Фрэнк Хорват — всемирно известный фотограф, чья карьера насчитывает семь десятилетий. Он увлекался модной фотографией и классическим “репортажем”. Он не боялся экспериментировать и приспосабливаться к новым технологиям, выходя за рамки традиционной фотографии. Его считают одним из основоположников современной французской модной фотографии.
В конце 1950-х Фрэнк Хорват стал знаменитым пионером модной фотографии, бросив вызов устаревшим условностям студийных фотосессий. Он фотографировал динамичную энергетику города, помещая своих моделей в реальные жизненные ситуации, сочетая реализм и искусственность. Этот журналистский вид модной фотографии оказал глубокое влияние на жанр.
Швейцария. Мальвина и Эрколино. 1943
28 апреля 1928 года Фрэнк Хорват родился в Аббации; городе, расположенном в Италии до того, как он был присоединен к Хорватии в 1991 году и переименован в Опатию. Таким образом, кого-то можно простить за то, что он знал Хорвата как фотографа «итальянского происхождения». Его родители-евреи были медиками: отец — врачом общей практики из Венгрии, а мать — австрийским психиатром. В 1939 году, когда Хорвату было 11 лет, семья бежала в Лугано, италоязычный регион Тичино на юге Швейцарии, спасаясь от расцвета фашизма в Италии времен Муссолини.
Фрэнк Хорват — Милан. Уличная музыка. 1950
После войны, в 1947 году, семья переехала в Милан. Именно там, будучи 15-летним студентом, Хорват впервые заинтересовался фотографией, продав свою коллекцию марок, чтобы купить 35-миллиметровый фотоаппарат Kodak Retina. Хорват изучал искусство в престижной Академии Брера в Милане. Здесь его связь с созданием имиджа стала более заметной после того, как друг убедил его, что это поможет ему “сблизиться с девушками“, как позже признался Хорват. — Этого не произошло. Но это действительно помогло мне кое-что узнать о композиции”. После учебы Хорват устроился на работу в рекламную фирму и познакомился с Rolleicord, который в то время был одним из непременных условий работы профессионального фотографа. Вскоре он успешно работал фрилансером для различных итальянских журналов.
Монте-Гаргано. Паломники на пути к святилищу. 1950
В 1950-х годах Париж все еще считался мировым центром фотографии. Хорват познакомился с Анри Картье-Брессоном, пионером уличной фотографии, когда впервые посетил город в 1950 году, и глубоко увлекся его творчеством. Картье-Брессон посоветовал Хорвату сосредоточиться на фотожурналистике и сменить свой Rolleiflex на Leica. Он так и сделал. Затем, в 1952 году, Хорват отправился в двухлетнее путешествие по Азии, проводя большую часть своего времени в Индии и Пакистане.
Мюнхен. Октоберфест. 1950-е
Молодой фотограф создавал снимки, запечатлевшие повседневную жизнь, продавая свои работы журналам Life (американский еженедельник), Picture Post (британский журнал о фотографии) и Paris Match (французский еженедельный новостной журнал). Примечательно, что в 1954 году одна из его фотографий («Мусульманская свадьба: невеста», Лахор, Пакистан), на которой была изображена пакистанская невеста под вуалью, ее лицо отражалось в зеркале на коленях, привлекла внимание Эдварда Стейхена, тогдашнего директора департамента фотографии Нью-Йоркского университета. Музей современного искусства выставил это изображение в рамках выставки «Семья человека» (1955), посвященной размышлениям о человечестве и жизни.
Париж. Белый пудель. 1950-е
Несмотря на успех в качестве фотографа–документалиста – он был ассоциированным фотографом в Magnum Photos с 1958 по 1961 год, — к концу пятидесятых годов Хорват также стал заметным именем в сфере моды. Он провел год в Лондоне, прежде чем поселиться в Париже в 1955 году, впечатляя дизайнеров своим приземленным, реалистичным стилем съемки одежды от кутюр на площадях Флоренции, в парижском метро и на тротуарах Нью-Йорка. Откровенный стиль Хорвата «кусочек жизни», сочетающий социальную документалистику и репортаж с высокой модой, появился в Vogue, Elle, Jardins des Modes и Harper’s Bazaar.
Лахор. Женщина курит опиум. 1952
Карьера Фрэнка всегда сочетала коммерческие и самостоятельные проекты. Он продолжал изучать модную фотографию на протяжении семидесятых и восьмидесятых годов, но через более художественную и концептуальную призму. Позже он опубликовал замечательные эссе о деревьях, женщинах и городе Нью-Йорке, которые он фотографировал с любовью и интенсивностью.
Лахор. Невеста. 1952
Когда в девяностых годах впервые появились цифровая фотография и визуализация изображений, Хорват быстро освоил новую технологию. Он был известен тем, что одним из первых практиков начал экспериментировать с Photoshop и творчески использовал его как часть своей фотографической практики. Ни один визит в дом Хорвата в Булони, на окраине Парижа, не был бы полным без ознакомления с его последними приобретениями для его замечательной коллекции гравюр.
Школьники на северо-западе Пакистана. 1952
Хорват задумывал свою последнюю крупную публикацию «Дом с пятнадцатью ключами» (Terre Bleu, 2013) рассматривать как инновационную форму ретроспективы, включающую примеры фотожурналистики, моды и документальной фотографии. А объяснение Хорватом своей работы дает представление о том, что двигало им и вдохновляло на протяжении всей его долгой и плодотворной карьеры:
— Почему ключи? Я в том возрасте, когда оглядываешься назад и пытаешься во всем этом разобраться. Мне посчастливилось фотографировать почти 70 лет, в период, когда мир изменился больше, чем за любой сопоставимый промежуток времени. Жить в шести разных странах и побывать еще в нескольких. Думать, говорить и писать на четырех языках. Фотографировать множество объектов с разных точек зрения и в разных техниках. Иметь другие интересы, помимо фотографии, такие как писательство и выращивание оливок.
Калькутта. Ребенок, живущий на мосту Ховра. 1953
Фрэнк Хорват был космополитом, говорил на пяти языках и обладал полной независимостью в создании фотоснимков. Он никогда не оглядывался назад и был так же счастлив использовать свою камеру как способ исследовать свое понимание мира моды и стиля, как и вести хронику повседневного мира вокруг себя. Он был первопроходцем в создании захватывающих и нехарактерно красивых фотографий. В 2020 году фотограф скончался в возрасте 92 лет. Он оставляет неизгладимое фотографическое наследие.
Остров Элефанта. Гигантская скульптура индийской троицы. 1953
Лондон. Пикадилли. Мужчина, девушка, собака. 1955
Манчестерский судоходный канал. 1955
Париж. Зритель в Лидо. 1956
Париж. Набережная Лувра. Пара. 1956
Париж. Площадь Бобур. 1956
Париж. Площадь Пигаль, барная сцена. 1956
Париж. Проститутки в полицейском фургоне. 1956
Париж. Сцена в метро. 1956
Париж. Форт-де-Аль за работой. 1956
Париж. Школа фотомоделей. 1956
Эйфелева башня. 1956
Париж. Улица Соссье-Леруа. Мишель на балконе. 1957
Париж. Jardin des Modes. Шляпа Givenchy. 1958
Канны. Ален Делон с бутылкой. 1959
Париж. Журнал Jours de France Анна Карина. 1959
Париж. Журнал Jours de France. Моник Дутто на выходе из метро. 1959
Париж. Реклама нижнего белья Chantelle. 1959
Этрета. Для Jours de France, купальный костюм. 1959
Лондон. Покупатель в обувном магазине Лобба. 1959
Джуди Дент. 1961
Лондон. для Vogue UK с Джуди Дент. 1961
Нью-Йорк. Для Harpers Bazaar. Модель в автобусе. 1961
Париж. для Vogue UK, свадебное платье в автобусе. 1961
Каир. Уличный мальчик. 1962
Калькутта. Собрание нищих. 1962
Калькутта. Уличная сцена. 1962
Стриптизерша. 1962
Каракас. Борьба. 1963
Рио-де-Жанейро. Танцующая пара. 1963
Рио-де-Жанейро. Любовники на пляже. 1963
Рио-де-Жанейро. Семья на уличном шоу. 1963
Толедо. Крупный план молодой женщины. 1964
Обложка Harpers Bazaar. 1967
Тунис. для Harpers Bazaar, крупный план Мари Элен Зауэр. 1968
Швеция. Марко. 1969
Марокко. Молодая берберка. 1973
Индия. Рыболовные сети. 1975
Индия. Плуг. 1975
Цюрих. Ели в снегу. 1976
Вермонт. Осенние клены. 1976
Корсика. Одинокая сосна. 1976
Франция. замороженный пейзаж. 1976
Великобритания. Старый дуб, покрытый снегом. 1977
Нью-Йорк. Размышления. 1983
Нью-Йорк, опечатанное здание. 1983
Нью-Йорк, Таймс-сквер в снежную бурю. 1984
Нью-Йорк. Пожилая леди. 1984
Нью-Йорк. Струя пара в лучах утреннего солнца. 1984