед «Давидом» Микеланджело, заворожен собором Санта-Мария дель Фьоре, построенным Бунеллески. Все обсуждают восхитительную «Джоконду» Леонардо и его картон «Битва при Ангиари». А еще говорят о Микеланджело, бросившем ему вызов своей «Битвой при Кашине».
Рафаэль находит дом Микеланджело, заходит в мастерскую, представляется и просит показать картон, о котором столько наслышан. Скульптор подкошен неудачами, он негодует на «неблагодарную Флоренцию», которая оплачивает его работу значительно меньше, чем труд Леонардо. Какие тут гости?
Но Рафаэль — ученик уважаемого Перуджино, и к тому же весьма деликатный и приятный юноша. Позволив ему копировать картон «Битва при Кашине», маэстро отмечает, что юный художник одарен большим талантом.
Сам же молодой провинциал приходит в восторг от мастерства Микеланджело. Природный гений подсказывает, у кого и чему теперь надо учиться. В 1508, оказавшись в числе художников, призванных к папскому двору, Рафаэль переезжает в Рим. От Папы Юлия
II живописец принимает заказ на роспись папских апартаментов (станцев) в Ватиканском дворце. Фрески, выполненные с 1509 по 1517 для Ватиканского дворца, поражают своей масштабностью. Рафаэль использует стену под одно монументальное произведение, вместо нескольких небольших композиций, как было заведено ранее. Фрески дополняются декоративными элементами и украшаются искусственным мрамором и позолотой. В 1515 живописец приступил к написанию «Сикстинской Мадонны» — одной из самых выдающихся работ в его творчестве. Эти годы жизни Рафаэль был на вершине славы. С большим количеством заказов от папского двора, местной знати и иностранных монархов не справлялись даже многочисленные ученики, помогавшие живописцу. Рафаэль заработал себе богатства и популярность, творчество его было на подъеме, но в возрасте всего лишь 37 лет он умер от сердечной недостаточности. Незаконченные росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и прочие работы мастера были завершены его учениками по оставленным эскизам и рисункам. Несмотря на признание Рафаэля современниками, настоящую славу художник обрел в сердцах будущих поколений, как и положено гению, опередившему свою эпоху.
|
«Мадонна Грандука» 1504 |
|
«сон рыцаря» 1503-1504 |
|
«святой Себастьян» 1501-1502 |
|
«малая Мадонна Каупера» 1504-1505 |
|
«Мадонна и Иоанн Креститель, поклоняющиеся спящему младенцу Христу. Фрагмент» 1510-1517 |
|
«обучение Марии» 1504 |
|
«Мадонна Альдобрандини» 1510 |
|
«алтарь семейства Колонно. центральная часть» 1503-1505 |
|
«святое семейство Каниджани» 1507 |
|
«битва святого Георгия с драконом» 1505 |
|
«суд Соломона. Фреска плафона станци делла Сеньятура» 1518-1519 |
|
«портрет молодого человека» 1504 |
|
«портрет Анджело Дони» 1506 |
|
«портрет Маддалены Дони» 1505 |
|
«Мадонна с гвоздикой» 1506-1507 |
|
«Мадонна со щеглом» 1507 |
|
«Мадонна в зелени» 1506 |
|
«прекрасная садовница» 1507 |
|
«положение во гроб» 1507 |
|
«Мадонна с младенцем на троне» 1505 |
|
«портрет папы Юлия II» 1512 |
|
«портрет кардинала» 1510-1511 |
|
«Мадонна в кресле» 1513-1514 |
|
«портрет графа Бальдассаре Кастильоне» 1514-1515 |
|
«Афинская школа» 1510-1511 |
|
«портрет Элизабет Гонзаго» 1504 |
|
«портрет юноши с яблоком» 1504 |
|
«портрет папы Льва X с кардиналами Джулиано Медичи и Луиджи Росси» 1517 |
|
«Мадонна с вуалью» 1509-1510 |
|
