Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ

 

Вулканический темперамент и необузданный нрав Франсиско Гойи был известен далеко за пределами его родной Испании. А в историю мировой живописи он вошел не только как великий художник, но и как величайший из скандалистов.Острее его языка был только его клинок, которым он владел столь же виртуозно, сколь и своей кистью, и при помощи которого тщился решить все конфликтные вопросы. Он принимал участие в колоссальном количестве дуэлей и слухи бродили по Мадриду, пока однажды не дошли до ушей короля Карла Четвертого, который весьма озаботился этой проблемой. Меньше всего он хотел, чтобы первая кисть его короны сложила свою голову на одном из глупых поединков.

И тогда король вызвал к себе художника и запретил ему участие в дуэлях единолично, на что тут же получил возражение: «Но Ваше Величество, ведь в вашем королевстве поединки для ваших подданных не запрещены!».
«Да, – сказал король, – но они запрещены лично для вас».
«Но почему!» — возопил художник.
И тогда Карл IV произнес знаменитую фразу: «У меня много подданных и всего один Гойя».

 

Автопортрет в мастерской (1790-1795)

 

Когда успевал творить необузданный Гойя – загадка, но творения художника вне зависимости от желания на них смотрящего вонзаются в память, как занозы, и заставляют чувствовать их неудобное тревожащее присутствие. А зритель и образы на его холстах порой меняются местами, ибо они изучают нас едва ли не тщательнее, чем мы их.Жизнь Гойи, сродни водовороту, — полна крутых взлетов и сокрушительных обрушений, нежданных даров и смертельно опасного внимания инквизиции. Того, что выпало на долю этого человека, с лихвой хватило бы на пару-тройку отдельных лихих судеб.
И хотя считается, что один в поле не воин, но именно этот неправильный, этот одинокий колосс Гойя, нареченный однажды деформированным гением, вел свою бесконечную, единоличную битву с пороком и зверем в человеке.В начале ноября 1792 года придворный художник Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес неожиданно исчезает из Мадрида, не поставив в известность ни двор, ни академию изящных искусств, ни свое начальство из королевской фабрики гобеленов. А возвращается он только через полгода изможденный и совершенно глухой.

Его нельзя было узнать и нельзя было узнать, что с ним случилось, потому что этого не знали и врачи. Сначала они просто сомневались, что он выживет. Удар был очень сильным.
Он не мог ходить, почти ничего не видел, в голове шумело, тело пронзала нестерпимая боль.

Причиной могло быть профессиональное отравление свинцом. Так считают современные ученые и сам Гойя похоже тоже имел какие-то основания разделять эту точку зрения. Но это была лишь часть беды.

Друг Франциско, финансист и коллекционер Себастьян Мартинес, кое-как выходил его в своем доме в Кадисе. Очки отогнали слепоту. Паралич отступил, напоминая о себе лишь короткими приступами. А вот видения, терзавшие его в этой странной болезни, остались.

 

Св.Франциск Борджа помогает умирающему (1788)

 

«Дом умалишенных», куда надо думать, он тоже обращался за помощью, — это одна из первых картин нового Гойи.
По состоянию здоровья он просит освободить его от картонов в гобеленной мастерской и от почетной должности в академии.
Начинает писать жутковатые офорты «Капричос» и одновременно «Взятие Христа под стражу» в Гефсиманском саду.

Из объявления в испанской газете о серии эстампов «Капричос», составленного при участии Гойи:
«Убежденный в том, что критика человеческих пороков и заблуждений, хотя и представляется поприщем ораторского искусства и поэзии, может так же быть предметом живописания.
Художник избрал для своего произведения из множества сумасбродств и нелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, а также из простонародных предрассудков и суеверий, узаконенных обычаем, невежеством и своекорыстием те, которые он счел наиболее подходящими для осмеяния и в то же время для упражнения своей фантазии.»

«Капричос» продается в парфюмерной лавке по цене триста двадцать реалов за серию из восьмидесяти эстампов.

У Гойи был большой друг – Хуан Фернандес де Рохас, профессор философии и богословия Толедского университета, театральный и литературный критик, поэт, брат ордена Августинцев. Он являлся одним из самых ярких проповедников своего времени. Его сатиру читала вся страна.
Фернандес не сомневался, что Франсиско мучают не столько болезни, сколько бесы, и он убедил его в том, что христианин и гениальный к тому же художник просто обязан использовать нападение врага на пользу себе и ближнему.
При его участии кафедральный собор Толедо заказывает Гойе для ризницы картину «Пленение Христа», на которой Господа окружают босховские физиономии.

 

Полёт ведьм (между 1797 и 1798)
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес появился на свет 30 марта 1746 года в крошечной деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. Его отец был позолотчиком алтарей. Дед по отцу – писцом.
В семье росло трое сыновей. Франсиско был младшим. К концу пятидесятых семья переберется в Сарагосу.Где-то в тринадцать лет Франсиско будет отдан в ученики к местному мастеру по монастырским росписям.
Три года Гойя будет через силу копировать средней руки гравюры, скучать, шкодить и дерзить.Однажды от уныния пририсует синие усы и курительную трубку на вполне канонических образах, за что и будет примерно наказан.
Непокорность и авантюрная жилка будут сопутствовать Гойе до седых волос.

Путь наверх был трудным. В родной Сарагосе он расписывал своды знаменитого собора Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар — его выгнали.
Дважды пытался поступить в мадридскую академию – не взяли.

Пришлось самостоятельно учится в Италии, где он копировал шедевры до тех пор, пока не занял второе место в одном престижном конкурсе.

Увидев его картины, русский посол пригласил Франсиско в Петербург ко двору Екатерины Второй. Гойя вежливо отказался.
А кто знает, быть может согласись он, и мы сегодня почитали бы кисть Франсиско Гойи как кисть своего русского сына.

Что же касается системной живописной школы, то Гойя ее так и не получил.
Его университетами стали Веласкес, Рембрандт и природа, у которой он неустанно брал уроки.

А вот с наставниками — современниками ему не везло.
Влиятельный мадридский живописец Франсиско Байеу быстро превратился в завистливого недруга, но в его доме судьба Гойи тесно переплелась с судьбой родной сестры Франсиско – Хосефой Байеу.
Была ли Хосефа по-женски счастлива с Гойей? Сегодня трудно сказать. Есть информация, что потеряла она чуть ли не двадцать детей.
Единственный выживший сын четы Хавьер стал центром мироздания художника.
Был ли тот союз обоюдным союзом сердец тоже неизвестно, но прожили они вместе без малого сорок лет, вплоть до кончины Хосефы в 1812 году.

К 29 годам Гойя уже прочно обоснуется в Мадриде.
В 1780 сбудется его мечта – он станет членом королевской академии Сан Фернандо.
Через пять лет вице-директором ее живописного отделения. Еще через год приглашение ко двору и уже весной 1789 Карл Четвертый и его супруга Мария Луиса сделают Гойю первой кистью своей короны.

 

Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 на холме Principe Pio в Мадриде (1814)
Вот ряд отрывков из мадридских писем художника, адресованных в Сарагосу своему другу Мартину Сапатеро:
«Дорогой Мартин, таких карет, как у меня, всего три в Мадриде. Настоящая. В Англии сделанная. Такая легкая, просто не с чем сравнить. Позолоченная и лакированная, так что прохожие останавливаются поглазеть. В конце концов, раз я работаю для публики, могу же я позволить себе лаковую карету…»«Я устроил свою жизнь так, что позавидуешь. Если кто-то хочет чего-то от меня, то сами меня ищут. Я заставил себя уважать. Я уже работаю ни для кого, конечно если это ни какая-то очень важная персона, поскольку на меня такой спрос…»«Сегодня вручил королю картину. Я счастлив, что она ему очень понравилась. Он выразил это не только в похвальных словах, но и в похлопывании меня по плечу, полу обняв меня при этом. Я стал известной персоной, и многие из тех, кто окружает короля, меня знают, но я не хочу укрощать свой нрав».

1790 год. Следующие два года живописец будет часто слать Мартину конверты, полные откровенной пошлости и ругательств, самое приличное из которых – козел.

А потом для него наступит пора укрощения нрава неведомой болезнью. И не только для него.
В 1800 году за королевской семьей он напишет картину с изображением Лота и его дочерей, после бегства из Содома. Наполеон, увидев этот портрет, расхохотался и произнес: «Метлой надо гнать их всех из Европы».

 

Дворик сумасшедшего дома (1794)

Эпоха Гойи – эпоха перекраивания карты Европы Наполеоном Бонапартом.
20 октября 1805 года в битве при Трафальгаре Испания позорно теряет свою знаменитую флотилию. Казна пустеет, народ нищ и, мягко говоря, не жалует своих правителей.

Карл теряет трон. Наполеон хитростью заманивает верхушку испанской власти во Францию и коронует испанской короной своего брата Жозефа Хосе Первого.
И народ вдруг осознает, что их король может и плох, но он их, и город полыхнет восстанием. Революция длилась ровно один день. На следующее утро начался отлов бунтовщиков и массовые казни.

