Николай Константинович Рерих. Живая Этика

«Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях», — говорил о Николае Рерихе известный археолог и исследователь Центральной Азии, академик Алексей Окладников. При любых попытках оценить масштаб его личности понимаешь, что Рерих поистине уникальный феномен культуры: и российской, и индийской, и мировой. Кажется, ему было ведомо многое, скрытое от человечества, и об этом он стремился предупредить, от чего-то предостеречь, а главное – поведать миру нечто очень важное.

Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) известен прежде всего как художник, автор более семи тысяч полотен, украшающих многие мировые музеи, создатель церковных росписей и мозаик, театральных декораций и костюмов. Он – ученый и путешественник, общественный деятель и философ, писатель и поэт. Родился в России, но своими достижениями принадлежит всему миру. Его исследования Центральной Азии обогатили географию и историю, археологию и этнографию; книги Николая Рериха призывают стремиться к знанию и красоте, истине и свету.В 1928 году, после экспедиции, Николай Константинович создал Институт Гималайских исследований «Урусвати». Задачами этого научного учреждения являлись расширение пространства познания, привлечение ученых для изучения разнообразных явлений и энергий, синтез научных и культурных достижений Европы и Азии, сочетание методов эмпирической науки с мета-научными (духовными).
 


 
Еще в пору директорства в Школе Императорского общества поощрения художеств в Петербурге Николай Рерих стремился пропагандировать искусство во всем богатстве и разнообразии его жанров, а, популяризуя театральное искусство, вовлекал своих учеников в художественное оформление спектаклей. В число дисциплин созданного им в Нью-Йорке Мастер-Института объединенных искусств входило также театральное мастерство. Среди театрально-декоративных работ Николая Константиновича – такие постановки, как «Князь Игорь» А. П. Бородина, к которой он создал эскизы костюмов и декорации, «Снегурочка» и «Царь Салтан» Н. А. Римского-Корсакова. В «Весне священной» Рерих выступил не только декоратором, но и в качестве драматурга, став соавтором Игоря Стравинского как в самой идее, так и в создании либретто знаменитого балета.
Николай Рерих во многом открыл Западу и России Индию с ее сердцем – величественными Гималаями. Неслучайно на Востоке художника называли гуру, великим Риши (мудрец в традиции индуизма), Мастером Гор. До него еще никому не удавалось столь ярко и глубоко изобразить средствами живописи величайшие горные вершины мира, не знающие предела красоты, могущества и силы. Этот вечный мир воплощенной природной мудрости – излюбленная тема творчества талантливого русского художника.

Всю жизнь Николай Рерих следовал урокам своих духовных учителей, сам нареченный современниками Водителем Культуры. Пакт Рериха стал первым международным договором в защиту культурных ценностей всего человечества, его символ, рериховское Знамя Мира – знаком всеобщего культурного единения.

Он редко кого осуждал и мало что отрицал. Многое зная и не раскрывая еще больше, Николай Рерих часто повторял свою простую формулу жизни, адресованную всем людям, включая его самого: «пылайте сердцами и творите любовью».
Ему была чужда праздность. Подобно многим великим людям, он находил отдых просто в смене трудовой деятельности.

 

Звезда героя
Вся его жизнь была бесконечной сменой картин и обстоятельств. Знакомые поражались: вместо того, чтобы после Февральской революции занять предложенный ему кабинет «министра изящных искусств» России или дальше трудиться с друзьями и соратниками в любимой Школе Общества поощрения художеств, о которой он мечтал, как о будущей народной Академии, Рерих отправился в далекую Америку. Но и там, за океаном, организовав несколько новых художественных учреждений, Николай Константинович не почил на лаврах, а снарядил экспедицию для многотрудного путешествия в Центральную Азию. В 1929 году он вернулся в Россию, но словно лишь для того, чтобы еще раз убедиться в жизнеспособности своих духовных институтов. К сорокалетней годовщине профессиональной деятельности он получил личные поздравления от десятка тысяч друзей и последователей, однако все его помыслы уже были заняты скорейшей организацией нового научного института в Гималаях.

Рядом с ним всегда находилась Елена Ивановна – жена, верная сподвижница и советница во всех делах.
Николай и Елена… величие и глубина духа каждого из этих двух творцов, волею мудрой судьбы сведенных в семейный союз, нашли свое выражение в многогранном творчестве, щедро раскрывающем для нас все богатство духовного Космоса. Два пламенных сердца, объединенные в едином стремлении человечеству, в едином стремлении возвысить нашу жизнь великим знанием и красотой. Его корни ведут в древнюю Скандинавию, прославленную бесстрашными воинами; она – из рода Голенищевых-Кутузовых, состояла в родстве с Михаилом Кутузовым и Модестом Мусоргским, с ранних лет изучала философию и религии, профессионально занималась музыкой, создала целый ряд литературно-философских произведений.

Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова, 1879— 1955) была выдающимся мыслителем своего времени, истинным подвижником и верным соратником мужа. Всю жизнь она посвятила объединению философии Востока с достижениями западной науки. Почетный президент Института «Урусвати», автор многих духовно-философских работ и переводчик на русский язык монументальной «Тайной доктрины» Е. П. Блаватской, Елена Ивановна являлась истинным духовным лидером своей семьи, Ведущей. С детства ей виделись пророческие сны, связанные с образом духовного Учителя и мудрого наставника жизни. Впоследствии изучение философии, религий, мировых учений помогло ей понять то, что шло от Учителя.

 

Путь в Шамбалу
С 1920 года Елена Ивановна стала записывать свои беседы с Великим Учителем, который передавал ей знания о прошлом, настоящем и будущем нашей планеты. Он говорил о жизни Космоса, о его беспредельности, о множественности миров различных измерений и состояний материи, которые энергетически взаимодействуют между собой; о жизненной энергии, которая пронизывает все сущее и называется на санскрите Агни (Огонь). Он повествовал о Законах Космоса, об их влиянии на земную жизнь, на жизнь обычного человека; об Общине как единственном способе разумного человеческого бытия; о человеческом сердце как источнике подлинной духовности и знания; о роли России в космической эволюции. Со временем все эти записи оформились Еленой Ивановной в философское учение, известное как Агни-Йога, или Живая Этика. Николай Константинович отразил идеи этого философского учения в своих изумительных живописных полотнах, а также многочисленных литературных произведениях и публицистических очерках.

Николай и Елена Рерихи были убеждены, что жизнь человечества есть часть эволюции Космоса. Индийская философия и народная традиция называет Учителей человечества великими мудрецами, Махатмами, что означает «Великая Душа». Рерихи по мере возможности старались познакомить с Их учением – Живой Этикой – весь мир.

В 1926 году Николай и Елена Рерихи, будучи проездом в Москве во время своей экспедиции в Монголию, передали руководителям СССР в лице наркома Г.В. Чичерина «послание Махатм». Наверное, высокому чину было удивительно получить такое письмо… ведь Сокровенную Страну, где прибывают Великие Учителя, хранители древних знаний и мудрости, упорно искали и ищут самые разные люди на Земле.

Еще сюжеты восточных и западных легенд повествовали о стране мудрецов, куда «простым смертным» нет хода. Достичь этого места на Земле может только человек высокодуховный, тот, кого сами Учителя захотят видеть, чтобы передать свои удивительные познания. Обитель Света, как именовали Шамбалу Николай Константинович и его единомышленники, неудержимо притягивала к себе представителей человечества подобно духовному магниту. Шамбала стала судьбой Рерихов. В 20-30-е годы 20 века представители этого семейства совершили две нелегкие экспедиции, зачастую подвергаясь реальной опасности, замерзая от степных холодов и увязая в снегах, сковывавших на смерть их караван, чудом избегали гибели при нападениях банд разбойников и противостояли козням британской разведки, стремившейся сорвать экспедицию. Но они доверяли Зову и руководству своих Учителей, с которыми у Рерихов установилась духовная связь.
 
Нашли ли они Шамбалу, ведь путь к ней начинается в собственном сердце.

 

Альбомный лист

 

Ангел Последний

 

Батухалка, столица Внутренней Монголии

 

Белый и Горний

 

Белый камень

 

Болота Цайдама

 

Великий дух Гималаев

 

Весть орла

 

Весь хребет. Из серии Гималаи

 

Волны тумана. Из серии Гималаи

 

Гималаи. 2

 

Гималаи. 3

 

Гималаи (Лунные горы)

 

Гималаи. Дождь

 

Гималаи. Около Сандахпу

 

Гималаи. Цепь Канченджанги

 

Гималаи. Этюд 2

 

Гималаи. Этюд 3

 

Гималаи. Этюд 4

 

Гималаи. Этюд 5

 

Гималаи. Этюд 6

 

Гималаи. Этюд 7

 

Гималаи. Этюд 8

 

Гималаи. Этюд 9

 

Гималаи. Этюд 10

 

Гималаи. Этюд 11

 

