
Находили ли его гением современники – большой вопрос, но странным и причудливым – очевидно.
Рембрандт за всю свою жизнь практически не поменял манеры письма. Она у него была сугубо индивидуальной, именно рембрандтовской. Он писал энергичным, ярким мазком, буквально набрасываясь на холст. Очень часто применял практически масляное тесто. Работал не только кистью, но и мастихином, шпателем, рукой. На некоторых работах даже остались отпечатки пальцев художника.
Нужно помнить, что Рембрандт жил и творил в эпоху, в которой ценилось не просто гладкое, но зализанное письмо, и поэтому его странная, энергичная, грязноватая, шероховатая манера наложения краски очень многих не устраивала. Однажды Рембрандт даже в сердцах сказал, что он не сапоги чистит, а пишет картины.И, тем не менее, он стал очень востребован и знаменит. Даже появилась мода на Рембрандта и заказчики буквально выстраивались в очередь у мастерской живописца.
Одни видели в Рембрандте скандальность, безнравственность, жажду сорить деньгами и одновременно скопидомство. Другие видели почтенного человека, любившего свой дом и свое тихое место у очага; однолюба, который лишь вследствие горькой судьбы своей оказался практически трижды женат. Он не умел держать расчеты в порядке, мало тратил денег на собственный комфорт, но расточал их на прихоти своего ума. Был неуживчив, любил одиночество и одновременно им тяготился. Никогда не был окружен роскошью как роскошью, его сокровища в виде художественных ценностей были исключительно необходимой ему натурой и его отдушиной.
![]() |
Автопортрет с Саскией Эйленбург на коленях (ок.1635) |
Что же касается долгов, то они были у него даже тогда, когда в одном дошедшем до нас письме он называл себя богатым. Цену этого богатства, пожалуй, лучше всех знал верный, любящий, бесконечно восхищенный гением отца сын Титус, ни разу не отступивший и оставшийся рядом до последнего своего вздоха. Именно сын скупит большую часть отцовских долговых расписок. Вернет их отцу. И Рембрандт, верный себе, ничего не имеющий за душой и обязанный Титусу и кровом и куском хлеба, тут же приобретет за тысячу флоринов картину Ганса Гольбейна младшего и с новыми силами начнет рисовать. А заниматься этим он мог сутками без устали.Рембрандт родился восьмым ребенком в семье мельника Хармена Герритсзона ван Рейн. Мать художника Корнелия была дочерью булочника. В родовых кланах Хармена и Корнелии были хлебопеки, жерновщики, сапожники и только один художник.Рембрандт мало походил на своих старших братьев, которые рано забросили всякое учение и посвятили себя фамильному ремеслу. У мальчика всегда была тяга к знаниям и старый мельник его в этом всегда поддерживал. Сначала — латинская школа, а в четырнадцать лет он уже студент Лейденского университета на факультете теологии и права.Но главной страстью юноши стала живопись, обучаться которой он начал с тринадцатилетнего возраста, сначала в родном Лейдене, затем в Амстердаме. В двадцать лет он уже пишет в своей мастерской, которую основал вместе с другом Яном Ливенсом. Здесь его находит первая известность: крупные заказы, ученики, знатные покровители. Первые хвалебные отзывы в газетах — восхищенное удивление растерзанным светом Рембрандта в его Иуде, что возвращает тридцать серебряников, и мнение, что великим древнегреческим живописцам, искусно владевшим светотенью, не удалось бы сотворить то, что какой-то голландский мальчишка, мельник, у которого и борода-то еще не выросла, смог выразить в человеческом лице.
![]() |
Портрет пожилого мужчины в красном (между 1652 и 1654) |
Новаторская картина Рембрандта «Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа» приносит живописцу большой успех. Художник принимает почтительные визиты знатных особ, наносит ответные. Во время одного из них в его жизнь входит двадцатилетняя дочь бургомистра города Леувардена — Саския ван Эйленбюрх. Саския образована, богата, за ней сорок тысяч флоринов.5 июня 1633 года происходит их помолвка, а ровно через год, день в день, брачный венец. 1635 – у молодоженов новый дом, своя мастерская, рождение первенца – он умрет через десять месяцев. В первые недели своей маленькой жизни уйдут и две дочери. Последнее дитя, четвертое, сын Титус – выживет. 1644 год переломный в жизни Рембрандта. Ему тридцать шесть, но уже нет в живых Саскии – наследственный туберкулез.
Гнущее к земле горе и колоссальный успех картины, известной всему миру как «Ночной дозор». Эту картину не пощадят ни время, ни люди. Еще в 1715 обрежут со всех сторон, так как холст не проходил в двери королевских покоев. А копоть веков, что затуманит лак, введет в заблуждение даже известного английского критика Джона Рескина, который заметит, что если лучшие художники пишут прекрасные сюжеты при свете дня, то Рембрандт изображает нечто, что он рассматривает почти в темноте. Но после расчистки и реставрации «Ночной дозор» окажется скорее дневным.
Традиция групповых портретов Голландии существовала задолго до Рембрандта. Классический его вариант – выстроенные в ряд все участники действия под сенью развернутых штандартов и знамен. Добропорядочные амстердамские аркебузиры рассчитывали за свои деньги получить нечто подобное. Каждый вносил определенную сумму, и от оплаты зависело место расположения лица на холсте.
«Ночной дозор» восхитит, но только не тех, кто был на нем расположен. Мало того, что на картине появились какие-то дополнительные персонажи, например, фигурка таинственной девочки с чертами Саскии, так еще и лица многих заказчиков оказались на задворках. Аркебузиры обиделись, но вступить в открытый конфликт с уже прославленным в те годы живописцем не решились.
![]() |
Возвращение блудного сына (1668) |
Рембрандт никогда не выезжал за пределы Голландии. С трудами ренессансных мастеров, разумеется, был знаком. Но его методы, приемы и технологии во многом являют собой откровения.С особой охотой он писал близких — любимую Саскию, своих многочисленных братьев и сестер, с почтением и легкой грустью неизбежное увядание родителей. Образ старца на «Портрете отца» (1626) напоминает изображение ветхозаветных пророков. Характерная особенность – персонажи Рембрандта чаще всего смотрят в себя. Такова и матушка, которая так и останется одной из излюбленных моделей художника. Скромная, постаревшая дочь булочника – это ее просветленность в пророчице Анне, которая согласно библейскому преданию смогла распознать в обычном ребенке будущего Спасителя рода человеческого. А духовную наполненность отца и матери словно закодирует уже зрелый талант их сына в его знаменитых портретах безымянных стариков.
В картине «Снятие с креста»(1634) главным достижением Рембрандта станет цельность многофигурной композиции, и решит он эту задачу только светом. Три ипостаси святой легенды – снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы живописец осветит тремя различными источниками света, интенсивность которых будет убывать в контексте с уменьшением значения сцены.
Мазок художника всегда неровен, стремителен, словно брошен. Работал он быстро. Само искусство находил самым уважаемым ремеслом, а те, кто видели его за работой, вспоминали, что он мог без жалости замазать прекрасную модель, лишь бы заставить сиять ярче одну единственную жемчужину. Он делал все по-своему и был необычайно темпераментным живописцем.
Однажды на плоскости гравюры Рембрандт столкнет символику и интенсивность черного и белого. Найдет, что вне цвета выявляется сама структура. Гравировать будет артистично, используя технологию мельчайших штришков, зарубок, надрезов. Именно из гравюр в его живопись перейдет упоение светотенью.
При этом Рембрандт не любил прорисовывать незначащие детали. Он считал, что если лицо, колье и правая рука изображены тщательно, то для левой достаточно лишь намека.
Самым востребованным натурщиком для Рембрандта оказался он сам. Количество его автопортретов огромно, более сотни, и все они меньше всего самолюбование, скорее эксперименты, опыты над самим собой.
«Возвращение блудного сына» (1668) — его последнее великое полотно, его завещание. Притчу о блудном сыне Рембрандт полагал самым глубоким местом в святом писании, самым близким сердцу грешника. Находил, что если бы в евангелии была только эта притча, из нее одной можно было бы получить полное представление о любви Бога к человеку.
Рембрандт не был святым и жил порой не очень правильно, но внутренний гений его праведно чувствовал.
Палитра скупа, техника виртуозна: кисть, шпатель, черенок кисти, а знаменитую пяту левой ноги блудного сына художник пишет просто пальцем. Но, пожалуй, самое сильное впечатление – это руки старца. Теперь только тишина, только свет и равновесный покой.
4 октября 1669 года в возрасте шестидесяти трех лет Рембрандт тоже обретет свой равновесный покой. О его кончине не будет никакого официального сообщения. Только в церковной книге скупая запись: «8 октября… Рембрандт ван Рейн, художник… гроб и шестнадцать носильщиков… общий расход – двадцать флоринов».
Рембрандт останется в веках гуманистом, человеколюбом, способным превратить дорожную пыль в злато, скромную служанку в королеву, немощного старца в пророка.
Эжен Делакруа много позже скажет: «Самое прекрасное и редкостное – это правда». И это о нем – о чудаке и гении по имени Рембрандт.
![]() |
Побиение камнями св.Стефана (1625) |
![]() |
Продавец очков (1624-1626) |
![]() |
Концерт (аллегория музыки) (1626) |
![]() |
Товит и Анна с козлёнком (1626) |
![]() |
Валаам и его осёл (1626) |
![]() |
Паламедес перед Агамемноном (1626) |
![]() |
Изгнание торговцев их храма (1626) |
![]() |
Скупец (1627) |
![]() |
Портрет мужчины в берете с пером (1626-1627) |
![]() |
Давид приносит голову Голиафа царю Саулу (ок.1627) |
![]() |
Самсон и Далила (1628) |
![]() |
Диспут апостолов Петра и Павла (1628) |
![]() |
Принесение во храм (1627-1628) |
![]() |
Художник в своей студии (1626-1628) |
Автопортрет в раннем возрасте (1628) |
![]() |
Автопортрет в раннем возрасте (1629) |
![]() |
Автопортрет в 23 года (1629) |
![]() |
Андромеда (ок.1629) |
![]() |
Иуда возвращает 30 серебряников (1629) |
![]() |
Ужин в Эммаусе (ок.1529) |
![]() |
Давид играет на арфе Саулу (ок.1629) |
![]() |
Автопортрет в берете с пером (1629) |
![]() |
Спящий мужчина (1629) |
![]() |
Мужчина в шапочке (1630) |
![]() |
Автопортрет (1630) |
![]() |
Портрет смеющегося молодого человека (1630) |
![]() |
Портрет смеющегося мужчины (1629-1630) |
![]() |
Портрет пожилого мужчины в профиль (эскиз) (1630) |
![]() |
Пророк Иеремия (1630) |
![]() |
Анна и слепой Товит (ок.1630) |
![]() |
Воскрешение Лазаря (ок.1630) |
![]() |
Принесение во храм (1630) |
![]() |
Апостол Пётр в тюрьме (1631) |
![]() |
Распятие (1631) |
![]() |
Пожилой мужчина в чёрном берете и с золотой цепью (1631) |
![]() |
Старик в военной одежде (портрет отца) (ок.1631) |
![]() |
Похищение Прозерпины (ок.1631) |
![]() |
Пожилая женщина (возможно, мать Рембрандта в виде пророчицы Анны (1631) |
![]() |
Минерва (1631) |
![]() |
Принц Руперт Палатинский с учителем (ок.1631) |
![]() |
Портрет Николаса Рутса (1631) |
![]() |
Портрет учёного (1631) |
![]() |
Автопортрет (1630-1631) |
![]() |
Автопортрет в восточном костюме с пуделем (1631) |
![]() |
Портрет Мауритца Хайгенса (1632) |
![]() |
Портрет Якоба III де Гейна (1632) |
![]() |
Героиня из Ветхого завета (1632) |
![]() |
Мужской портрет (ок.1632) |
![]() |
Портрет молодой женщины (1632) |
![]() |
Портрет молодой женщины (ок.1632) |
![]() |
Похищение Европы (1632) |
![]() |
Человек в восточном костюме (Благородный славянин) (1632) |
![]() |
Мужской портрет (1632) |
![]() |
Портрет Мартена Лутена (ок.1632) |
![]() |
Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа (1632) |
![]() |
Философ в размышлении (1632) |
![]() |
Портрет судостроителя Яна Рейксена с его женой Грет Дженс (1633) |
![]() |
Портрет Альберта Купера (1632) |
![]() |
Автопортрет без шляпы (1633) |
![]() |
Автопортрет с золотой цепью (1633) |
![]() |
Корнелия Пронк, жена Альберта Купера (1633) |
![]() |
Портрет молодой женщины (1633) |
![]() |
Женский портрет (1633) |
![]() |
Портрет Саскии ван Эйленбург (1633) |
![]() |
Портрет Саскии ван Эйленбург (1633) |
![]() |
Воздвижение креста (1633) |
![]() |
Снятие с креста (1633) |
![]() |
Портрет Иоганнеса ван Витенборга (1633) |
![]() |
Портрет молодой женщины с веером (1633) |
![]() |
Беллона (1633) |
![]() |
Буря на море Галилейском (1633) |
![]() |
Иосиф рассказывает свои сны (1633) |
![]() |
Даниил и царь Кир у идола Ваала (1633) |
![]() |
Юдифь на пиру Олоферна (вариант — Артемисия) (1634) |
![]() |
Самсон и Далила (1634) |
![]() |
Учёный, сидящий за столом (1634) |
![]() |
Флора (Саския ван Эйленбург в образе Флоры) (1634) |
![]() |
Портрет Дирка Янса Пессера (ок.1634) |
![]() |
Портрет Aechje Claesdr (1634) |
![]() |
Портрет Хези ван Клейбург (1634) |
![]() |
Автопортрет с вельветовым беретом (1634) |
![]() |
Портрет Мартена Сулманса (1634) |
![]() |
Святое семейство (ок.1634) |
![]() |
‘Ecce Homo’ (1634) |
![]() |
Снятие с креста (1634) |
![]() |
Амур, пускающий мыльные пузыри (1634) |
![]() |
Портрет мужчины в берете с пером (ок.1635) |
![]() |
Портрет Филипса Лукаса (1635) |
![]() |
Штудия головы пожилой женщины (мать Рембрандта) (ок.1630-1635) |
![]() |
Портрет мужчины в тюрбане (1635) |
![]() |
Мужчина в восточном одеянии (ок.1635) |
![]() |
Самсон угрожает своему отцу (1635) |
![]() |
Портрет Саскии ван Эйленбург, 1612-1642 (1635) |
![]() |
Саския ван Эйленбург в аркадском костюме (1635) |
![]() |
Диана и Актеон (возможно, 1635) |
![]() |
Похищение Ганимеда (1635) |
![]() |
Проповедь св.Иоанна Крестителя (1635) |
![]() |
Оплакивание Христа (ок.1635) |
![]() |
Жертвоприношение Авраама (1635) |
![]() |
Апостол Павел (1635) |
![]() |
Даная (1636) |
![]() |
Сусанна (1636) |
![]() |
Польский дворянин (1637) |
![]() |
Старушка с книгой (ок.1637) |
![]() |
Ангел, покидающий семейство Товия (1637) |
![]() |
Притча о работниках на винограднике (1637) |
![]() |
Самсон на свадьбе (1638) |
![]() |
Пир Вальтасара (ок.1636-1638) |
![]() |
Христос является Марии Магдалине у гроба (1638) |
![]() |
Каменный мост (ок.1638) |
![]() |
Пейзаж с обелиском (1638) |
![]() |
Пейзаж с добрым самарянином (1638) |
![]() |
Портрет Саскии ван Эйленбург, жены художника (1634-1638) |
![]() |
Портрет матери художника (1639) |
![]() |
Мёртвые павлины (ок.1639) |
![]() |
Портрет стоящего мужчины (1639) |
![]() |
Портрет молодого человека (ок.1639) |
![]() |
Портрет молодой женщины (возможно, Марии Трип, 1619-1683) |
![]() |
Портрет Aletta Adriaensdr (1639) |
![]() |
Положение во гроб (ок.1635-1639) |
![]() |
Воскресение Христа (1636) |
![]() |
Вознесение Христа (1636-1639) |
![]() |
Автопортрет в возрасте 34 лет (1640) |
![]() |
Портрет Германа Думера (1640) |
![]() |
Портрет Бартье Мартенс Домер (ок.1640) |
![]() |
Святое семейство (1640) |
![]() |
Авраам и три ангела (1630-1640) |
![]() |
Портрет Агаты Бас (1641) |
![]() |
Девушка в картинной раме (1641) |
![]() |
Проповедник Ансло и его жена (1641) |
![]() |
Групповой портрет роты стрелков Франса Бенинга Когта и Уильяма ван Рейтенбурха (Ночной дозор) (1642) |
![]() |
Давид и Ионафан (1642) |
![]() |
Саския ван Эйленбург в помпезном платье (между 1634 и 1642) |
![]() |
Пейзаж с замком (ок.1642) |
![]() |
Туалет Вирсавии (1643) |
![]() |
Автопортрет (1642-1643) |
![]() |
Портрет Саскии ван Эйленбург (1643) |
![]() |
Христос и грешница (1644) |
![]() |
Единство страны (эскиз) (1637-1645) |
![]() |
Жена Товии с козлёнком (1645) |
![]() |
Сон Иосифа (1645) |
![]() |
Святое семейство (1645) |
![]() |
Женщина в постели (1645) |
![]() |
Девушка в окне (1645) |
![]() |
Святое семейство (1646) |
![]() |
Поклонение пастухов (1646) |
![]() |
Зимний пейзаж (1646) |
![]() |
Отдых на пути в Египет (1647) |
![]() |
Отдых на пути в Египет-2 (1647) |
![]() |
Сусанна и старцы (1647) |
![]() |
Портрет мужчины (вероятно, доктора Ефраима Буено) (1647) |
![]() |
Святое семейство (1642-1648) |
![]() |
Ужин в Эммаусе (1648) |
![]() |
Ужин в Эммаусе — 2 (1648) |
![]() |
Портрет мужчины с перчатками (1648) |
![]() |
Юный апостол Тимофей и его бабушка (1648) |
![]() |
Портрет пожилого мужчины (1650) |
![]() |
Портрет мужчины в золотом шлеме (ок.1650) |
![]() |
Кухарка (1651) |
![]() |
Голова Христа (1650-1652) |
![]() |
Большой автопортрет (1652) |
![]() |
Аристотель с бюстом Гомера (1653) |
![]() |
Портрет Яна Сикса (1654) |
![]() |
Портрет бородатого мужчины в берете (1650-е) |
![]() |
Портрет старика-еврея (1654) |
![]() |
Портрет старушки (1654) |
![]() |
Читающая старушка (ок.1654) |
![]() |
Знаменосец (Флорис Суп) (1654) |
![]() |
Женщина, купающаяся в потоке (1654) |
![]() |
Купание Вирсавии (1654) |
![]() |
Флора (Хендрикье Стоффельс в образе Флоры) (1654) |
![]() |
Давид и Саул (ок.1650-1655) |
![]() |
Жена Потифара обвиняет Иосифа (1655) |
![]() |
Христос и самаритянка (1655) |
![]() |
Польский наездник (1655) |
![]() |
Автопортрет (ок.1655) |
![]() |
Автопортрет в шубе с золотой цепью и серьгой (1655) |
![]() |
Сын художника Титус за партой (1655) |
![]() |
Туша быка (1655) |
![]() |
Забитый бык (1655) |
![]() |
Портрет мужчины в доспехах (1655) |
![]() |
Портрет францисканского монаха (ок.1655) |
![]() |
Иаков благословляет Иосифа (1656) |
![]() |
Портрет Хендрикье Стоффельс (1654-1656) |
![]() |
Голова Христа (ок.1648-1856) |
![]() |
Женский портрет (1656-1657) |
![]() |
Апостол Павел (ок.1657) |
![]() |
Портрет Хендрикье Стоффельс (середина 1650-х) |
![]() |
Молодая женщина, примеряющая серьги (1657) |
![]() |
Сын Рембрандта Титус за чтением (1656-1657) |
![]() |
Автопортрет (1658) |
![]() |
Портрет подбоченившегося мужчины (1658) |
![]() |
Борьба Иакова с ангелом (1659) |
![]() |
Филемон и Бавкида (1658) |
![]() |
Товия и его жена (1659) |
![]() |
Беседа Христа с самарянкой (1659) |
![]() |
Моисей разбивает скрижали Завета (1659) |
![]() |
Портрет пожилого мужчины в образе апостола Павла (вероятно 1659) |
![]() |
Автопортрет (1659) |
![]() |
Портрет мужчины в меховой шубе (1655-1660) |
![]() |
Автопортрет (1660) |
![]() |
Автопортрет за мольбертом (1660) |
![]() |
Портрет сына художника Титуса ван Рейна в образе монаха (1660) |
![]() |
Портрет дамы с перьями страуса в роли веера (1658-1660) |
![]() |
Портрет джентльмена в высокой шляпе и перчатках (1658-1660) |
![]() |
Молодой человек сидит за столом (ок.1660) |
![]() |
Отречение Петра (1660) |
![]() |
Аман, Эсфирь и Артаксеркс (1660) |
![]() |
Святой апостол Варфоломей (1661) |
![]() |
Евангелист Матфей и ангел (1661) |
![]() |
Автопортрет в образе святого апостола Павла (1661) |
![]() |
Святой Иаков Старший на молитве (1661) |
![]() |
Мужской портрет (1661) |
![]() |
Портрет Якоба Трипа (ок.1661) |
![]() |
Портрет Маргариты де Гир, жены Якоба Трипа (ок.1661) |
![]() |
Портрет Маргариты де Гир, жены Якоба Трипа-2 (ок.1661) |
![]() |
Портрет дворянина (эскиз для рыцаря с соколом) (1659-1661) |
![]() |
Обрезание (1661) |
![]() |
Групповой портрет чиновников (1662) |
![]() |
Заговор батавов под руководством Клавдия Цивилиса (1662) |
![]() |
Конный портрет Фредерика Рихеля (1663) |
![]() |
Портрет мужчины в высокой шляпе (ок.1663) |
![]() |
Портрет Титуса в большом берете (ок.1663) |
![]() |
Гомер (1663) |
![]() |
Человек с увеличительным стеклом (1660-1664) |
![]() |
Лукреция (1664) |
![]() |
Портрет женщины с гвоздикой (1664) |
![]() |
Портрет дамы с собачкой (ок.1665) |
![]() |
Аман узнаёт свою судьбу (вар. Урия перед Давидом) (ок.1665) |
![]() |
Юнона (1664-1665) |
![]() |
Автопортрет (1665) |
![]() |
Молодой человек в чёрном берете (1666) |
![]() |
Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666) |
![]() |
Еврейская невеста (1667) |
![]() |
Портрет седовласого мужчины (1667) |
![]() |
Портрет тучного мужчины (1667) |
![]() |
Портрет сына Титуса (1668) |
![]() |
Принесение в храм (1669) |
![]() |
Автопортрет в возрасте 63 лет (1669) |
![]() |
Автопортрет (1669) |