На художника снова нахлынули страшные видения. Теперь уже не из инфернального, а из реального мира, в который ворвался ад.

Как свидетель, он начинает писать, кажется, самый кошмарный из всех своих кошмаров – серию офортов «Бедствия войны» из 82 досок.
На них невиданные по своей жестокости сцены насилия, казни, пыток. Так раскрывалась во всей красоте эпоха французского просвещения, от которой долго приходили в восторг и испанский и русский двор.

Живя в оккупированном Мадриде Гойя видел то, чего не видели многие и впервые в истории художник показал войну без макияжа. Без исторического глянца, без смертных подвигов, героических жертв и ложных идеалов.

 

Колосс (1808-1812)

Война Гойи уродлива, грязна, кровава, несправедлива, бессмысленна, беспощадна и оттого — ничтожна. В этой войне нет ни победителей, ни побежденных. Ни правых, ни виноватых. Для Гойи звери — все.

В годы оккупации Франсиско не побоялся написать портрет герцога Веллингтона, заклятого врага ставленника Бонапарта.
При этом сохранил свою должность придворного художника и даже принял новый королевский знак почета – орден Испании от Жозефа.
Но ни один знак почета, ни одна регалия, ни одна милость не могла купить свободу воли Гойи. Живописец ценил это в себе, ценил и в других.

В 47 лет Гойя оглох. И в этой беззвучной пустоте умер прежний Гойя и родился новый.

Именно тогда Гойя пишет «Суд инквизиции». Среди фигурантов дознания только одно человеческое лицо – обвиняемого, уронившего голову под тяжестью позорного колпака.
Персонаж практически безобразен и нет в нем никакой романтики геройства, но для художника он прекрасен моральной красотой.
А вот те, кто отдадут его на лютую пытку – нравственно и физически уроды.

Гойя работал в различной и часто смешанной технике – пером, тушью, акварелью и кистью, карандашом, пастелью, мелом.
Гойя был ночной птицей и в отличие от большинства собратьев по цеху ценил не дневное освещение, а свечное. Он мог работать несколько суток подряд практически без сна и завершить крупноформатный парадный портрет за один десятичасовой сеанс.
Живописец умудрялся максимально подчеркнуть главное в характере личности.

 

Сатурн, пожирающий своих детей (1821-1823)

А вот об откровенную непривлекательность первой леди Испанского королевства в парадном портрете венценосной семьи спотыкаются вот уже несколько поколений ученых-историков.
Однако Гойя не впадет немилость, а король даже невольно спасет первую кисть своей короны от инквизиторской дыбы, приняв в дар от художника медные доски и оттиски его крамольной серии «Капричос», и тем самым подтвердит, что сатира Гойи не имеет под собою реальной почвы, но для несгибаемого художника то будет лишь временная передышка.

27 февраля 1819 дон Франсиско покупает небольшой загородный домик на берегу реки, который называется «дом глухого», поскольку его прежний владелец тоже ничего не слышал.

Здесь по заказу братства благочестивых школ он начинает писать «Последнее причастие Иосифа Саласанского» и «Моление о чаше». В ноябре второй раз с той же силой, что и тридцать лет назад, на него обрушивается его болезнь.

Гойю лечит доктор Аррьета, прикладывая немало усилий, чтобы выходить художника, которому к тому времени исполнилось семьдесят три года.

Едва встав на ноги, Гойя тут же начинает расписывать стены дома кошмарами. Тут появляется «Сатурн, пожирающий своих детей» и еще тринадцать фресок и двадцать две гравюры похожего содержания, вошедшие в историю под именем «черной живописи».

За четыре года он пропитывает черной краской штукатурку своего жилища во всех смыслах, а потом, оставив все это наследие внуку, тайно перебирается к своему другу, священнику дону Хосе.

Тот, кто не решил, что старик окончательно спятил, видел в его новом капризе новую исповедь.
После смерти жены, Гойя взял в дом молодую вдову с детьми – Леокадию Вайс. И оттого еще перебрался в «дом глухого», что на них косо смотрели в Мадриде.

В возрасте 77 лет Гойя поддержит лидера испанского восстания Риего-и-Нуньеса. После его поражения художника приговорят к удушению гарротой. Опять побег.

Когда объявили амнистию, Франсиско тут же встретился с королем, попросил отпуск на лечение и в 1824 году отправился к своим друзьям эмигрантам в Бордо.

