Рембрандт Харменс ван Рейн. Мастер светотени

 

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669) — художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

Мастер, чьи ранние работы удивительны, а поздние несравненны, был необычайно плодовит и работоспособен. Рембрандт был требователен к себе, стремился к Абсолюту. На него бесполезно было давить, с ним можно было, как со стихийным катаклизмом, только смириться.Рассказывают, что он мог целый день, а то и два дня подряд, добиваться такой формы тюрбана в портрете, которая бы удовлетворила его вкус, а как только набросок высыхал, он тут же принимался его править. Следующий сеанс начинался ровно с того же места. Говорят, когда кисть подчиняла его самого, уже ничто не могло его отвлечь.

Находили ли его гением современники – большой вопрос, но странным и причудливым – очевидно.

Рембрандт за всю свою жизнь практически не поменял манеры письма. Она у него была сугубо индивидуальной, именно рембрандтовской. Он писал энергичным, ярким мазком, буквально набрасываясь на холст. Очень часто применял практически масляное тесто. Работал не только кистью, но и мастихином, шпателем, рукой. На некоторых работах даже остались отпечатки пальцев художника.

Нужно помнить, что Рембрандт жил и творил в эпоху, в которой ценилось не просто гладкое, но зализанное письмо, и поэтому его странная, энергичная, грязноватая, шероховатая манера наложения краски очень многих не устраивала. Однажды Рембрандт даже в сердцах сказал, что он не сапоги чистит, а пишет картины.И, тем не менее, он стал очень востребован и знаменит. Даже появилась мода на Рембрандта и заказчики буквально выстраивались в очередь у мастерской живописца.

Одни видели в Рембрандте скандальность, безнравственность, жажду сорить деньгами и одновременно скопидомство. Другие видели почтенного человека, любившего свой дом и свое тихое место у очага; однолюба, который лишь вследствие горькой судьбы своей оказался практически трижды женат. Он не умел держать расчеты в порядке, мало тратил денег на собственный комфорт, но расточал их на прихоти своего ума. Был неуживчив, любил одиночество и одновременно им тяготился. Никогда не был окружен роскошью как роскошью, его сокровища в виде художественных ценностей были исключительно необходимой ему натурой и его отдушиной.

 

Автопортрет с Саскией Эйленбург на коленях (ок.1635)
В один злосчастный день все его сокровища уйдут с молотка. Сам художник пройдет через унизительные обвинения в мотовстве и распутстве. Суды нравственности и разбирательства, инициированные кредиторами, которые опишут и пронумеруют все, вплоть до белья, подлежащего стирке и погнутого оловянного бокала для воды.Он оставит дом. Найдет приют в квартале нищеты у канала роз.
Что же касается долгов, то они были у него даже тогда, когда в одном дошедшем до нас письме он называл себя богатым. Цену этого богатства, пожалуй, лучше всех знал верный, любящий, бесконечно восхищенный гением отца сын Титус, ни разу не отступивший и оставшийся рядом до последнего своего вздоха. Именно сын скупит большую часть отцовских долговых расписок. Вернет их отцу. И Рембрандт, верный себе, ничего не имеющий за душой и обязанный Титусу и кровом и куском хлеба, тут же приобретет за тысячу флоринов картину Ганса Гольбейна младшего и с новыми силами начнет рисовать. А заниматься этим он мог сутками без устали.Рембрандт родился восьмым ребенком в семье мельника Хармена Герритсзона ван Рейн. Мать художника Корнелия была дочерью булочника. В родовых кланах Хармена и Корнелии были хлебопеки, жерновщики, сапожники и только один художник.Рембрандт мало походил на своих старших братьев, которые рано забросили всякое учение и посвятили себя фамильному ремеслу. У мальчика всегда была тяга к знаниям и старый мельник его в этом всегда поддерживал. Сначала — латинская школа, а в четырнадцать лет он уже студент Лейденского университета на факультете теологии и права.Но главной страстью юноши стала живопись, обучаться которой он начал с тринадцатилетнего возраста, сначала в родном Лейдене, затем в Амстердаме. В двадцать лет он уже пишет в своей мастерской, которую основал вместе с другом Яном Ливенсом. Здесь его находит первая известность: крупные заказы, ученики, знатные покровители. Первые хвалебные отзывы в газетах — восхищенное удивление растерзанным светом Рембрандта в его Иуде, что возвращает тридцать серебряников, и мнение, что великим древнегреческим живописцам, искусно владевшим светотенью, не удалось бы сотворить то, что какой-то голландский мальчишка, мельник, у которого и борода-то еще не выросла, смог выразить в человеческом лице.

 

Портрет пожилого мужчины в красном (между 1652 и 1654)

Новаторская картина Рембрандта «Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа» приносит живописцу большой успех. Художник принимает почтительные визиты знатных особ, наносит ответные. Во время одного из них в его жизнь входит двадцатилетняя дочь бургомистра города Леувардена — Саския ван Эйленбюрх. Саския образована, богата, за ней сорок тысяч флоринов.5 июня 1633 года происходит их помолвка, а ровно через год, день в день, брачный венец. 1635 – у молодоженов новый дом, своя мастерская, рождение первенца – он умрет через десять месяцев. В первые недели своей маленькой жизни уйдут и две дочери. Последнее дитя, четвертое, сын Титус – выживет. 1644 год переломный в жизни Рембрандта. Ему тридцать шесть, но уже нет в живых Саскии – наследственный туберкулез.

Гнущее к земле горе и колоссальный успех картины, известной всему миру как «Ночной дозор». Эту картину не пощадят ни время, ни люди. Еще в 1715 обрежут со всех сторон, так как холст не проходил в двери королевских покоев. А копоть веков, что затуманит лак, введет в заблуждение даже известного английского критика Джона Рескина, который заметит, что если лучшие художники пишут прекрасные сюжеты при свете дня, то Рембрандт изображает нечто, что он рассматривает почти в темноте. Но после расчистки и реставрации «Ночной дозор» окажется скорее дневным.

Традиция групповых портретов Голландии существовала задолго до Рембрандта. Классический его вариант – выстроенные в ряд все участники действия под сенью развернутых штандартов и знамен. Добропорядочные амстердамские аркебузиры рассчитывали за свои деньги получить нечто подобное. Каждый вносил определенную сумму, и от оплаты зависело место расположения лица на холсте.

«Ночной дозор» восхитит, но только не тех, кто был на нем расположен. Мало того, что на картине появились какие-то дополнительные персонажи, например, фигурка таинственной девочки с чертами Саскии, так еще и лица многих заказчиков оказались на задворках. Аркебузиры обиделись, но вступить в открытый конфликт с уже прославленным в те годы живописцем не решились.

 

Возвращение блудного сына (1668)

Рембрандт никогда не выезжал за пределы Голландии. С трудами ренессансных мастеров, разумеется, был знаком. Но его методы, приемы и технологии во многом являют собой откровения.С особой охотой он писал близких — любимую Саскию, своих многочисленных братьев и сестер, с почтением и легкой грустью неизбежное увядание родителей. Образ старца на «Портрете отца» (1626) напоминает изображение ветхозаветных пророков. Характерная особенность – персонажи Рембрандта чаще всего смотрят в себя. Такова и матушка, которая так и останется одной из излюбленных моделей художника. Скромная, постаревшая дочь булочника – это ее просветленность в пророчице Анне, которая согласно библейскому преданию смогла распознать в обычном ребенке будущего Спасителя рода человеческого. А духовную наполненность отца и матери словно закодирует уже зрелый талант их сына в его знаменитых портретах безымянных стариков.

В картине «Снятие с креста»(1634) главным достижением Рембрандта станет цельность многофигурной композиции, и решит он эту задачу только светом. Три ипостаси святой легенды – снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы живописец осветит тремя различными источниками света, интенсивность которых будет убывать в контексте с уменьшением значения сцены.

Мазок художника всегда неровен, стремителен, словно брошен. Работал он быстро. Само искусство находил самым уважаемым ремеслом, а те, кто видели его за работой, вспоминали, что он мог без жалости замазать прекрасную модель, лишь бы заставить сиять ярче одну единственную жемчужину. Он делал все по-своему и был необычайно темпераментным живописцем.

Однажды на плоскости гравюры Рембрандт столкнет символику и интенсивность черного и белого. Найдет, что вне цвета выявляется сама структура. Гравировать будет артистично, используя технологию мельчайших штришков, зарубок, надрезов. Именно из гравюр в его живопись перейдет упоение светотенью.

При этом Рембрандт не любил прорисовывать незначащие детали. Он считал, что если лицо, колье и правая рука изображены тщательно, то для левой достаточно лишь намека.

Самым востребованным натурщиком для Рембрандта оказался он сам. Количество его автопортретов огромно, более сотни, и все они меньше всего самолюбование, скорее эксперименты, опыты над самим собой.

