«Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях», — говорил о Николае Рерихе известный археолог и исследователь Центральной Азии, академик Алексей Окладников. При любых попытках оценить масштаб его личности понимаешь, что Рерих поистине уникальный феномен культуры: и российской, и индийской, и мировой. Кажется, ему было ведомо многое, скрытое от человечества, и об этом он стремился предупредить, от чего-то предостеречь, а главное – поведать миру нечто очень важное.
Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) известен прежде всего как художник, автор более семи тысяч полотен, украшающих многие мировые музеи, создатель церковных росписей и мозаик, театральных декораций и костюмов. Он – ученый и путешественник, общественный деятель и философ, писатель и поэт. Родился в России, но своими достижениями принадлежит всему миру. Его исследования Центральной Азии обогатили географию и историю, археологию и этнографию; книги Николая Рериха призывают стремиться к знанию и красоте, истине и свету. В 1928 году, после экспедиции, Николай Константинович создал Институт Гималайских исследований «Урусвати». Задачами этого научного учреждения являлись расширение пространства познания, привлечение ученых для изучения разнообразных явлений и энергий, синтез научных и культурных достижений Европы и Азии, сочетание методов эмпирической науки с мета-научными (духовными).
Еще в пору директорства в Школе Императорского общества поощрения художеств в Петербурге Николай Рерих стремился пропагандировать искусство во всем богатстве и разнообразии его жанров, а, популяризуя театральное искусство, вовлекал своих учеников в художественное оформление спектаклей. В число дисциплин созданного им в Нью-Йорке Мастер-Института объединенных искусств входило также театральное мастерство. Среди театрально-декоративных работ Николая Константиновича – такие постановки, как «Князь Игорь» А. П. Бородина, к которой он создал эскизы костюмов и декорации, «Снегурочка» и «Царь Салтан» Н. А. Римского-Корсакова. В «Весне священной» Рерих выступил не только декоратором, но и в качестве драматурга, став соавтором Игоря Стравинского как в самой идее, так и в создании либретто знаменитого балета.
Николай Рерих во многом открыл Западу и России Индию с ее сердцем – величественными Гималаями. Неслучайно на Востоке художника называли гуру, великим Риши (мудрец в традиции индуизма), Мастером Гор. До него еще никому не удавалось столь ярко и глубоко изобразить средствами живописи величайшие горные вершины мира, не знающие предела красоты, могущества и силы. Этот вечный мир воплощенной природной мудрости – излюбленная тема творчества талантливого русского художника. Всю жизнь Николай Рерих следовал урокам своих духовных учителей, сам нареченный современниками Водителем Культуры. Пакт Рериха стал первым международным договором в защиту культурных ценностей всего человечества, его символ, рериховское Знамя Мира – знаком всеобщего культурного единения. Он редко кого осуждал и мало что отрицал. Многое зная и не раскрывая еще больше, Николай Рерих часто повторял свою простую формулу жизни, адресованную всем людям, включая его самого: «пылайте сердцами и творите любовью».
Ему была чужда праздность. Подобно многим великим людям, он находил отдых просто в смене трудовой деятельности.
Вся его жизнь была бесконечной сменой картин и обстоятельств. Знакомые поражались: вместо того, чтобы после Февральской революции занять предложенный ему кабинет «министра изящных искусств» России или дальше трудиться с друзьями и соратниками в любимой Школе Общества поощрения художеств, о которой он мечтал, как о будущей народной Академии, Рерих отправился в далекую Америку. Но и там, за океаном, организовав несколько новых художественных учреждений, Николай Константинович не почил на лаврах, а снарядил экспедицию для многотрудного путешествия в Центральную Азию. В 1929 году он вернулся в Россию, но словно лишь для того, чтобы еще раз убедиться в жизнеспособности своих духовных институтов. К сорокалетней годовщине профессиональной деятельности он получил личные поздравления от десятка тысяч друзей и последователей, однако все его помыслы уже были заняты скорейшей организацией нового научного института в Гималаях. Рядом с ним всегда находилась Елена Ивановна – жена, верная сподвижница и советница во всех делах.
Николай и Елена… величие и глубина духа каждого из этих двух творцов, волею мудрой судьбы сведенных в семейный союз, нашли свое выражение в многогранном творчестве, щедро раскрывающем для нас все богатство духовного Космоса. Два пламенных сердца, объединенные в едином стремлении человечеству, в едином стремлении возвысить нашу жизнь великим знанием и красотой. Его корни ведут в древнюю Скандинавию, прославленную бесстрашными воинами; она – из рода Голенищевых-Кутузовых, состояла в родстве с Михаилом Кутузовым и Модестом Мусоргским, с ранних лет изучала философию и религии, профессионально занималась музыкой, создала целый ряд литературно-философских произведений. Елена Ивановна Рерих (урожденная Шапошникова, 1879— 1955) была выдающимся мыслителем своего времени, истинным подвижником и верным соратником мужа. Всю жизнь она посвятила объединению философии Востока с достижениями западной науки. Почетный президент Института «Урусвати», автор многих духовно-философских работ и переводчик на русский язык монументальной «Тайной доктрины» Е. П. Блаватской, Елена Ивановна являлась истинным духовным лидером своей семьи, Ведущей. С детства ей виделись пророческие сны, связанные с образом духовного Учителя и мудрого наставника жизни. Впоследствии изучение философии, религий, мировых учений помогло ей понять то, что шло от Учителя.
С 1920 года Елена Ивановна стала записывать свои беседы с Великим Учителем, который передавал ей знания о прошлом, настоящем и будущем нашей планеты. Он говорил о жизни Космоса, о его беспредельности, о множественности миров различных измерений и состояний материи, которые энергетически взаимодействуют между собой; о жизненной энергии, которая пронизывает все сущее и называется на санскрите Агни (Огонь). Он повествовал о Законах Космоса, об их влиянии на земную жизнь, на жизнь обычного человека; об Общине как единственном способе разумного человеческого бытия; о человеческом сердце как источнике подлинной духовности и знания; о роли России в космической эволюции. Со временем все эти записи оформились Еленой Ивановной в философское учение, известное как Агни-Йога, или Живая Этика. Николай Константинович отразил идеи этого философского учения в своих изумительных живописных полотнах, а также многочисленных литературных произведениях и публицистических очерках. Николай и Елена Рерихи были убеждены, что жизнь человечества есть часть эволюции Космоса. Индийская философия и народная традиция называет Учителей человечества великими мудрецами, Махатмами, что означает «Великая Душа». Рерихи по мере возможности старались познакомить с Их учением – Живой Этикой – весь мир.
В 1926 году Николай и Елена Рерихи, будучи проездом в Москве во время своей экспедиции в Монголию, передали руководителям СССР в лице наркома Г.В. Чичерина «послание Махатм». Наверное, высокому чину было удивительно получить такое письмо… ведь Сокровенную Страну, где прибывают Великие Учителя, хранители древних знаний и мудрости, упорно искали и ищут самые разные люди на Земле.
Еще сюжеты восточных и западных легенд повествовали о стране мудрецов, куда «простым смертным» нет хода. Достичь этого места на Земле может только человек высокодуховный, тот, кого сами Учителя захотят видеть, чтобы передать свои удивительные познания. Обитель Света, как именовали Шамбалу Николай Константинович и его единомышленники, неудержимо притягивала к себе представителей человечества подобно духовному магниту. Шамбала стала судьбой Рерихов. В 20-30-е годы 20 века представители этого семейства совершили две нелегкие экспедиции, зачастую подвергаясь реальной опасности, замерзая от степных холодов и увязая в снегах, сковывавших на смерть их караван, чудом избегали гибели при нападениях банд разбойников и противостояли козням британской разведки, стремившейся сорвать экспедицию. Но они доверяли Зову и руководству своих Учителей, с которыми у Рерихов установилась духовная связь.
Нашли ли они Шамбалу, ведь путь к ней начинается в собственном сердце.