Один из них напишет: «Приехал Гойя – глухой, старый, несуразный и больной. По-французски не говорит ни слова. Приехал без слуги, а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было. Но такой довольный. Жаждет узнать мир».

Через три дня, не теряя времени, восьмидесятилетний маэстро, не взирая ни на какие уговоры отправляется в Париж.
Друзья кричат – Куда? Зачем?
А он им в ответ рисует старца с палочкой и называет свой последний автопортрет «Я все еще учусь».
Надо же было узнать, куда за последние тридцать лет ушла мировая живопись.

Паралич. Опухоль. Внутри пустота. И краткая запись в дневнике: «У меня ничего не осталось. Ни сил, ни чернил, ни пера. Только сила воли».

Хотя в минуты без боли Гойя ждет с нетерпением сына и обещает ему в письме, что проживет не менее, чем Тициан – 99 лет.

Гойя уйдет в 82 года, 16 апреля 1828 года, а после кто-то похитит голову Гойи. Где она находится — неведомо и поныне.

Незадолго до смерти Гойя снова берет голубую краску, которой он не пользовался с тех самых пор, как его хватил первый удар и создает одно из самых совершенных своих творений — «Молочницу из Бордо».
Она немножко неоконченная, но это как раз то, о чем он мечтал – умереть как Тициан и Эль Греко — с кистью, выводящей образ Божьей матери.

Висенте Лопес-и-Портана. Портрет Франсиско Гойя (1826)

 

Тройное поклонение (1760-1769)

 

Жертвоприношение Приапу (1771)

 

Жертвоприношение Весте

 

Погребение Христа (1770-1772)

 

Ганибал созерцает Италию с Альпийских вершин (1771)

 

Автопортрет (1773)

 

Св.Варвара (1773)

 

Перепелиная охота (1775)

 

Рыбак (1775)

 

Охотник и его собака (1775)

 

Охотник, заряжающий своё ружьё (1775)

 

Охота с приманкой (1775)

 

Собаки на привязи (1775)

 

Пьяница (1776)

 

Пикник на берегах Манзанареса (1776)

 

Маха со своими поклонниками или прогулка по Андалусии (1776)

 

Ссора в таверне Venta Nueva (1777)

 

Зонтик (1777)

 

Танцы на берегах Мансанареса (1777)

 

Игра в карты (1777-1778)

 

Бумажный змей (1777-1778)

 

Слепой гитарист (ок.1778)

 

Майо с гитарой (1778)

 

Мальчик, надувающий пузырь (1778)

 

Мальчики, собирающие фрукты (1778)

 

Продавщица боярышника (1778-1779)

 

Ярмарка в Мадриде (1778-1779)

 

Игра в пелоту (1779)

 

Солдат и сеньора (1779)

 

Мальчики, играющие в солдат (1779)

 

Продавщица посуды (1779)

 

Качели (1779)

 

Борьба с молодым быком (1779-1780)

 

Прачки (1779-1780)

 

Свидание (1779-1780)

 

Гвардеец с табаком (1779-1780)

 

Мальчик и дерево (1779-1780)

 

Мальчик и птица (1779-1780)

 

Лесорубы (1780)

 

Св.Иаков Старший с другими апостолами поклоняется Деве Марии (1775-1780)

 

Распятие (1780)

 

Портрет премьер-министра Хосе Монино, графа Флоридабланка (ок.1783)

 

Мария Тереза де Бурбон и Виллабрига, позже Кондеса де Чинчон (ок.1783)

 

Портрет Марии-Терезы де Виллабриджа (1783)

 

Конный портрет Марии Терезы Валлабриджа (1883)

 

Портрет Хосе Монино-и-Редондо, графа Флоридабланка (1783)

 

Портрет семьи инфанта дона Луиса (1783)

 

Непорочное зачатие (1783-1784)

 

Благовещение (ок.1785)

 

Благовещение (1785)

 

Портрет герцогини Бенавенте (1785)

 

Драка котов (1786)

 

Портрет маркизы Марианны де Понтехос (ок.1786)

 

Девушка с цветами или весна (1786-1787)

 

Гумно или лето (1786-1787)

 

Сбор винограда или осень (1786-1787)

 

Метель или зима (1786-1787)

 

Мальчик на баране (1886-1887)

 

Женщина и двое детей у источника (1786)

 

Женщина и двое детей у источника (1786-1787)

 

Пьяный каменщик (1786)

 

Раненый каменщик (1786-1787)

 

Сорока на дереве (1786-1787)

 

Падение с лошади (несчастный случай) (1786-1787)

 

Скользкий шест (1786-1787)