Гималаи. Этюд 1

 

Гималаи. розовые горы

 

Гора «М»

 

Гора Колокола. Альбомный лист

 

Гора пяти сокровищ (Два мира). Из серии «Святые горы»

 

Гора Шатровая. Из серии «Святые горы»

 

Горный этюд

 

Граница Тибета. Цайдам

 

Гундла. Из серии «Лахул»

 

Гуру-Гури-Дхар

 

Держатель чаши. Монголия

 

Догра Юмцо

 

Дордже дерзнувший. Из серии Знамёна Востока

 

Древний Псков

 

Дэвита

 

Жар-Цвет. Из серии Его Страна

 

Жемчуг исканий. Из серии Его Страна

 

Замок в Ладакхе

 

Западные Гималаи

 

Утренняя звезда

 

Звенигород

 

Избушка в горах. Эскиз декорации к драме Г.Ибсена Пер Гюнт

 

Илья Пророк

 

Исса и голова великана

 

Камни Ладакха

 

Канченджанга. 2

 

Канченджанга. 3

 

Капли жизни. Из серии Сикким

 

Каракиргизы

 

Каракорум. Путь на Туркестан

 

Карга. Альбомный лист

 

Карданг. Альбомный лист

 

Карданг. Этюд

 

Кашмир

 

Коксар

 

Куан-ин

 

Ладакх. Закат

 

Ладакх

 

Лахул. 2

 

Лахул

 

Лотос

 

Мадонна Орифламма

 

Мать мира — 1930-е

 

Миларепа услышавший. Из серии Знамёна Востока

 

Монголия. Холмы Чахара

 

Мост славы

 

На Кайлас. Лахул

 

Нанда Дэви

 

Озеро Нагов

 

Озеро Нагов. Кашмир

 

Оттуда

 

Падма Самбгава. Из серии Знамёна Востока

 

Палден Лхамо

 

Палден Лхамо

 

Пантелеймон Целитель

 

Перевал Сугет

 

Покаяние

 

Половецкий стан. Эскиз декорации к «Половецким пляскам»

 

Помни. Из серии Его Страна

 

Приказ Ригден-Джапо

 

Пророк Магомет

 

Путь на Кайлас

 

Путь на Кайлас. Из серии «Святые горы»

 

Путь на Тибет

 

Рассвет (незакончена)

 

Река Чандра

 

Река Чандра. Этюд

 

Рерих — Кришна

 

Св. Франциск

 

Светлый витязь

 

Святые пещеры

 

Святыни и твердыни. Из одноимённой серии

 

Священная Тангла

 

 Священные Гималаи

 

Священные Гималаи. 2

 

Сергиева пустынь

 

Сжигание тьмы

 

Сиссу. Монастырь

 

Скрижали завета

 

Сокровенное (Сокровище горы)

 

Сокровище Мира

 

София Премудрость

 

Спешащий. Из серии Его Страна

 

Стан в Коксаре

 

Старейший-мудрейший. Эскиз декорации

 

Старый Псков. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Псковитянка

 

Стражи снега

 

Странник Светлого Града

 

Твердыня духа

 

Твердыня Тибета (Басго)

 

Терем Ярославны. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина Князь Игорь

 

Тибет. Гималаи. 2

 

Тибет. Гималаи

 

Тибет. Дзонг

 

Тибет. Монастырь гелукпа

 

Тибет. У Брахмапутры

 

Тибет

 

Тибетская крепость

 

Тибетские озёра

 

Тибетский путь

 

Тимур Хада

 

Три меча. Рисунки на камне. Лахул

 

Три меча. Этюд

 

Труды Богоматери. Этюд

 

Форт Бхарагарх

 

Цаган-Куре. Внутренняя Монголия

 

Чандра-Бхага (Путь на Трилокнатх)

 

Ченрези

 

Шамбале Даик

 

Шекар Дзонг

 

Эверест

 

Эльбрус, Кавказ. Альбомный лист

 

Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского «Весна священная»

 

Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского «Весна священная»_2

 

Этюд с образом Майтреи, высеченным на скале

 

Агни Йога

 

Александр Невский

 

Баян, 1910. Декоративное панно из сюиты Богатырский фриз

 

Благословенная душа. Бхагаван Шри Рамакришна

 

Бой со змеем

 

Брахмапутра

 

Бэда-проповедник

 

В монастыре, 1914

 

Ведущая

 

Веления неба, 1915

 

Великая жертва

 

Вестник, 1946

 

Вечер

 

Вечная Матерь. Жанна д Арк

 

Витязь, 1910. Декоративное панно из сюиты Богатырский фриз

 

Воскресенский монастырь в Угличе

 

Вьяса Кунд

 

Гималаи (Голубые горы)

 

Гималаи, 1941. Картина из серии Гималаи

 

Гималаи. Горы, освещенные закатным солнцем

 

Гималаи. Розовый пик

 

Гнездо преблагое

 

Голубиная книга

 

Гонец. Восстал род на род

 

Гуга Чохан. Кулута

 

Гумран

 

Гэсер-хан, 1941

 

Держательница Мира

 

Дозор Гималаев

 

Дозор. 1905

 

Дом Сольвейг

 

Древо преблагое (Гнездо преблагое — глазам прельщение), 1912

 

Единоборство Мстислава с Редедей

 

Ждущая. 1941

 

Заклятие земное. 1907

 

Заморские гости

 

Заратустра

 

Змиевна, 1906

 

Змий Древний

 

Знаки Христа

 

Знамение. 1915

 

Знамя грядущего, 1925

 

Зов неба. Молния

 

И не убоимся

 

И несем свет, 1922

 

И открываем врата, 1922

 

Идолы. 1901

 

Изборск. Крест на Труворовом городище. 1903

 

Княжья охота. Утро, 1901

 

Ковка меча (Нибелунги). 1941

 

Конфуций Справедливый

 

Конь счастья. 1925

 

Корабль Тристана, 1912. Эскиз декорации к опере Р.Вагнера Тристан и Изольда

 

Королевский монастырь. Тибет

 

Короны. 1914

 

Кострома. Терем бояр Романовых, 1903

 

Красные кони, 1925

 

Крик змия, 1913

 

Кришна

 

Кулута (Горы перед рассветом), 1935

 

Кулута. Горы перед рассветом

 

Майтрейя Победитель. 1925

 

Мать Чингисхана

 

Мельница в горах, 1912. Эскиз декорации для постановки драмы Г.Ибсена Пер Гюнт в Московском Художественном театре в 1912 году

 

Мехески — лунный народ

 

Меч Гэсера

 

Микула Селянинович

 

Монастырские стены и башни Печоры. 1903

 

Настасья Микулична

 

Небесный бой

 

Нижний Новгород. Кремлёвские стены. 1903

 

Нижний Новгород. Строжевая башня. 1903

 

Никола Можайский, 1920

 

Новгородский погост. Северная Русь

 

Печоры. Монастырские стены и башни, 1903. Второй вариант

 

Печоры. Монастырские стены и башни. 1903

 

Печоры. Полуверка, 1903

 

Пещеры в скалах. Нью-Мексико, 1921

 

Пещное действо (XVII век), 1907. Эскиз декорации для постановки мистерии Три волхва в Старинном театре в Петербурге

 

Покорение Казани

 

Половецкий стан, 1909. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина Князь Игорь

 

Поморяне. Утро. 1906

 

Поход Игоря

 

Поцелуй земле

 

Превыше гор, 1924

 

Пречистый град — врагам озлобленье

 

Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится

 

Псков. Общий вид Кремля, 1903

 

Псков. Окна старого дома, 1903

 

Путивль

 

Река в Гималаях. Сантана

 

Ростов Великий. Вход в Кремль. 1903

 

Ростов Великий. Церковь Иоанна Богослова. 1903

 

Ростов Великий. Церковь Спаса на Сенях, 1903

 

Ростов Великий. Церковь Спаса на Сенях, 1904

 

Русская Пасха

 

Святая Великомученица, 1907. Фрагмент Пермского иконостаса

 

Святой Никола

 

Святой остров. 1917

 

Святой Сергий Радонежский

 

Святые Борис и Глеб

 

Сергий-строитель, 1942

 

Сеча при Керженце

 

Славяне на Днепре. 1905

 

Снегурочка и Лель, 1921

 

Сокровище Ангелов, 1905

 

Спас Нередица. Древний Новгород

 

Строят ладьи

 

Суздаль. Монастырь Александра Невского. 1903

 

Твердыня стен. 1925

 

Тень Учителя. Тибет

 

Успенская Пароменская церковь в Пскове. Начало 1900-х

 

Холмы, 1915

 

Цветы Тимура (Огни победы), 1931

 

Церковь на Ишне. Ростов Великий

 

Чудо. Явление Мессии, 1923

 

Чэнрези. Западный Тибет

 

Юрьев-Польский. Георгиевский собор, 1903

 

Ярославль. Церковь Святого Власия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *