Вулканический темперамент и необузданный нрав Франсиско Гойи был известен далеко за пределами его родной Испании. А в историю мировой живописи он вошел не только как великий художник, но и как величайший из скандалистов. Острее его языка был только его клинок, которым он владел столь же виртуозно, сколь и своей кистью, и при помощи которого тщился решить все конфликтные вопросы.

Он принимал участие в колоссальном количестве дуэлей и слухи бродили по Мадриду, пока однажды не дошли до ушей короля Карла Четвертого, который весьма озаботился этой проблемой. Меньше всего он хотел, чтобы первая кисть его короны сложила свою голову на одном из глупых поединков.

Франсиско Гойя - Святой Франциск Борджа помогает умирающему. 1788
Святой Франциск Борджа помогает умирающему. 1788
И тогда король вызвал к себе художника и запретил ему участие в дуэлях единолично, на что тут же получил возражение: «Но Ваше Величество, ведь в вашем королевстве поединки для ваших подданных не запрещены!».
«Да, – сказал король, – но они запрещены лично для вас».
«Но почему!» — возопил художник.
И тогда Карл IV произнес знаменитую фразу: «У меня много подданных и всего один Гойя».
Франсиско Гойя - Дворик сумасшедшего дома. 1794
Дворик сумасшедшего дома. 1794
Когда успевал творить необузданный Гойя – загадка, но творения художника вне зависимости от желания на них смотрящего вонзаются в память, как занозы, и заставляют чувствовать их неудобное тревожащее присутствие. А зритель и образы на его холстах порой меняются местами, ибо они изучают нас едва ли не тщательнее, чем мы их.
Жизнь Гойи, сродни водовороту, — полна крутых взлетов и сокрушительных обрушений, нежданных даров и смертельно опасного внимания инквизиции. Того, что выпало на долю этого человека, с лихвой хватило бы на пару-тройку отдельных лихих судеб.
Франсиско Гойя - Маха одетая. 1800-1803
Маха одетая. 1800-1803
И хотя считается, что один в поле не воин, но именно этот неправильный, этот одинокий колосс Гойя, нареченный однажды деформированным гением, вел свою бесконечную, единоличную битву с пороком и зверем в человеке. В начале ноября 1792 года придворный художник Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес неожиданно исчезает из Мадрида, не поставив в известность ни двор, ни академию изящных искусств, ни свое начальство из королевской фабрики гобеленов. А возвращается он только через полгода изможденный и совершенно глухой. Его нельзя было узнать и нельзя было узнать, что с ним случилось, потому что этого не знали и врачи. Сначала они просто сомневались, что он выживет. Удар был очень сильным.
Франсиско Гойя - Маха обнажённая. 1800
Маха обнажённая. 1800
Он не мог ходить, почти ничего не видел, в голове шумело, тело пронзала нестерпимая боль. Причиной могло быть профессиональное отравление свинцом. Так считают современные ученые и сам Гойя похоже тоже имел какие-то основания разделять эту точку зрения. Но это была лишь часть беды. Друг Франциско, финансист и коллекционер Себастьян Мартинес, кое-как выходил его в своем доме в Кадисе. Очки отогнали слепоту. Паралич отступил, напоминая о себе лишь короткими приступами. А вот видения, терзавшие его в этой странной болезни, остались.
Франсиско Гойя - Автопортрет в мастерской. 1790-1795
Автопортрет в мастерской. 1790-1795
«Дом умалишенных», куда надо думать, он тоже обращался за помощью, — это одна из первых картин нового Гойи.
По состоянию здоровья он просит освободить его от картонов в гобеленной мастерской и от почетной должности в академии.
Начинает писать жутковатые офорты «Капричос» и одновременно «Взятие Христа под стражу» в Гефсиманском саду.
Франсиско Гойя - Погребение Христа. 1770-1772
Погребение Христа. 1770-1772
Из объявления в испанской газете о серии эстампов «Капричос», составленного при участии Гойи:
«Убежденный в том, что критика человеческих пороков и заблуждений, хотя и представляется поприщем ораторского искусства и поэзии, может так же быть предметом живописания.
Художник избрал для своего произведения из множества сумасбродств и нелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, а также из простонародных предрассудков и суеверий, узаконенных обычаем, невежеством и своекорыстием те, которые он счел наиболее подходящими для осмеяния и в то же время для упражнения своей фантазии.»
«Капричос» продается в парфюмерной лавке по цене триста двадцать реалов за серию из восьмидесяти эстампов.
Франсиско Гойя - Ганибал созерцает Италию с Альпийских вершин. 1771
Ганибал созерцает Италию с Альпийских вершин. 1771
У Гойи был большой друг – Хуан Фернандес де Рохас, профессор философии и богословия Толедского университета, театральный и литературный критик, поэт, брат ордена Августинцев. Он являлся одним из самых ярких проповедников своего времени. Его сатиру читала вся страна.
Франсиско Гойя - Святая Варвара. 1773
Франсиско Гойя — Святая Варвара. 1773
сделано с любовью
Фернандес не сомневался, что Франсиско мучают не столько болезни, сколько бесы, и он убедил его в том, что христианин и гениальный к тому же художник просто обязан использовать нападение врага на пользу себе и ближнему.
При его участии кафедральный собор Толедо заказывает Гойе для ризницы картину «Пленение Христа», на которой Господа окружают босховские физиономии.
Франсиско Гойя - Перепелиная охота. 1775
Перепелиная охота. 1775
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес появился на свет 30 марта 1746 года в крошечной деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. Его отец был позолотчиком алтарей. Дед по отцу – писцом.
В семье росло трое сыновей. Франсиско был младшим. К концу пятидесятых семья переберется в Сарагосу. Где-то в тринадцать лет Франсиско будет отдан в ученики к местному мастеру по монастырским росписям.
Франсиско Гойя - Ссора в таверне. 1777
Ссора в таверне. 1777
Три года Гойя будет через силу копировать средней руки гравюры, скучать, шкодить и дерзить. Однажды от уныния пририсует синие усы и курительную трубку на вполне канонических образах, за что и будет примерно наказан.
Непокорность и авантюрная жилка будут сопутствовать Гойе до седых волос. Путь наверх был трудным. В родной Сарагосе он расписывал своды знаменитого собора Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар — его выгнали.
Франсиско Гойя - Зонтик. 1777
Зонтик. 1777
Дважды пытался поступить в мадридскую академию – не взяли. Пришлось самостоятельно учится в Италии, где он копировал шедевры до тех пор, пока не занял второе место в одном престижном конкурсе. Увидев его картины, русский посол пригласил Франсиско в Петербург ко двору Екатерины Второй. Гойя вежливо отказался.
Франсиско Гойя - Танцы на берегах Мансанареса. 1777
Танцы на берегах Мансанареса. 1777
А кто знает, быть может согласись он, и мы сегодня почитали бы кисть Франсиско Гойи как кисть своего русского сына. Что же касается системной живописной школы, то Гойя ее так и не получил.
Его университетами стали Веласкес, Рембрандт и природа, у которой он неустанно брал уроки. А вот с наставниками — современниками ему не везло.
Франсиско Гойя - Бумажный змей. 1777-1778
Бумажный змей. 1777-1778
Влиятельный мадридский живописец Франсиско Байеу быстро превратился в завистливого недруга, но в его доме судьба Гойи тесно переплелась с судьбой родной сестры Франсиско – Хосефой Байеу.
Была ли Хосефа по-женски счастлива с Гойей? Сегодня трудно сказать. Есть информация, что потеряла она чуть ли не двадцать детей.
Единственный выживший сын четы Хавьер стал центром мироздания художника.
Франсиско Гойя - Свидание. 1779-1780
Свидание. 1779-1780
Был ли тот союз обоюдным союзом сердец тоже неизвестно, но прожили они вместе без малого сорок лет, вплоть до кончины Хосефы в 1812 году. К 29 годам Гойя уже прочно обоснуется в Мадриде.
В 1780 сбудется его мечта – он станет членом королевской академии Сан Фернандо.
Через пять лет вице-директором ее живописного отделения. Еще через год приглашение ко двору и уже весной 1789 Карл Четвертый и его супруга Мария Луиса сделают Гойю первой кистью своей короны.
Франсиско Гойя - Лесорубы. 1780
Лесорубы. 1780
Вот ряд отрывков из мадридских писем художника, адресованных в Сарагосу своему другу Мартину Сапатеро:
«Дорогой Мартин, таких карет, как у меня, всего три в Мадриде. Настоящая. В Англии сделанная. Такая легкая, просто не с чем сравнить. Позолоченная и лакированная, так что прохожие останавливаются поглазеть. В конце концов, раз я работаю для публики, могу же я позволить себе лаковую карету…».
Франсиско Гойя - Святой Иаков с другими апостолами поклоняется Деве Марии. 1775-1780
Святой Иаков с другими апостолами поклоняется Деве Марии. 1775-1780
«Я устроил свою жизнь так, что позавидуешь. Если кто-то хочет чего-то от меня, то сами меня ищут. Я заставил себя уважать. Я уже работаю ни для кого, конечно если это ни какая-то очень важная персона, поскольку на меня такой спрос…».
Франсиско Гойя - Распятие. 1780
Распятие. 1780
«Сегодня вручил королю картину. Я счастлив, что она ему очень понравилась. Он выразил это не только в похвальных словах, но и в похлопывании меня по плечу, полу обняв меня при этом. Я стал известной персоной, и многие из тех, кто окружает короля, меня знают, но я не хочу укрощать свой нрав».
Франсиско Гойя - Портрет Хосе Монино-и-Редондо, графа Флоридабланка. 1783
Портрет Хосе Монино-и-Редондо, графа Флоридабланка. 1783
Следующие два года живописец будет часто слать Мартину конверты, полные откровенной пошлости и ругательств, самое приличное из которых – козел. А потом для него наступит пора укрощения нрава неведомой болезнью. И не только для него.
В 1800 году за королевской семьей он напишет картину с изображением Лота и его дочерей, после бегства из Содома. Наполеон, увидев этот портрет, расхохотался и произнес: «Метлой надо гнать их всех из Европы».
Франсиско Гойя - Портрет семьи инфанта дона Луиса. 1783
Портрет семьи инфанта дона Луиса. 1783
Эпоха Гойи – эпоха перекраивания карты Европы Наполеоном Бонапартом.
20 октября 1805 года в битве при Трафальгаре Испания позорно теряет свою знаменитую флотилию. Казна пустеет, народ нищ и, мягко говоря, не жалует своих правителей.
Франсиско Гойя - Непорочное зачатие. 1783-1784
Непорочное зачатие. 1783-1784
Карл теряет трон. Наполеон хитростью заманивает верхушку испанской власти во Францию и коронует испанской короной своего брата Жозефа Хосе Первого.
И народ вдруг осознает, что их король может и плох, но он их, и город полыхнет восстанием. Революция длилась ровно один день. На следующее утро начался отлов бунтовщиков и массовые казни.
На художника снова нахлынули страшные видения. Теперь уже не из инфернального, а из реального мира, в который ворвался ад.
Франсиско Гойя - Благовещение. 1785
Благовещение. 1785
Как свидетель, он начинает писать, кажется, самый кошмарный из всех своих кошмаров – серию офортов «Бедствия войны» из 82 досок.
На них невиданные по своей жестокости сцены насилия, казни, пыток. Так раскрывалась во всей красоте эпоха французского просвещения, от которой долго приходили в восторг и испанский и русский двор.
Франсиско Гойя - Портрет герцогини Бенавенте. 1785
Портрет герцогини Бенавенте. 1785
Живя в оккупированном Мадриде Гойя видел то, чего не видели многие и впервые в истории художник показал войну без макияжа. Без исторического глянца, без смертных подвигов, героических жертв и ложных идеалов.
Франсиско Гойя - Драка котов. 1786
Драка котов. 1786
Война Гойи уродлива, грязна, кровава, несправедлива, бессмысленна, беспощадна и оттого — ничтожна. В этой войне нет ни победителей, ни побежденных. Ни правых, ни виноватых. Для Гойи звери — все.
В годы оккупации Франсиско не побоялся написать портрет герцога Веллингтона, заклятого врага ставленника Бонапарта.
Франсиско Гойя - Гумно. 1786-1787
Гумно. 1786-1787
При этом сохранил свою должность придворного художника и даже принял новый королевский знак почета – орден Испании от Жозефа.
Но ни один знак почета, ни одна регалия, ни одна милость не могла купить свободу воли Гойи. Живописец ценил это в себе, ценил и в других.
Франсиско Гойя - Метель. 1786-1787
Метель. 1786-1787
В 47 лет Гойя оглох. И в этой беззвучной пустоте умер прежний Гойя и родился новый.
Именно тогда Гойя пишет «Суд инквизиции». Среди фигурантов дознания только одно человеческое лицо – обвиняемого, уронившего голову под тяжестью позорного колпака.
Персонаж практически безобразен и нет в нем никакой романтики геройства, но для художника он прекрасен моральной красотой.
А вот те, кто отдадут его на лютую пытку – нравственно и физически уроды.
Франсиско Гойя - Мальчики с мастифом. 1786-1787
Мальчики с мастифом. 1786-1787
Гойя работал в различной и часто смешанной технике – пером, тушью, акварелью и кистью, карандашом, пастелью, мелом.
Гойя был ночной птицей и в отличие от большинства собратьев по цеху ценил не дневное освещение, а свечное. Он мог работать несколько суток подряд практически без сна и завершить крупноформатный парадный портрет за один десятичасовой сеанс.
Живописец умудрялся максимально подчеркнуть главное в характере личности.
Франсиско Гойя - Святое семейство. 1787
Святое семейство. 1787
А вот об откровенную непривлекательность первой леди Испанского королевства в парадном портрете венценосной семьи спотыкаются вот уже несколько поколений ученых-историков.
Однако Гойя не впадет немилость, а король даже невольно спасет первую кисть своей короны от инквизиторской дыбы, приняв в дар от художника медные доски и оттиски его крамольной серии «Капричос», и тем самым подтвердит, что сатира Гойи не имеет под собою реальной почвы, но для несгибаемого художника то будет лишь временная передышка.
Франсиско Гойя - Смерть святого Иосифа. 1787
Смерть святого Иосифа. 1787
27 февраля 1819 дон Франсиско покупает небольшой загородный домик на берегу реки, который называется «дом глухого», поскольку его прежний владелец тоже ничего не слышал.
Здесь по заказу братства благочестивых школ он начинает писать «Последнее причастие Иосифа Саласанского» и «Моление о чаше». В ноябре второй раз с той же силой, что и тридцать лет назад, на него обрушивается его болезнь.
Франсиско Гойя - Охотник у ручья. 1786-1788
Охотник у ручья. 1786-1788
Гойю лечит доктор Аррьета, прикладывая немало усилий, чтобы выходить художника, которому к тому времени исполнилось семьдесят три года.
Едва встав на ноги, Гойя тут же начинает расписывать стены дома кошмарами. Тут появляется «Сатурн, пожирающий своих детей» и еще тринадцать фресок и двадцать две гравюры похожего содержания, вошедшие в историю под именем «черной живописи».
Франсиско Гойя - Портрет Карлоса III в охотничьем костюм. 1788
Портрет Карлоса III в охотничьем костюм. 1788
За четыре года он пропитывает черной краской штукатурку своего жилища во всех смыслах, а потом, оставив все это наследие внуку, тайно перебирается к своему другу, священнику дону Хосе.
Тот, кто не решил, что старик окончательно спятил, видел в его новом капризе новую исповедь.
После смерти жены, Гойя взял в дом молодую вдову с детьми – Леокадию Вайс. И оттого еще перебрался в «дом глухого», что на них косо смотрели в Мадриде.
Франсиско Гойя - Портрет Мануэля Манрике Осорио де Зунига. 1788
Портрет Мануэля Манрике Осорио де Зунига. 1788
В возрасте 77 лет Гойя поддержит лидера испанского восстания Риего-и-Нуньеса. После его поражения художника приговорят к удушению гарротой. Опять побег.
Когда объявили амнистию, Франсиско тут же встретился с королем, попросил отпуск на лечение и в 1824 году отправился к своим друзьям эмигрантам в Бордо.
Один из них напишет: «Приехал Гойя – глухой, старый, несуразный и больной. По-французски не говорит ни слова. Приехал без слуги, а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было. Но такой довольный. Жаждет узнать мир».
Франсиско Гойя - Взятие под стражу. 1788
Взятие под стражу. 1788
Через три дня, не теряя времени, восьмидесятилетний маэстро, не взирая ни на какие уговоры отправляется в Париж.
Друзья кричат – Куда? Зачем?
А он им в ответ рисует старца с палочкой и называет свой последний автопортрет «Я все еще учусь».
Надо же было узнать, куда за последние тридцать лет ушла мировая живопись.
Франсиско Гойя - Игра в жмурки. 1788-1789
Игра в жмурки. 1788-1789
Паралич. Опухоль. Внутри пустота. И краткая запись в дневнике: «У меня ничего не осталось. Ни сил, ни чернил, ни пера. Только сила воли».
Хотя в минуты без боли Гойя ждет с нетерпением сына и обещает ему в письме, что проживет не менее, чем Тициан – 99 лет.
Франсиско Гойя - Портрет доньи Тадеа Ариас де Энрикес. 1789
Портрет доньи Тадеа Ариас де Энрикес. 1789
Гойя уйдет в 82 года, 16 апреля 1828 года, а после кто-то похитит голову Гойи. Где она находится — неведомо и поныне.
Незадолго до смерти Гойя снова берет голубую краску, которой он не пользовался с тех самых пор, как его хватил первый удар и создает одно из самых совершенных своих творений — «Молочницу из Бордо».
Она немножко неоконченная, но это как раз то, о чем он мечтал – умереть как Тициан и Эль Греко — с кистью, выводящей образ Божьей матери.
Франсиско Гойя - Портрет королевы Марии-Луизы. 1789
Портрет королевы Марии-Луизы. 1789
Франсиско Гойя - Портрет Карлоса IV. 1789
Портрет Карлоса IV. 1789
Франсиско Гойя - Святое семейство. 1788-1790
Святое семейство. 1788-1790
Франсиско Гойя - Портрет Мартина Запатера. 1790
Портрет Мартина Запатера. 1790
Франсиско Гойя - Мальчики, взбирающиеся на дерево. 1791-1792
Мальчики, взбирающиеся на дерево. 1791-1792
Франсиско Гойя - Конь и всадник. 1791-1792
Конь и всадник. 1791-1792
Франсиско Гойя - Игра с манекеном. 1791-1792
Игра с манекеном. 1791-1792
Франсиско Гойя - Свадьба. 1791-1792
Свадьба. 1791-1792
Франсиско Гойя - Ходули. 1791-1792
Ходули. 1791-1792
Франсиско Гойя - Бродячие комедианты. 1793
Бродячие комедианты. 1793
Франсиско Гойя - Пикадор с быком
Пикадор с быком
Франсиско Гойя - Ночной пожар. 1793-1794
Ночной пожар. 1793-1794
Франсиско Гойя - Герцогиня Альба и её дуэнья. 1795
Герцогиня Альба и её дуэнья. 1795
Франсиско Гойя - Портрет герцогини Альба. 1795
Портрет герцогини Альба. 1795
Франсиско Гойя - Автопортрет. 1795
Автопортрет. 1795
Франсиско Гойя - Портрет маркизы Марии-Антуанеты Гонзага. 1795
Портрет маркизы Марии-Антуанеты Гонзага. 1795
Франсиско Гойя - Святой Франциск Борджа помогает умирающему. 1795
Святой Франциск Борджа помогает умирающему. 1795
Франсиско Гойя - Шабаш ведьм. 1797-1798
Шабаш ведьм. 1797-1798
Франсиско Гойя - Лампада дьявола. 1797-1798
Лампада дьявола. 1797-1798
Франсиско Гойя - Полёт ведьм. 1797-1798
Полёт ведьм. 1797-1798
Франсиско Гойя - Заклинание
Заклинание
Франсиско Гойя - Портрет Гаспара Мельчиора де Жувелланоса. 1798
Портрет Гаспара Мельчиора де Жувелланоса. 1798
Франсиско Гойя - Портрет матадора Педро Ромеро. 1795-1798
Портрет матадора Педро Ромеро. 1795-1798
Франсиско Гойя - Взятие Христа под стражу. 1798
Взятие Христа под стражу. 1798
Франсиско Гойя - Портрет Хулио Асенсио. 1798
Портрет Хулио Асенсио. 1798
Франсиско Гойя - Святой Иероним. 1798
Святой Иероним. 1798
Франсиско Гойя - Разбойник, раздевающий девушку. 1798-1800
Разбойник, раздевающий девушку. 1798-1800
Франсиско Гойя - Разбойник, убивающий женщину. 1798-1800
Разбойник, убивающий женщину. 1798-1800
Франсиско Гойя - Семейный портрет короля Карла IV
Семейный портрет короля Карла IV
Франсиско Гойя - Портрет герцога Мануэля Годоя. 1801
Портрет герцога Мануэля Годоя. 1801
Франсиско Гойя - Автопортрет в очках. 1801
Автопортрет в очках. 1801
Франсиско Гойя - Портрет Дона Антонио Норьега. 1801
Портрет Дона Антонио Норьега. 1801
Франсиско Гойя - Портрет дона Рамона де Посада-и-Сото. 1801
Портрет дона Рамона де Посада-и-Сото. 1801
Франсиско Гойя - Портрет Антонии Сарате. 1805
Портрет Антонии Сарате. 1805
Франсиско Гойя - Молодая дама в мантилье и баскине. 1805
Молодая дама в мантилье и баскине. 1805
Франсиско Гойя - Портрет маркизы Санта-Крус. 1805
Портрет маркизы Санта-Крус. 1805
Франсиско Гойя - Отрок Иоанн Креститель в пустыне. 1810
Отрок Иоанн Креститель в пустыне. 1810
Франсиско Гойя - Портрет Антонии Сарате. 1810-1811
Портрет Антонии Сарате. 1810-1811
Франсиско Гойя - Мёртвая птица. 1808-1812
Мёртвая птица. 1808-1812
Франсиско Гойя - Натюрморт с головой барана. 1808-1812
Натюрморт с головой барана. 1808-1812
Франсиско Гойя - Маха и Селестина на балконе. 1808-1812
Маха и Селестина на балконе. 1808-1812
Франсиско Гойя - Колосс. 1808-1812
Колосс. 1808-1812
Франсиско Гойя - Портрет Мануэля Сильвела. 1808-1812
Портрет Мануэля Сильвела. 1808-1812
Франсиско Гойя - Тюремные сцены. 1808-1812
Тюремные сцены. 1808-1812
Франсиско Гойя - Шествие флагеллантов. 1812-1814
Шествие флагеллантов. 1812-1814
Франсиско Гойя - Трибунал инквизиции. 1812-1814
Трибунал инквизиции. 1812-1814
Франсиско Гойя - Сумасшедший дом. 1812-1814
Сумасшедший дом. 1812-1814
Франсиско Гойя - Похороны сардинки. 1812-1814
Похороны сардинки. 1812-1814
Франсиско Гойя - Похороны сардинки. 1813-1814
Похороны сардинки. 1813-1814
Франсиско Гойя - Коррида в разделенных рингах
Коррида в разделенных рингах
Франсиско Гойя - Деревенская коррида. 1812-1814
Деревенская коррида. 1812-1814
Франсиско Гойя - Народное гулянье в день святого Исидора. 1814
Народное гулянье в день святого Исидора. 1814
Франсиско Гойя - Стычка с мамелюками в Мадриде. 1814
Стычка с мамелюками в Мадриде. 1814
Франсиско Гойя - Расстрел повстанцев (Третье мая 1808 года в Мадриде). 1814
Расстрел повстанцев (Третье мая 1808 года в Мадриде). 1814
Франсиско Гойя - Портрет короля Фернандо VII. 1814
Портрет короля Фернандо VII. 1814
Франсиско Гойя - Автопортрет. 1815
Автопортрет. 1815
Франсиско Гойя - Последнее причастие святого Иосифа Саласанского. 1819
Последнее причастие святого Иосифа Саласанского. 1819
Франсиско Гойя - Доктор Арриета и Гойя. 1820
Доктор Арриета и Гойя. 1820
Франсиско Гойя - Кузница. 1815-1820
Кузница. 1815-1820
Франсиско Гойя - Время и две старухи. 1820
Время и две старухи. 1820
Франсиско Гойя - Голова старика. 1819-1820
Голова старика. 1819-1820
Франсиско Гойя - Два старика за едой. 1821-1823
Два старика за едой. 1821-1823
Франсиско Гойя - Сатурн, пожирающий своих детей. 1821-1823
Сатурн, пожирающий своих детей. 1821-1823
Франсиско Гойя - Дуэль на дубинах. 1821-1823
Дуэль на дубинах. 1821-1823
Франсиско Гойя - Паломничество в Сан-Исидро. 1821-1823
Паломничество в Сан-Исидро. 1821-1823
Франсиско Гойя - Фантастическое видение. 1821-1823
Фантастическое видение. 1821-1823
Франсиско Гойя - Парки (Атропос). 1821-1823
Парки (Атропос). 1821-1823
Франсиско Гойя - Шабаш ведьм. 1821-1823
Шабаш ведьм. 1821-1823
Франсиско Гойя - Коррида. 1824
Коррида. 1824
Франсиско Гойя - Воздушный шар
Воздушный шар
Франсиско Гойя - Гефсиманская молитва
Гефсиманская молитва
Франсиско Гойя - Неравный брак
Неравный брак
Франсиско Гойя - Портрет Канваса
Портрет Канваса
Франсиско Гойя - Офорты Капричос. Охота за зубами
Офорты Капричос. Охота за зубами
Франсиско Гойя - Офорты Капричос. Вот они и ощипаны
Офорты Капричос. Вот они и ощипаны
Франсиско Гойя - Офорты Капричос. Ничто не поможет
Офорты Капричос. Ничто не поможет
Франсиско Гойя - Офорты Капричос. Сон разума рождает чудовищ
Офорты Капричос. Сон разума рождает чудовищ
Франсиско Гойя - Офорты Капричос. Вверх и вниз
Офорты Капричос. Вверх и вниз
Франсиско Гойя - Офорты Капричос. Славная наставница
Офорты Капричос. Славная наставница
Франсиско Гойя - Офорты Капричос. Тебе не ускользнуть
Офорты Капричос. Тебе не ускользнуть
Франсиско Гойя - Офорты Капричос. Неужели нас никто не развяжет
Офорты Капричос. Неужели нас никто не развяжет
Франсиско Гойя - Офорты Капричос. Теперь пора
Офорты Капричос. Теперь пора