 

Мальчики с мастифом (1786-1787)

 

Пастух, играющий на дудке (1786-1787)

 

Нападение разбойников на экипаж (1786-1787)

 

Деревенская процессия (1786-1787)

 

Святая семья (1787)

 

Товия и ангел (ок.1787)

 

Смерть св.Иосифа (эскиз) (ок.1787)

 

Охотник у ручья (1786-1788)

 

День св.Исидора в храме святого (1787-1788)

 

Кондеса де Альтамира и её дочь, Мария Агустина (1787-1788)

 

Портрет Карлоса III в охотничьем костюма (ок.1788)

 

Портрет Франциско де Кабарруса (1788)

 

Герцог и герцогиня Осуна со своими детьми (1787-1788)

 

Портрет Мануэля Манрике Осорио де Зунига (1788)

 

Взятие под стражу (1788)

 

Пикник (1788)

 

Игра в жмурки (1788)

 

Игра в жмурки (1788-1789)

 

Портрет доньи Тадеа Ариас де Энрикес (ок.1789)

 

Портрет королевы Марии-Луизы (1789)

 

Портрет Карлоса IV (1789)

 

Портрет короля Карлоса IV в красном (ок.1789)

 

Святое семейство (1788-1790)

 

Мария Луиза Пармская, королева Испании (1790)

 

Портрет Мартина Запатера (1790)

 

Мальчики, взбирающиеся на дерево (1791-1792)

 

Куриные бои. ‘Конь и всадник’ (1791-1792)

 

Игра с манекеном (1791-1792)

 

Свадьба (1791-1792)

 

Ходули (1791-1792)

 

Три женщины с кувшинами (1791-1792)

 

Портрет Себастьяна Мартинеса (1792)

 

Бродячие комедианты (1793)

 

Нападение на экипаж (1793)

 

Пикадор caught с быком (1793)

 

Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солона (1793)

 

Портрет Феликса Колона де Ларриатьего (1794)

 

Портрет генерала Антонио Рикардоса (1793-1794)

 

Ночной пожар (1793-1794)

 

Грабёж (ок.1794)

 

Кораблекрушение (1793-1794)

 

Пикадор (ок.1795)

 

Герцогиня Альба и её дуэнья (1795)

 

Портрет герцогини Альба (белая герцогиня)

 

Портрет Хосе Альвароса де Толедо, маркиза Виллафранка и герцога Альба (ок.1795)

 

Портрет художника Франсиско Байю (1795)

 

Автопортрет (1795)

 

Портрет Марии-Антуанеты Гонзага, маркизы, вдовы Виллафранка (1795)

 

Портрет Хуана Аугустина Сеана Бермудеса (ок.1795)

 

Портрет сеньоры Кеан Бермудес, жены Хуана Агостино Бермудеса (1795)

 

Св.Франциск Борджа помогает умирающему (1795)

 

Портрет Мартина Сапатера (1797)

 

Портрет Хуана Антонио Мелендеса (1797)

 

Портрет Марианы Вальдштейн де Санта Круз (1797 или 1799)

 

Портрет герцогини Альбы (1797)

 

Шабаш ведьм (1797-1798)

 

Лампада дьявола (картины о колдовстве для дворца Аламеда, герцога Осунского) (1797-1798)

 

Заклинание

 

Портрет дона Андреса дель Пераль (1798)

 

Портрет Гаспара Мельчиора де Жувелланоса (1798)

 

Портрет матадора Педро Ромеро (ок.1795-1798)

 

Портрет генерала Хосе де Уррутия (ок.1798)

 

Портрет французского посла в Испании Фердинанда Гиймарде (1798)

 

Взятие Христа под стражу (1798)

 

Портрет Хулио Асенсио (1798)

 

Св.Иероним (1798)

 

Портрет короля Карла IV в охотничьем костюме (1799)

 

Тирана (1799)

 

Портрет королевы Марии Луизы в мантилье (1799)

 

Конный портрет королевы Марии-Луизы (1799)

 

Св.Амвросий (1796-1799)

 

Св.Григорий Великий (1796-1799)

 

Истина, спасённая Временем в присутствии Истории (эскиз) (1797-1800)

 

Разбойник, раздевающий девушку (1798-1800)

 

Разбойник, убивающий женщину (1797-1800)

 

Антонио Паскуаль де Бурбон, инфант Испанский (1800)

 

Антонио Франсиско де Паула де Бурбон, инфант Испанский (1800)

 

Карлос Мария де Бурбон, инфант Испанский (1800)

 

Луис де Бурбон, принц Пармы и король Этрурии (1800)

 

Мария Хозефа де Бурбон, инфанта Испанская (1800)

 

Портрет графини Чичон (1800)

 

Портрет Марии Луизы де Борон-и-Вальябрига (1797-1800)

 

Портрет монаха Хуана Фернандеса де Рохоса (1800)

 

Портрет кардинала Луиса Марии де Борон-и-Вильябрига (ок.1800)

 

Конный портрет Карла IV (ок.1800)

 

Семейный портрет короля Карла IV (ок.1800)

 

Маха обнажённая (до 1800)

 

Маха одетая (1800-1803)

 

Автопортрет в очках (ок.1801)

 

Портрет Дона Антонио Норьега (1801)

 

Портрет дона Рамона де Посада-и-Сото (ок.1801)

 

Портрет графа Фернандо Нуньеса VII (ок.1803)

 

Портрет маркизы Сантьяго (1804)

 

Жозефа де Асброк де Гарсини (1804)

 

Портрет Игнасио Гарсини Кверо, бригадира инженеров (1804)

 

Портрет офицера (ок.1804)

 

Портрет Марии Томазо де Палафокс, маркизы Вильяфранка (1804)

 

Аллегория любви (Амур и Психея) (1798-1805)

 

Портрет Антонии Сарате (ок.1805)

 

Молодая дама в мантилье и баскине (1800-1805)

 

Хуана де Гойкоэчеа (ок.1805)

 

Портрет маркизы Санта-Крус (1805)

 

Портрет доньи Терезы Суреда (между 1804 и 1806)

 

Портрет Бартоломе Суреда-и-Мизероль (между 1804 и 1806)

 

Портрет доньи Изабель Кабос де Порсель (1805-1806)

 

Разбойник Эль Марагато угрожает брату Педро ружьём (ок.1806)

 

Брат Педро отдаёт Эль Магарато обувь и готовится к борьбе (ок.1806)

 

Брат Педро отнимает ружьё у Эль Марагато (ок.1806)

 

Эль Марагато получает прикладом от брата Педро (ок.1806)

 

Брат Педро ранит Эль Магарато (ок.1806)

 

Брат Педро связывает Эль Магарато (ок.1806)

 

Аллегория земледелия (1804-1806)

 

Аллегория производства (1804-1806)

 

Аллегория торговли (1805-1806)

 

Портрет актёра Исидоро Магуеца (1807)

 

Портрет министра юстиции Испании Хосе Антонио Маркеса-де-Кабальеро (1807)

 

Женщина с веером (1806-1807)

 

Портрет Франсиски Сабаса-и-Гарсиа (между 1804 и 1808)

 

Конный портрет короля Фернандо VII (ок.1808)

 

Аллегория города Мадрида (1810)

 

Отрок св.Иоанн Креститель в пустыне (ок.1810)

 

Виктор Гай (1810)

 

Мужской портрет (1805-1810)

 

Портрет доньи Нарсисы Бараньяна де Гойкоечеа (ок.1810)

 

Портрет Антонии Сарате (1810-1811)

 

Мёртвая индейка (1808-1812)

 

Мёртвая птица (1808-1812)

 

Натюрморт с ощипаной индейкой и сковородой с рыбой (1808-1812)

 

Натюрморт с золотыми лещами (1808-1812)

 

Три куска лосося (1808-1812)

 

Натюрморт с головой барана (1810-1812)

 

El Lazarillo de Tormes (1808-1812)

 

Точильщик (между 1808 и 1812)

 

Разносчица воды (между 1808 и 1812)

 

Маха и Селестина на балконе (между 1808 и 1812)

 

Портрет Мануэля Сильвела (1809-1812)

 

Портрет мужчины в коричневом жакете

 

Портрет Хуана Антонио Льоренте (1810-1812)

 

Тюремные сцены (1808-1812)

 

Портрет Хосе Коста-и-Бонелис по прозвищу Пепито) (1813)

 

Шествие флагеллантов (бичующихся) (1813)

 

Шествие флагеллантов (бичующихся) (1812-1814)

 

Трибунал инквизиции (1812-1814)

 

Сумасшедший дом (1812-1814)

 

Похороны сардинки (1812-1814)

 

Коррида в разделенных рингах

 

Деревенская коррида (между 1812 и 1814)

 

Народное гулянье в день св.Исидора (1814)

 

Изготовление пороха в Сьерра де Тардьента (ок.1814)

 

Махи на балконе (между 1800 и 1814)

 

Молодая женщина с письмом (1812-1814)

 

Стычка с мамелюками 2 мая 1808 года в Мадриде (1814)

 

Конный портрет генерала Хосе де Палафокса (ок.1814)

 

Портрет Хосефы Байю де Гойя, жены художника (ок.1814)

 

Портрет герцога Веллингтона (ок.1814)

 

Портрет Мариано Гойи (1812-1814)

 

Время спасает Истину в присутствии Истории (1812-1814)

 

Портрет Асенсио Юлия, художника и ученика Гойи (ок. 1814)

 

Портрет короля Фернандо VII (ок.1814)

 

Портрет короля Фернандо VII в военном лагере (ок.1814)

 

Портрет короля Фернандо VII с королевскими регалиями (1815)

 

Портрет короля Фернандо VII (между 1814 и 1815)

 

Портрет герцога Сан Карлоса (ок.1815)

 

Автопортрет (1815)

 

Автопортрет-2 (1815)

 

Портрет Мануэля Кихано (1815)

 

Портрет герцогини Абрантес (1816)

 

Портрет Хосе де Франсиско де Борджа, 10-й герцог Осуны (1816)

 

Св.Хуста и св.Руфина (1817)

 

Христос в Гефсиманском саду (1819)

 

Последнее причастие св. Иосифа Саласанского (1819)

 

Портрет Дона Хуано Антонио Куерво (1819)

 

Доктор Арриета и Гойя (1820)

 

Кузница (1815-1820)

 

Время и две старухи (1820)

 

Голова старика (1819-1820)

 

Портрет Тибурсио Переса-и-Куэрво, архитектор (1820)

 

Портрет дона Себастьяна Габриеля де Борбона-и-Браганца (1822)

 

Портрет дона Рамона Сатуэ (1823)

 

Женщина из народа в нарядном платье (Леокадия Зорилла) (1820-1823)

 

Два старика за едой (1821-1823)

 

Две женщины и мужчина (1821-1823)

 

Два монаха (1821-1823)

 

Юдифь и Олоферн (1821-1823)

 

Чтение или политика (1821-1823)

 

Дуэль на дубинах (1821-1823)

 

Паломничество к фонтану св Исидора, или Святая Инквизиция (1821-1823)

 

Паломничество в Сан-Исидро (1821-1823)

 

Фантастическое видение (Асмодей) (1821-1823)

 

Парки (Атропос) (1821-1823)

 

Шабаш ведьм (1821-1823)

 

Кающийся св.Пётр (1820-1824)

 

Портрет поэта Моратина (1824)

 

Портрет каноника Хосе Дуазо-и-Латре (1824)

 

Коррида (1824)

 

Натюрморт с фруктами, бутылками и хлебами (Ок. 1824-1826)

 

Портрет Хуана Баутисты де Мугиро (1827)

 

Молочница из Бордо (ок.1828)

 

Воздушный шар или полёт Монтгофери

 

Гефсиманская молитва

 

Женский портрет

 

Конный портрет герцога Дона Мануэля Годоя

 

Неравный брак

 

Портрет Канваса

 

Портрет королевы Марии Луизы Терезы Пармской, жены короля Карлоса IV

 

Портрет Франсиско де Сааведра, Государственного секретаря Испании

 

Портрет Хосе де Гойя-и-Лусиентеса

 

Визит монаха

 

Франсиско Гойя — Фреска ‘Чудо св.Антония Падуанского. Воскрешение мёртвого’ (1798)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капричос (Los Caprichos) (1797-1799). Серия гравюр

 

серия офортов Капричос. Лист 1. Гойя Лусиентес, художник

 

серия офортов Капричос. Лист 2. Они говорят ‘да’ и протягивают руку первому встречному

 

серия офортов Капричос. Лист 3. Тихо, бука идёт

 

серия офортов Капричос. Лист 4. Маменькин сынок

 

серия офортов Капричос. Лист 5. Один другого стоят

 

серия офортов Капричос. Лист 6. Никто ничего не знает

 

серия офортов Капричос. Лист 7. Даже так близко он ничего не разглядит

 

серия офортов Капричос. Лист 8. Её похитили

 

серия офортов Капричос. Лист 9. Тантал

 

серия офортов Капричос. Лист 10. Любовь и смерть

 

серия офортов Капричос. Лист 11. За дело, ребята

 

серия офортов Капричос. Лист 12. Охота за зубами

 

серия офортов Капричос. Лист 13. Горячо

 

серия офортов Капричос. Лист 14. Какая жертва

 

серия офортов Капричос. Лист 15. Добрые советы

 

серия офортов Капричос. Лист 16. Да простит её Бог, это была её мать

 

серия офортов Капричос. Лист 17. Он хорошо натянут

 

серия офортов Капричос. Лист 18. А у него сгорает дом

 

серия офортов Капричос. Лист 19. Все погибнут

 

серия офортов Капричос. Лист 20. Вот они и ощипаны

 

серия офортов Капричос. Лист 21. Как её ощипывают

 

серия офортов Капричос. Лист 22. Бедняжки

 

серия офортов Капричос. Лист 23. Из той пыли…

 

серия офортов Капричос. Лист 24. Ничто не поможет

 

серия офортов Капричос. Лист 25. Ведь он разбил кувшин

 

серия офортов Капричос. Лист 26. У них уже есть на что сесть

 

серия офортов Капричос. Лист 27. Кто более предан

 

серия офортов Капричос. Лист 28. Никому ни слова

 

серия офортов Капричос. Лист 29. Люди называют это чтением

 

серия офортов Капричос. Лист 30. Зачем их прятать

 

серия офортов Капричос. Лист 31. Она молится на неё

 

серия офортов Капричос. Лист 32. Потому что она была слишком чувствительна

 

серия офортов Капричос. Лист 33. Для пфальцграфа

 

серия офортов Капричос. Лист 34. Их одолевает сон

 

серия офортов Капричос. Лист 35. Она его гладко бреет

 

серия офортов Капричос. Лист 36. Ужасная ночь

 

серия офортов Капричос. Лист 37. А не умнее ли ученик

 

серия офортов Капричос. Лист 38. Брависсимо

 

серия офортов Капричос. Лист 39. До третьего колена

 

серия офортов Капричос. Лист 40. От какой болезни он умрёт

 

серия офортов Капричос. Лист 41. Точь-в-точь

 

серия офортов Капричос. Лист 42. Ты, которому невмоготу…

 

серия офортов Капричос. Лист 43. Сон разума рождает чудовищ

 

серия офортов Капричос. Лист 44. Тонко прядут

 

серия офортов Капричос. Лист 45. Из многого можно высасывать

 

серия офортов Капричос. Лист 46. Выговор

 

серия офортов Капричос. Лист 47. Подношение учителю

 

серия офортов Капричос. Лист 48. Наушники

 

серия офортов Капричос. Лист 49. Маленькие домовые

 

серия офортов Капричос. Лист 50. Сурки

 

серия офортов Капричос. Лист 51. Прихорашиваются

 

серия офортов Капричос. Лист 52. Чего не сделает портной

 

серия офортов Капричос. Лист 53. Какой златоуст

 

серия офортов Капричос. Лист 54. Стыдливый

 

серия офортов Капричос. Лист 55. До самой смерти

 

серия офортов Капричос. Лист 56. Вверх и вниз

 

серия офортов Капричос. Лист 57. Родословная

 

серия офортов Капричос. Лист 58. Глотай, собака

 

серия офортов Капричос. Лист 59. Они всё ещё не уходят

 

серия офортов Капричос. Лист 60. Первые опыты

 

серия офортов Капричос. Лист 61. Они взлетели

 

серия офортов Капричос. Лист 62. Невероятно

 

серия офортов Капричос. Лист 63. Смотри, какие важные персоны

 

серия офортов Капричос. Лист 64. Счастливого пути

 

серия офортов Капричос. Лист 65. Куда направляется маменька

 

серия офортов Капричос. Лист 66. Ну-ка, полегче

 

серия офортов Капричос. Лист 67. Погоди, тебя подмажут

 

серия офортов Капричос. Лист 68. Славная наставница

 

серия офортов Капричос. Лист 69. Поддувает

 

серия офортов Капричос. Лист 70. Благочестивое призвание

 

серия офортов Капричос. Лист 71. Когда начнёт светать, мы уйдём

 

серия офортов Капричос. Лист 72. Тебе не ускользнуть

 

серия офортов Капричос. Лист 73. Лучше бездельничать

 

серия офортов Капричос. Лист 74. Не кричи, дурочка

 

серия офортов Капричос. Лист 75. Неужели нас никто не развяжет

 

серия офортов Капричос. Лист 76. Поняли. Чтоб было по-моему. Эй. Слышите. А не то…

 

серия офортов Капричос. Лист 77. Один другого

 

серия офортов Капричос. Лист 78. Поторапливайся, они уже просыпаются

 

серия офортов Капричос. Лист 79. Никто нас не видел

 

серия офортов Капричос. Лист 80. Теперь пора

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *