Фрэнк Хорват — всемирно известный фотограф, чья карьера насчитывает семь десятилетий. Он увлекался модной фотографией и классическим “репортажем”. Он не боялся экспериментировать и приспосабливаться к новым технологиям, выходя за рамки традиционной фотографии. Его считают одним из основоположников современной французской модной фотографии.
В конце 1950-х Фрэнк Хорват стал знаменитым пионером модной фотографии, бросив вызов устаревшим условностям студийных фотосессий. Он фотографировал динамичную энергетику города, помещая своих моделей в реальные жизненные ситуации, сочетая реализм и искусственность. Этот журналистский вид модной фотографии оказал глубокое влияние на жанр.
28 апреля 1928 года Фрэнк Хорват родился в Аббации; городе, расположенном в Италии до того, как он был присоединен к Хорватии в 1991 году и переименован в Опатию. Таким образом, кого-то можно простить за то, что он знал Хорвата как фотографа «итальянского происхождения». Его родители-евреи были медиками: отец — врачом общей практики из Венгрии, а мать — австрийским психиатром. В 1939 году, когда Хорвату было 11 лет, семья бежала в Лугано, италоязычный регион Тичино на юге Швейцарии, спасаясь от расцвета фашизма в Италии времен Муссолини.
После войны, в 1947 году, семья переехала в Милан. Именно там, будучи 15-летним студентом, Хорват впервые заинтересовался фотографией, продав свою коллекцию марок, чтобы купить 35-миллиметровый фотоаппарат Kodak Retina. Хорват изучал искусство в престижной Академии Брера в Милане. Здесь его связь с созданием имиджа стала более заметной после того, как друг убедил его, что это поможет ему “сблизиться с девушками“, как позже признался Хорват. — Этого не произошло. Но это действительно помогло мне кое-что узнать о композиции”. После учебы Хорват устроился на работу в рекламную фирму и познакомился с Rolleicord, который в то время был одним из непременных условий работы профессионального фотографа. Вскоре он успешно работал фрилансером для различных итальянских журналов.
В 1950-х годах Париж все еще считался мировым центром фотографии. Хорват познакомился с Анри Картье-Брессоном, пионером уличной фотографии, когда впервые посетил город в 1950 году, и глубоко увлекся его творчеством. Картье-Брессон посоветовал Хорвату сосредоточиться на фотожурналистике и сменить свой Rolleiflex на Leica. Он так и сделал. Затем, в 1952 году, Хорват отправился в двухлетнее путешествие по Азии, проводя большую часть своего времени в Индии и Пакистане.
Молодой фотограф создавал снимки, запечатлевшие повседневную жизнь, продавая свои работы журналам Life (американский еженедельник), Picture Post (британский журнал о фотографии) и Paris Match (французский еженедельный новостной журнал). Примечательно, что в 1954 году одна из его фотографий («Мусульманская свадьба: невеста», Лахор, Пакистан), на которой была изображена пакистанская невеста под вуалью, ее лицо отражалось в зеркале на коленях, привлекла внимание Эдварда Стейхена, тогдашнего директора департамента фотографии Нью-Йоркского университета. Музей современного искусства выставил это изображение в рамках выставки «Семья человека» (1955), посвященной размышлениям о человечестве и жизни.
Несмотря на успех в качестве фотографа–документалиста – он был ассоциированным фотографом в Magnum Photos с 1958 по 1961 год, — к концу пятидесятых годов Хорват также стал заметным именем в сфере моды. Он провел год в Лондоне, прежде чем поселиться в Париже в 1955 году, впечатляя дизайнеров своим приземленным, реалистичным стилем съемки одежды от кутюр на площадях Флоренции, в парижском метро и на тротуарах Нью-Йорка. Откровенный стиль Хорвата «кусочек жизни», сочетающий социальную документалистику и репортаж с высокой модой, появился в Vogue, Elle, Jardins des Modes и Harper’s Bazaar.
Карьера Фрэнка всегда сочетала коммерческие и самостоятельные проекты. Он продолжал изучать модную фотографию на протяжении семидесятых и восьмидесятых годов, но через более художественную и концептуальную призму. Позже он опубликовал замечательные эссе о деревьях, женщинах и городе Нью-Йорке, которые он фотографировал с любовью и интенсивностью.
Когда в девяностых годах впервые появились цифровая фотография и визуализация изображений, Хорват быстро освоил новую технологию. Он был известен тем, что одним из первых практиков начал экспериментировать с Photoshop и творчески использовал его как часть своей фотографической практики. Ни один визит в дом Хорвата в Булони, на окраине Парижа, не был бы полным без ознакомления с его последними приобретениями для его замечательной коллекции гравюр.
Хорват задумывал свою последнюю крупную публикацию «Дом с пятнадцатью ключами» (Terre Bleu, 2013) рассматривать как инновационную форму ретроспективы, включающую примеры фотожурналистики, моды и документальной фотографии. А объяснение Хорватом своей работы дает представление о том, что двигало им и вдохновляло на протяжении всей его долгой и плодотворной карьеры:
— Почему ключи? Я в том возрасте, когда оглядываешься назад и пытаешься во всем этом разобраться. Мне посчастливилось фотографировать почти 70 лет, в период, когда мир изменился больше, чем за любой сопоставимый промежуток времени. Жить в шести разных странах и побывать еще в нескольких. Думать, говорить и писать на четырех языках. Фотографировать множество объектов с разных точек зрения и в разных техниках. Иметь другие интересы, помимо фотографии, такие как писательство и выращивание оливок.
Фрэнк Хорват был космополитом, говорил на пяти языках и обладал полной независимостью в создании фотоснимков. Он никогда не оглядывался назад и был так же счастлив использовать свою камеру как способ исследовать свое понимание мира моды и стиля, как и вести хронику повседневного мира вокруг себя. Он был первопроходцем в создании захватывающих и нехарактерно красивых фотографий. В 2020 году фотограф скончался в возрасте 92 лет. Он оставляет неизгладимое фотографическое наследие.