«дама под покрывалом. Донна Велата» 1516 |
|
«Поэзия. Фрагмент росписи свода в станца делла Сеньятура» 1509-1511 |
|
«портрет Иоанны Арагонской» 1518 |
|
«коронование Девы Марии» 1502-1503 |
|
«Святое семейство под пальмой» 1506 |
|
«Мадонна Орлеанская» 1507 |
|
«освобождение Святого Апостола Петра из темницы. Фреска из станци д’Элиодоро» 1511-1514 |
|
«Ангел» 1500-1501 |
|
«благословляющий Христос» 1505 |
|
«Парнас. Фреска из станци делла Сеньятуры. Фрагмент» 1509-1510 |
|
«Святая Катерина» 1507 |
|
«Сикстинская Мадонна» 1514 |
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
Сикстинская Мадонна — это настоящий прорыв в творчестве Рафаэля. Словно в момент божественного озарения этой картиной великий итальянец предъявил миру больше, чем ему дано было сказать, как художнику. При первом взгляде на шедевр зритель замечает некую театральность произведения, подчеркнутую занавесом, схожим с театральной портьерой и двумя Херувимами в нижней части композиции, облокачивающимися на некое подобие сцены. Этим художественным решением Рафаэль делит пространство на две части. На заднем плане мы видим лики бесчисленных ангелов, предъявленные как бы в вертикальной плоскости, не имеющей перспективы. Картина не уходит в даль.Так мастер предъявляет зрителю царство небесное и Дева Мария с младенцем Христом на руках выходит оттуда, из сверхпространственности и сверхвременности вечности и движется по направлению к нам. И уже в нашем, человеческом измерении первыми на пути ее встречают святой Сикст и Варвара, молитвенно предстоящие ей. И хотя святые композиционно расположены ближе к наблюдателю, они не преграждают пути Богородицы, а как бы огибают ее, словно готовясь шествовать вслед за Марией и Иисусом.
Еще одна пространственная загадка картины заключена в том, как Дева Мария с младенцем смотрят вдаль, по направлению к нам, но словно сквозь нас, создавая у зрителя желание обернуться и подсмотреть, что же видится им. И мы из библейских сюжетов, конечно же, знаем, что видят они предстоящие крестные муки и смерть на кресте. Видят будущее земного пути Мессии, распятого за нас.
|
Херувимы. фрагмент «Сикстинской Мадонны» |
|
«Мадонна Альба» 1510 |
|
«портрет Биндо Альтовити» 1515 |
|
«портрет молодой женщины с единорогом» 1505-1506 |
|
«чудесный улов. фрагмент» 1515 |
|
«Донна Гравида» 1505-1506 |
|
«портрет дамы» 1507 |
|
«преображение» 1518-1520 |
|
«Триумф Галатеи» 1510-1517 |
|
«Святое семейство» 1505 |
|
«Мадонна с младенцем и святыми» 1502 |
|
«мужской портрет» 1502 |
|
«Solly Мадонна» 1502 |
|
«Благовещение» 1503-1504 |
|
«распятие на кресте» 1503 |
|
«Diotalevi Мадонна» 1503 |
|
«Мадонна с младенцем» 1503 |
|
«Святой Михаил и дракон» 1504 |
|
«три грации» 1504 |
|
«Святой Георгий и дракон» 1506 |
|
«Мадонна дель Baldacchino» 1507 |
|
«Святое семейство с ягненком» 1507 |
|
«Мадонна с младенцем» 1508 |
|
«Мадонна dell’Impannata» 1513 |
|
«Святое семейство» 1518 |
|
«автопортрет с другом Giovanbattista Branconio Aquila» 1518 |
|
«Святое семейство под дубом» 1518 |
|
«Святой Иоанн Креститель» 1518 |
|
«видение Иезекииля» 1518 |
|
«портрет молодой женщины» 1519 |
|
«Мужской портрет» 1502-1504 |
|
«Моление о чаше». 1504-1505 |
|
«Несение креста». 1504-1505 |
|
«Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро». 1507 |
|
Фреска «Пророк Исайя». 1511-1512 |
|
«Портрет молодого человека». между 1511 и 1514 |