«Возвращение блудного сына» (1668) — его последнее великое полотно, его завещание. Притчу о блудном сыне Рембрандт полагал самым глубоким местом в святом писании, самым близким сердцу грешника. Находил, что если бы в евангелии была только эта притча, из нее одной можно было бы получить полное представление о любви Бога к человеку.

Рембрандт не был святым и жил порой не очень правильно, но внутренний гений его праведно чувствовал.
Палитра скупа, техника виртуозна: кисть, шпатель, черенок кисти, а знаменитую пяту левой ноги блудного сына художник пишет просто пальцем. Но, пожалуй, самое сильное впечатление – это руки старца. Теперь только тишина, только свет и равновесный покой.

4 октября 1669 года в возрасте шестидесяти трех лет Рембрандт тоже обретет свой равновесный покой. О его кончине не будет никакого официального сообщения. Только в церковной книге скупая запись: «8 октября… Рембрандт ван Рейн, художник… гроб и шестнадцать носильщиков… общий расход – двадцать флоринов».

Рембрандт останется в веках гуманистом, человеколюбом, способным превратить дорожную пыль в злато, скромную служанку в королеву, немощного старца в пророка.

Эжен Делакруа много позже скажет: «Самое прекрасное и редкостное – это правда». И это о нем – о чудаке и гении по имени Рембрандт.

 

Побиение камнями св.Стефана (1625)

 

Продавец очков (1624-1626)

 

Концерт (аллегория музыки) (1626)

 

Товит и Анна с козлёнком (1626)

 

Валаам и его осёл (1626)

 

Паламедес перед Агамемноном (1626)

 

Изгнание торговцев их храма (1626)

 

Скупец (1627)

 

Портрет мужчины в берете с пером (1626-1627)

 

Давид приносит голову Голиафа царю Саулу (ок.1627)

 

Самсон и Далила (1628)

 

Диспут апостолов Петра и Павла (1628)

 

Принесение во храм (1627-1628)

 

Художник в своей студии (1626-1628)

 

Автопортрет в раннем возрасте (1628)

 

Автопортрет в раннем возрасте (1629)

 

Автопортрет в 23 года (1629)

 

Андромеда (ок.1629)

 

Иуда возвращает 30 серебряников (1629)

 

Ужин в Эммаусе (ок.1529)

 

Давид играет на арфе Саулу (ок.1629)

 

Автопортрет в берете с пером (1629)

 

Спящий мужчина (1629)

 

Мужчина в шапочке (1630)

 

Автопортрет (1630)

 

Портрет смеющегося молодого человека (1630)

 

Портрет смеющегося мужчины (1629-1630)

 

Портрет пожилого мужчины в профиль (эскиз) (1630)

 

Пророк Иеремия (1630)

 

Анна и слепой Товит (ок.1630)

 

Воскрешение Лазаря (ок.1630)

 

Принесение во храм (1630)

 

Апостол Пётр в тюрьме (1631)

 

Распятие (1631)

 

Пожилой мужчина в чёрном берете и с золотой цепью (1631)

 

Старик в военной одежде (портрет отца) (ок.1631)

 

Похищение Прозерпины (ок.1631)

 

Пожилая женщина (возможно, мать Рембрандта в виде пророчицы Анны (1631)

 

Минерва (1631)

 

Принц Руперт Палатинский с учителем (ок.1631)

 

Портрет Николаса Рутса (1631)

 

Портрет учёного (1631)

 

Автопортрет (1630-1631)

 

Автопортрет в восточном костюме с пуделем (1631)

 

Портрет Мауритца Хайгенса (1632)

 

Портрет Якоба III де Гейна (1632)

 

Героиня из Ветхого завета (1632)

 

Мужской портрет (ок.1632)

 

Портрет молодой женщины (1632)

 

Портрет молодой женщины (ок.1632)

 

Похищение Европы (1632)

 

Человек в восточном костюме (Благородный славянин) (1632)

 

Мужской портрет (1632)

 

Портрет Мартена Лутена (ок.1632)

 

Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа (1632)

 

Философ в размышлении (1632)

 

Портрет судостроителя Яна Рейксена с его женой Грет Дженс (1633)

 

Портрет Альберта Купера (1632)

 

Автопортрет без шляпы (1633)

 

Автопортрет с золотой цепью (1633)

 

Корнелия Пронк, жена Альберта Купера (1633)

 

Портрет молодой женщины (1633)

 

Женский портрет (1633)

 

Портрет Саскии ван Эйленбург (1633)

 

Портрет Саскии ван Эйленбург (1633)

 

Воздвижение креста (1633)

 

Снятие с креста (1633)

 

Портрет Иоганнеса ван Витенборга (1633)

 

Портрет молодой женщины с веером (1633)

 

Беллона (1633)

 

Буря на море Галилейском (1633)

 

Иосиф рассказывает свои сны (1633)

 

Даниил и царь Кир у идола Ваала (1633)

 

Юдифь на пиру Олоферна (вариант — Артемисия) (1634)

 

Самсон и Далила (1634)

 

Учёный, сидящий за столом (1634)

 

Флора (Саския ван Эйленбург в образе Флоры) (1634)

 

Портрет Дирка Янса Пессера (ок.1634)

 

Портрет Aechje Claesdr (1634)

 

Портрет Хези ван Клейбург (1634)

 

Автопортрет с вельветовым беретом (1634)

 

Портрет Мартена Сулманса (1634)

 

Святое семейство (ок.1634)

 

‘Ecce Homo’ (1634)

 

Снятие с креста (1634)

 

Амур, пускающий мыльные пузыри (1634)

 

Портрет мужчины в берете с пером (ок.1635)

 

Портрет Филипса Лукаса (1635)

 

Штудия головы пожилой женщины (мать Рембрандта) (ок.1630-1635)

 

Портрет мужчины в тюрбане (1635)

 

Мужчина в восточном одеянии (ок.1635)

 

Самсон угрожает своему отцу (1635)

 

Портрет Саскии ван Эйленбург, 1612-1642 (1635)

 

Саския ван Эйленбург в аркадском костюме (1635)

 

Диана и Актеон (возможно, 1635)

 

Похищение Ганимеда (1635)

 

Проповедь св.Иоанна Крестителя (1635)

 

Оплакивание Христа (ок.1635)

 

Жертвоприношение Авраама (1635)

 

Апостол Павел (1635)

 

Даная (1636)

 

Сусанна  (1636)

 

Польский дворянин (1637)

 

Старушка с книгой (ок.1637)

 

Ангел, покидающий семейство Товия (1637)

 

Притча о работниках на винограднике (1637)

 

Самсон на свадьбе (1638)

 

Пир Вальтасара (ок.1636-1638)

 

Христос является Марии Магдалине у гроба (1638)

 

Каменный мост (ок.1638)

 

Пейзаж с обелиском (1638)

 

Пейзаж с добрым самарянином (1638)

 

Портрет Саскии ван Эйленбург, жены художника (1634-1638)

 

Портрет матери художника (1639)

 

Мёртвые павлины (ок.1639)

 

Портрет стоящего мужчины (1639)

 

Портрет молодого человека (ок.1639)

 

Портрет молодой женщины (возможно, Марии Трип, 1619-1683)

 

Портрет Aletta Adriaensdr (1639)

 

Положение во гроб (ок.1635-1639)

 

Воскресение Христа (1636)

 

Вознесение Христа (1636-1639)

 

Автопортрет в возрасте 34 лет (1640)

 

Портрет Германа Думера (1640)

 

Портрет Бартье Мартенс Домер (ок.1640)

 

Святое семейство (1640)

 

Авраам и три ангела (1630-1640)

 

Портрет Агаты Бас (1641)

 

Девушка в картинной раме (1641)

 

Проповедник Ансло и его жена (1641)

 

Групповой портрет роты стрелков Франса Бенинга Когта и Уильяма ван Рейтенбурха (Ночной дозор) (1642)

 

Давид и Ионафан (1642)

 

Саския ван Эйленбург в помпезном платье (между 1634 и 1642)

 

Пейзаж с замком (ок.1642)

 

Туалет Вирсавии (1643)

 

Автопортрет (1642-1643)

 

Портрет Саскии ван Эйленбург (1643)

 

Христос и грешница (1644)

 

Единство страны (эскиз) (1637-1645)

 

Жена Товии с козлёнком (1645)

 

Сон Иосифа (1645)

 

Святое семейство (1645)

 

Женщина в постели (1645)

 

Девушка в окне (1645)

 

Святое семейство (1646)

 

Поклонение пастухов (1646)

 

Зимний пейзаж (1646)

 

Отдых на пути в Египет (1647)

 

Отдых на пути в Египет-2 (1647)

 

Сусанна и старцы (1647)

 

Портрет мужчины (вероятно, доктора Ефраима Буено) (1647)

 

Святое семейство (1642-1648)

 

Ужин в Эммаусе (1648)

 

Ужин в Эммаусе — 2 (1648)

 

Портрет мужчины с перчатками (1648)

 

Юный апостол Тимофей и его бабушка (1648)

 

Портрет пожилого мужчины (1650)

 

Портрет мужчины в золотом шлеме (ок.1650)

 

Кухарка (1651)

 

Голова Христа  (1650-1652)

 

Большой автопортрет (1652)

 

Аристотель с бюстом Гомера (1653)

 

Портрет Яна Сикса (1654)

 

Портрет бородатого мужчины в берете (1650-е)

 

Портрет старика-еврея (1654)

 

Портрет старушки (1654)

 

Читающая старушка (ок.1654)

 

Знаменосец (Флорис Суп) (1654)

 

Женщина, купающаяся в потоке (1654)

 

Купание Вирсавии (1654)

 

Флора (Хендрикье Стоффельс в образе Флоры) (1654)

 

Давид и Саул (ок.1650-1655)

 

Жена Потифара обвиняет Иосифа (1655)

 

Христос и самаритянка (1655)

 

Польский наездник (1655)

 

Автопортрет (ок.1655)

 

Автопортрет в шубе с золотой цепью и серьгой (1655)

 

Сын художника Титус за партой (1655)

 

Туша быка (1655)

 

Забитый бык (1655)

 

Портрет мужчины в доспехах (1655)

 

Портрет францисканского монаха (ок.1655)

 

Иаков благословляет Иосифа (1656)

 

Портрет Хендрикье Стоффельс (1654-1656)

 

Голова Христа (ок.1648-1856)

 

Женский портрет (1656-1657)

 

Апостол Павел (ок.1657)

 

Портрет  Хендрикье Стоффельс (середина 1650-х)

 

Молодая женщина, примеряющая серьги (1657)

 

Сын Рембрандта Титус за чтением (1656-1657)

 

Автопортрет (1658)

 

Портрет подбоченившегося мужчины (1658)

 

Борьба Иакова с ангелом  (1659)

 

Филемон и Бавкида (1658)

 

Товия и его жена (1659)

 

Беседа Христа с самарянкой (1659)

 

Моисей разбивает скрижали Завета (1659)

 

Портрет пожилого мужчины в образе апостола Павла (вероятно 1659)

 

Автопортрет (1659)

 

Портрет мужчины в меховой шубе (1655-1660)

 

Автопортрет (1660)

 

Автопортрет за мольбертом (1660)

 

Портрет сына художника Титуса ван Рейна в образе монаха (1660)

 

Портрет дамы с перьями страуса в роли веера (1658-1660)

 

Портрет джентльмена в высокой шляпе и перчатках (1658-1660)

 

Молодой человек сидит за столом (ок.1660)

 

Отречение Петра (1660)

 

Аман, Эсфирь и Артаксеркс (1660)

 

Святой апостол Варфоломей (1661)

 

Евангелист Матфей и ангел (1661)

 

Автопортрет в образе святого апостола Павла (1661)

 

Святой Иаков Старший на молитве (1661)

 

Мужской портрет (1661)

 

Портрет Якоба Трипа (ок.1661)

 

Портрет Маргариты де Гир, жены Якоба Трипа (ок.1661)

 

Портрет Маргариты де Гир, жены Якоба Трипа-2 (ок.1661)

 

Портрет дворянина (эскиз для рыцаря с соколом) (1659-1661)

 

Обрезание (1661)

 

Групповой портрет чиновников (1662)

 

Заговор батавов под руководством Клавдия Цивилиса (1662)

 

Конный портрет Фредерика Рихеля (1663)

 

Портрет мужчины в высокой шляпе (ок.1663)

 

Портрет Титуса в большом берете (ок.1663)

 

Гомер (1663)

 

Человек с увеличительным стеклом (1660-1664)

 

Лукреция (1664)

 

Портрет женщины с гвоздикой (1664)

 

Портрет дамы с собачкой (ок.1665)

 

Аман узнаёт свою судьбу (вар. Урия перед Давидом) (ок.1665)

 

Юнона (1664-1665)

 

Автопортрет (1665)

 

Молодой человек в чёрном берете (1666)

 

Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666)

 

Еврейская невеста (1667)

 

Портрет седовласого мужчины (1667)

 

Портрет тучного мужчины (1667)

 

Портрет сына Титуса (1668)

 

Принесение в храм (1669)

 

Автопортрет в возрасте 63 лет (1669)

 

Автопортрет (1669)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *