Весной 1863 года отставного офицера Василия Верещагина неожиданно вызвали в военное министерство.
Полковник сразу перешел к делу: «Вам прочат блестящую карьеру живописца, господин Верещагин, и неужели вы собираетесь всю жизнь провести в душной мастерской? А желаете посмотреть мир и рисовать, что хочется? Расходы мы берем на себя. Вот только путешествовать вы будете по нашим маршрутам и тщательно изучать все вокруг, а потом сообщать нам. Но это может быть опасно».
Василий Верещагин думал недолго.В биографии замечательного русского художника-баталиста Василия Верещагина до сих пор очень много чистых страниц. Дело в том, что большинство его дневников и зарисовок с натуры бесследно исчезли. Но главное – никого не допускали к исследованию его архивов. Архив принадлежал русскому военному ведомству.Из донесения русского художника Верещагина Военному министерству России, Самарканд, 1868 год: «Люди здесь страшно бедные и жутко невежественные. Боятся и ненавидят русских. Придется потратить много сил, крови, выдержки и денег, чтобы хоть немного приручить аборигенов. И без крепких, хорошо вооруженных гарнизонов просто не обойтись. Об утверждении наших обычаев, тем более православия и речи идти не может, ислам здесь повсюду и навсегда, иначе снова война, но уже не с эмирами, а с религиозным фанатизмом всего народа».В семье предводителя уездного дворянства Новгородской губернии Василия Васильевича Верещагина судьбу всех четырех сыновей решили уже с малолетства – только военная служба и никаких разговоров, ведь еще во времена Екатерины Великой род Верещагиных верой и правдой защищал интересы престола и отечества.
Родившийся в 1842 году в городе Череповце маленький Вася всего этого знать не мог и когда ему подарили набор карандашей на очередной день рождения, начал с удовольствием рисовать все подряд в отцовском имении, где прошло его детство.Через восемь лет родители отвезли Васю в Александровский кадетский корпус. Тайком от отца, считавшего его увлечение полным вздором, он взял с собой все свои рисунки и карандаши.
Учебу юный Верещагин продолжил уже в Петербурге, в элитном морском кадетском корпусе, но мечту свою детскую не предал. Одновременно учился в рисовальной школе общества поощрения художеств.

По мнению начальства, его ждала блестящая карьера офицера. О таких данных можно было только мечтать – из хорошей дворянской семьи, прекрасное знание нескольких языков, физически крепок, в совершенстве владеет оружием. Однако Верещагин вскоре разочаровал своих наставников, подав в отставку.
Отец на отрез отказался разговаривать с предателем и выслушивать пустые резоны. А узнав, что он еще и поступил в Академию художеств, вообще запретил произносить его имя в своем доме.
Но предателем Василию Верещагину стать было не суждено.

В 1863 году Верещагин неожиданно оставляет Академию художеств и уезжает на Кавказ, который после многолетней войны с горскими племенами наконец-то удалось присоединить к России.
Перед отъездом его еще раз пригласили в военное министерство.
— «Господин Верещагин, вы должны помнить, что успех колонизации новых земель далеко не всегда зависит от силы штыков. Знание народа, его обычаев, настроений в обществе – вот истинный залог успеха».

На Кавказе он делает зарисовки всего того, что видит вокруг. Путешествует по военно-грузинской дороге. Какое-то время живет в Тифлисе. Раздавая нехитрые подарки заводит откровенные разговоры с местными жителями об их настроениях и отношении к новой власти, а все услышанное и увиденное заносит в путевой дневник.
Верещагину понравилась такая жизнь – путешествия, опасности, масса впечатлений и главное, рисует он то, что ему хочется рисовать. Но, что важно, военное министерство так же осталось довольно кавказским дебютом Верещагина.

В 1867 году командующий русскими войсками в Средней Азии генерал-губернатор Константин Кауфман получил секретную депешу из Петербурга – оказывать всяческое содействие художнику Верещагину, который скоро прибудет в штаб. Он собирается много путешествовать и рисовать.
Верещагин оказывается в самом центре войны за присоединение Туркестана к России и сам принимает в ней участие. Вместе с небольшим гарнизоном защищает Самаркандскую крепость от превосходящих сил непокорных эмиров. Рискуя жизнью ходит в разведку. Участвует в рукопашных схватках.

Когда военные действия практически закончились, он перебрался в Ташкент. Ходил по базарам, сидел в чайханах, продолжал много рисовать и не забывал про свою объемистую тетрадь даже тогда, когда с небольшим вооруженным отрядом его отправляли в рейд по завоеванным землям на борьбу с местными бандитами-работорговцами.

Результатами туркестанской эпопеи стали Георгиевский крест четвертой степени, персональная выставка в Петербурге и собственная мастерская в Париже.
Не каждый художник мог тогда себе такое позволить. И дело конечно не только в деньгах, но и в таланте. Никому так не удавались батальные сцены, как Верещагину. Степень достоверности и точности изображения удивляли.

О Верещагине заговорили. Его картинами и рисунками восхищались Владимир Стасов, Иван Крамской. Павел Третьяков купил несколько полотен для своей коллекции.
А для привыкшей к салонной живописи публики открылся совсем новый мир: «Нищие в Самарканде», «Политики в опиумной лавочке».

— «Господа, да ведь это где-то на краю земли. Неужели такие чудовища водятся на наших границах? Император прав, что послал туда войска».

Чиновничья верхушка ничего не имела против нищих и политиков, но вот на батальные сцены кабинетные патриоты ополчились сразу. Особенно досталось знаменитой картине «Апофеоз войны».

— «Какой жуткий реализм. Черепа. Воронье. А где же генералы при всем параде? Где поверженные враги».

Художника стали обвинять в нигилизме, в искажении исторических событий и откровенной лжи. Но ведь все написанное было жестокой правдой, которую он видел собственными глазами и фиксировал каждый день с риском для жизни.
Подобострастные газетчики пошли еще дальше: «А что мы вообще знаем о господине Верещагине? Ничего утешительного, ведь именно он предательски отказался служить офицером на флоте Его Императорского Величества. Бросил Императорскую академию художеств, где ему любезно позволили учиться, а теперь фактически живет за границей. О каком патриотизме подобных господ может идти речь? Речь может идти только о предательстве».

Государство не купило у него ни одной картины. Обида художника была глубока.
Под влиянием нападок и клеветы в состоянии нервного припадка Верещагин сжег три своих замечательных полотна, а потом демонстративно отказался от звания профессора, которое ему все-таки присвоила в 1874 году Императорская академия художеств. Присвоила правда под нажимом общественного мнения.

В свою очередную командировку Верещагин отправился, проклиная заплывших жиром продажных петербуржских критиков. Что они знают о войне? Что они знают о его другой жизни?

В 1874 году Верещагина направляют в Индию.
Эта командировка чуть не стала для него последней. Он едет туда как свободный художник и может рассчитывать только на себя.
Наняв проводников из местного населения и не скупясь на деньги Верещагин путешествует по стране, забираясь в самые отдаленные районы.
Странствует в предгорьях Гималаев и Тибета. Исследует побережье Индийского океана. И как всегда много рисует и записывает свои впечатления в походную тетрадь.

Из донесения художника Верещагина военному министерству России (Калькутта. Британская Индия. 1875 год):
«Нам здесь делать нечего. Да, страна сказочно богата. Не зря называют Индию жемчужиной Британской короны. И поэтому чтобы сохранить ее для себя англичане пойдут на все. Я видел, как расстреливали местных повстанцев. Их привязывали к жерлам пушек. Иностранцев не любят и более чем подозрительно к ним относятся. Я уже ощутил это на себе».

Английским колониальным властям скоро надоел этот слишком любознательный русский художник, очень походивший на замаскированного шпиона.
За ним началась слежка, а потом и настоящая охота.
Однажды он остановился на постоялом дворе и попросил хозяина помочь найти проводников за хорошую плату. Через несколько дней Верещагин отправился в путь. Очень скоро один из проводников стал оказывать художнику особые знаки почтения, восторгался его рисунками и добротой. И однажды, остановившись на ночлег, Верещагин случайно услышал, как проводник рассказывал про него незнакомцу, что не похож на англичанина, что постоянно пишет что-то в книгу, а книга эта вовсе не английская, и еще много со всеми говорит.
Верещагин понял, что след взят и избавился от проводника. И все же продолжил свои индийские странствия. Теперь он почти физически чувствовал, что каждый его шаг известен. Опасности подстерегали повсюду.
Когда художник переправлялся через Ганг, в лодке вдруг стала прибывать вода. Откинув циновку, Верещагин обнаружил, что днище пробито.
В другой раз в одном из небольших городков Центральной Индии на него напала банда местных нищих и, если бы не револьвер, с которым он не расставался со времен Туркестана, неизвестно, чем могла бы закончится эта история.
Пора было возвращаться в Россию.

Через год разразилась русско-турецкая война. Ставка была огромной. Это не просто освобождение братьев славян из-под османского ига. Это утверждение российского влияния на Балканах.
Верещагин уже знает, что скоро он опять окажется в гуще событий.
Его причислили к составу адъютантов главнокомандующего русской армии, Великого князя Николая Николаевича с правом свободного передвижения по войскам.
Верещагин рисует. Собирает объективную информацию о происходящем и опять не хочет оставаться в стороне от настоящей войны.
В начале июня 1877 года, находясь среди военных моряков дунайской флотилии он узнает, что восьмого числа крошечная миноноска «Шутка» собирается атаковать огромный турецкий транспорт, перевозящий подкрепления. Не задумываясь, Верещагин добровольцем поднимается на ее борт. В результате атаки корабль противника получил значительные повреждения, но турки открыли такой огонь, что из команды «Шутки» спаслись немногие.
Вместе с командиром миноноски Верещагин получил тяжелейшие ранения, от которых чуть не умер.
Едва придя в себя после ранения, он отправляется в лагерь русских войск под турецкой крепостью Плевна. Участвует в ее третьем штурме.
Из донесения художника военному министерству России. Плевна. Болгария. 1877 год:
«Турция проиграла войну, даже если она и продлится еще какое-то время. Население полностью на нашей стороне. Везде русские войска встречают как освободителей. Это прочная база для будущего. Это не Туркестан. Судя по всему, мы выиграли битву за Балканы в первую очередь у англичан, поддерживающих турок. Их разведчиков здесь хватает с избытком. Болгары говорят, что англичане бояться русского нападения на проливы Босфор и Дарданеллы и что их флот готов войти в Мраморное море, а это уже война с Британией».

После того, как военные действия закончились полным поражением турок, художник еще какое-то время ездит по освобожденной стране. Много рисует и много общается с местным населением.

«Да, это не Туркестан, и поэтому к настроениям в народе здесь надо относиться очень внимательно и бережно. Поддерживать все растущие симпатии к России. Болгария должна стать не частью империи, а добровольным союзником» — обо всем этом он по-прежнему сообщает в своем донесении.

Но для всех Василий Верещагин талантливый художник-баталист. Его имя теперь известно повсюду.
В 1880 и в 1883 годах в Петербурге проходят две грандиозные выставки новых работ Верещагина, посвященных русско-турецкой войне.
Его приветствуют как героя. Все знают, что он был тяжело ранен, участвовал в штурме Плевны, награжден золотым оружием за храбрость.
Картины художника имеют потрясающий успех. Посетители как завороженные смотрят на оборону Шипки и штурм Плевны.
Но его вновь потрясло холодно-пренебрежительное отношение имперских чиновников, не пожелавших приобрести в собственность государства ни одного полотна. Купили несколько картин лишь верные Павел Третьяков и частные коллекционеры.
Балканская война оставила в душе художника мучительные воспоминания. Горы трупов русских солдат, погибших в неоправданно жестоких показных атаках, тысячи раненых, калек. К тому же эта война принесла ему и большое личное горе. При третьем штурме Плевны погиб его младший брат Сергей, тоже выпускник морского кадетского корпуса и начинающий художник. Другой брат Александр, кадровый офицер генштаба получил тяжелые ранения.
К тому же странным образом было потеряно или украдено свыше сорока этюдов о событиях на Балканах.
Тогда художник находился на грани нервного срыва.
Да, никто не знает и не должен знать, чем он занимался эти годы помимо живописи. Но обвинять его опять публично в нигилизме и отсутствии патриотизма только из-за того, что он правдиво рассказывал о войне и страданиях на своих полотнах – это уж слишком.
И он в отчаянии пишет своему другу, известному критику и публицисту Владимиру Стасову:

«Больше батальных картин писать не буду. Баста. Я слишком близко принимаю к сердцу то, что рисую, и вот результат. Я сам прошел через все эти ужасы. Им никогда не понять этого. Я найду себе другие сюжеты».

Последующие годы были самыми спокойными в жизни Верещагина. Новых оперативных пожеланий от военного министерства пока не поступало. Он теперь сам распоряжался своим временем и жизнью.
В 1884 году художник едет в Палестину и Сирию собирать материал для картин на библейский сюжет. Так родились знаменитые полотна «Стена Соломона» и «Царская гробница».
По возвращению в своей огромной мастерской в Москве он работает над историческими картинами, посвященными отечественной войне 1812 года. Проводит персональные выставки и это не только Петербург и Москва, но и Лондон, Париж, Вена, Берлин и даже Нью-Йорк.
Те же командировки, только спокойные и цивильные. Стоили эти выставки военному министерству России не дешево. Перевозка картин, их страховка, аренда помещений под экспозицию и при этом назначалась очень низкая входная плата, и даже определялись дни для бесплатного посещения.
Художник лично водил именитых гостей от картины к картине. Рассказывал, как и где они писались, но при этом очень заинтересованно расспрашивал их, что они знают о России.
Но стоило одному из гостей спросить, нельзя ли купить одну из этих картин, он резко отвечал, что это собственность России.

В начале двадцатого века в мире снова запахло порохом. Начиналась борьба за Манчжурию, где столкнулись интересы России и Японии.
И когда из Петербурга пришел знакомый пакет с грифом военного министерства, Верещагин искренне ему обрадовался. Он уже устал от монотонной жизни и совсем не чувствовал, что ему за шестьдесят. Впереди была его последняя командировка.

Из донесения Верещагина военному министерству России. Йокогама. Япония. 1903 год:
«Войны с Японией не миновать. Здесь о ней только и говорят. Страна полна солдат, фанатически преданных своему императору и идее Великой Японии, колониальные аппетиты которой на Дальнем Востоке огромны. Армия и флот прекрасно оснащены. Мощная поддержка деньгами и оружием идет из Англии и США. Судя по всему, они договорились о разделе сфер влияния на Дальнем Востоке после поражения России».

Каждую минуту его могли арестовать как русского шпиона. Это был совершенно иной мир, совершенно не понятный и абсолютно враждебный к инородцам, а тем более к выходцам из России на фоне военной истерии.
Верещагин уже знал из индийского опыта, что такое слежка и чем она может закончиться.
Какое-то время благодаря прекрасному знанию английского и французского языков ему почти беспрепятственно удавалось разъезжать по стране, рисовать и собирать нужные сведения. Он представлялся свободным художником, живущим во Франции, и в подтверждение раздавал визитные карточки с адресом своей парижской мастерской.
Но потом все вдруг резко изменилось. Где и как допустил Верещагин оплошность, осталось загадкой.
Однажды в Токио, вернувшись с прогулки в номер гостиницы он понял, что кто-то профессионально и основательно порылся в его вещах. Медлить дальше было нельзя. Он чудом вернулся в Россию.

В 1904 году, как и предполагал Верещагин, началась русско-японская война. Военное министерство не настаивало на его участии в боевых действиях, даже наоборот. Ведь собранные им материалы о противнике не имели цены. Теперь пусть говорят пушки. Он и так всю жизнь верой и правдой служил России. Но художник настоял на своем и отправился на Дальний Восток.

У него уже не было никакого задания. Он просто еще раз хотел оказаться в гуще грядущих событий, к которым был причастен.
В конце марта 1904 года Верещагин наконец-то добрался до военно-морской базы России в Порт-Артур и сразу направился в штаб командующего тихоокеанской эскадры вице-адмирала Степана Макарова. Тот попытался отговорить художника участвовать в военных действиях. Опасность была слишком велика, но Верещагин был непреклонен.
Через пару дней он поднялся на борт флагманского броненосца «Петропавловск», а 31 марта рейд Порт-Артура потряс страшный взрыв. Японские минеры сработали четко. Флагман был подорван.
Василий Верещагин и Степан Макаров погиби одними из первых.

Осенью в Петербурге открылась большая посмертная выставка картин Верещагина. Открывая выставку Илья Репин назвал Верещагина величайшим художником своего времени, личностью колоссальной и загадочной.

 

Василий Васильевич Верещагин - Старик-молоканин в светлой рубахе. 1865
Старик-молоканин в светлой рубахе. 1865

 

Василий Васильевич Верещагин - Бурлак, держащийся руками за лямку. 1866
Бурлак, держащийся руками за лямку. 1866

 

Василий Васильевич Верещагин - Бурлак с шапкою в руке. 1866
Бурлак с шапкою в руке. 1866

 

Василий Васильевич Верещагин - Бурлаки. 1866
Бурлаки. 1866

 

Василий Васильевич Верещагин - Эльбрус. 1867
Эльбрус. 1867

 

Василий Васильевич Верещагин - Постоялый двор близ Ташкента. 1867
Постоялый двор близ Ташкента. 1867

 

Василий Васильевич Верещагин - Лезгинка. 1864-1867
Лезгинка. 1864-1867

 

Василий Васильевич Верещагин - Казах в национальном головном уборе. 1867
Казах в национальном головном уборе. 1867

 

Василий Васильевич Верещагин - Казах в меховой шапке. 1867
Казах в меховой шапке. 1867

 

Василий Васильевич Верещагин - Портрет бачи. 1867-1868
Портрет бачи. 1867-1868

 

Василий Васильевич Верещагин - Портрет мужчины в белом тюрбане. 1867
Портрет мужчины в белом тюрбане. 1867

 

Василий Васильевич Верещагин - Казахская женщина. 1867
Казахская женщина. 1867

 

Василий Васильевич Верещагин - Афганец. 1867-1868
Афганец. 1867-1868

 

Василий Васильевич Верещагин - После неудачи. 1868
После неудачи. 1868

 

Василий Васильевич Верещагин - Мальчик-узбек. 1867-1868
Мальчик-узбек. 1867-1868

 

Василий Васильевич Верещагин - Люлли (цыган). 1867-1868
Люлли (цыган). 1867-1868

 

Василий Васильевич Верещагин - Улица в деревне Ходжагенте. 1868
Улица в деревне Ходжагенте. 1868

 

Василий Васильевич Верещагин - Узбек, старшина (аксакал) деревни Ходжагент. 1868
Узбек, старшина (аксакал) деревни Ходжагент. 1868

 

Василий Васильевич Верещагин - Бача и его поклонники. 1868
Бача и его поклонники. 1868

 

Василий Васильевич Верещагин - Курильщики опиума (опиумоеды). 1868
Курильщики опиума (опиумоеды). 1868

 

Василий Васильевич Верещагин - После удачи. 1868
После удачи. 1868

 

Василий Васильевич Верещагин - Туркмены, представляющие военные трофеи хивинскому хану. 1868
Туркмены, представляющие военные трофеи хивинскому хану. 1868

 

Василий Васильевич Верещагин - Развалины в Чугучаке. 1869-1870
Развалины в Чугучаке. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Садовая калитка в Чугучаке. 1869-1870
Садовая калитка в Чугучаке. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Афганец. 1869-1870
Афганец. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Араб на верблюде. 1869-1870
Араб на верблюде. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Нищие в Самарканде. 1870
Нищие в Самарканде. 1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Верблюд во дворе караван-сарая. 1869-1870
Верблюд во дворе караван-сарая. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Китайская палатка. 1869-1870
Китайская палатка. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент. 1870
Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент. 1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент. 1869-1870
Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Дутарист. 1869-1870
Дутарист. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Евнух у дверей гарема. 1870-е
Евнух у дверей гарема. 1870-е

 

Василий Васильевич Верещагин - Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. 1869-1870
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - В горах Алатау. 1869-1870
В горах Алатау. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Калмыцкая молельня. 1869-1870
Калмыцкая молельня. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Калмыцкий лама. 1869-1870
Калмыцкий лама. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Киргиз. 1869-1870
Киргиз. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870
Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Наряд киргизки-невесты с головным убором, закрывающим лицо. 1869-1870
Наряд киргизки-невесты с головным убором, закрывающим лицо. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870
Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде. 1869-1870
Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Перекочевка киргизов. 1869-1870
Перекочевка киргизов. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Кочевая дорога в горах Алатау. 1869-1870
Кочевая дорога в горах Алатау. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Политики в опиумной лавочке. Ташкент. 1870
Политики в опиумной лавочке. Ташкент. 1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Развалины театра в Чугучаке. 1869-1870
Развалины театра в Чугучаке. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Самарканд. 1869-1870
Самарканд. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. 1869-1870
Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Мальчик солон. 1869-1870
Мальчик солон. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Дети племени солонов. 1869-1870
Дети племени солонов. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Внутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870
Внутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Развалины китайской кумирни. Ак-Кент. 1869-1870
Развалины китайской кумирни. Ак-Кент. 1869-1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Китайский домик. 1870
Китайский домик. 1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Укрепление Нарын в Тянь–Шане (Небесных горах) близ кашгарской границы. 1870
Укрепление Нарын в Тянь–Шане (Небесных горах) близ кашгарской границы. 1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Кокандский солдат. 1870
Кокандский солдат. 1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Китайский чиновник племени сибо. 1870
Китайский чиновник племени сибо. 1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Озеро Иссык-Куль вечером. 1870
Озеро Иссык-Куль вечером. 1870

 

Василий Васильевич Верещагин - Богатый киргизский охотник с соколом. 1871
Богатый киргизский охотник с соколом. 1871

 

Василий Васильевич Верещагин - У крепостной стены. Пусть войдут. 1871
У крепостной стены. Пусть войдут. 1871

 

Василий Васильевич Верещагин - Тамерлановы ворота. 1869-1871
Тамерлановы ворота. 1869-1871

 

Василий Васильевич Верещагин - Апофеоз войны. 1871
Апофеоз войны. 1871

 

Василий Васильевич Верещагин - Нападают врасплох. 1871
Нападают врасплох. 1871

 

Василий Васильевич Верещагин - Представляют трофеи. 1872
Представляют трофеи. 1872

 

Василий Васильевич Верещагин - Двери Тимура (Тамерлана). 1872
Двери Тимура (Тамерлана). 1872

 

Василий Васильевич Верещагин - Продажа ребенка-невольника. 1872
Продажа ребенка-невольника. 1872

 

Василий Васильевич Верещагин - Торжествуют. 1872
Торжествуют. 1872

 

Василий Васильевич Верещагин - Парламентёры. Сдавайся — Убирайся к чёрту. 1873
Парламентёры. Сдавайся — Убирайся к чёрту. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - У дверей мечети. 1873
У дверей мечети. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Бухарский солдат (сарбаз). 1873
Бухарский солдат (сарбаз). 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Китаец. 1873
Китаец. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Индиец. 1873
Индиец. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Калмыцкий лама. 1873
Калмыцкий лама. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Высматривают. 1873
Высматривают. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Смертельно раненный. 1873
Смертельно раненный. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся. 1873
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Храм в Токио. 1871-1873
Храм в Токио. 1871-1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Туркестанский офицер, когда похода не будет. 1873
Туркестанский офицер, когда похода не будет. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Туркестанский солдат в зимней форме. 1873
Туркестанский солдат в зимней форме. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Узбек-продавец посуды. 1873
Василий Васильевич Верещагин — Узбек-продавец посуды. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Узбекская женщина в Ташкенте. 1873
Узбекская женщина в Ташкенте. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Нищенствующие дервиши–дувана (юродивые). 1873
Нищенствующие дервиши–дувана (юродивые). 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Дувана. 1873
Дувана. 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Самаркандский зиндан (подземная тюрьма). 1873
Самаркандский зиндан (подземная тюрьма). 1873

 

Василий Васильевич Верещагин - Бхил (Бхилы - одно из горных племен Декана). 1874
Бхил (Бхилы — одно из горных племен Декана). 1874

 

Василий Васильевич Верещагин - Буддийский храм а Дарджилинге. Сикким. 1874
Буддийский храм а Дарджилинге. Сикким. 1874

 

Василий Васильевич Верещагин - Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874
Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874

 

Василий Васильевич Верещагин - Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре. 1874
Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре. 1874

 

Василий Васильевич Верещагин - Буддиский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким. 1875
Буддиский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Молитвенная машина буддистов. 1875
Молитвенная машина буддистов. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Кули (Носильщик). 1875
Кули (Носильщик). 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели. 1875
Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. 1875
Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Монастырь Хемис в Ладаке. 1875
Монастырь Хемис в Ладаке. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Гималайский пони. 1875
Гималайский пони. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Гималаи вечером. 1875
Гималаи вечером. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Гималаи. Главная вершина. 1875
Гималаи. Главная вершина. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Индийский мотив. 1875
Индийский мотив. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Монастырь в скале. Ладакх. 1875
Монастырь в скале. Ладакх. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Горный ручей в Кашмире. 1875
Горный ручей в Кашмире. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Посмертные памятники в Ладакхе. 1875
Посмертные памятники в Ладакхе. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме. 1875
Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели. 1875
Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Повозка в Дели. 1875
Повозка в Дели. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Повозка богатых людей в Дели. 1875
Повозка богатых людей в Дели. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Яки. 1875
Яки. 1875

 

Василий Васильевич Верещагин - Храм бога войны (Кумирня, Буддийский храм)
Храм бога войны (Кумирня, Буддийский храм)

 

Василий Васильевич Верещагин - Бания (торговец). Бомбей. 1874-1876
Бания (торговец). Бомбей. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Браминский храм в Адельнуре. 1874-1876
Браминский храм в Адельнуре. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Факир. 1874-1876
Факир. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Факиры. 1874-1876
Факиры. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - В Индии. Снега Гималаев. 1874-1876
В Индии. Снега Гималаев. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре. 1874-1876
Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Священник парс (огнепоклонник). Бомбей. 1874-1876
Священник парс (огнепоклонник). Бомбей. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Розы в Ладаке. 1874-1876
Розы в Ладаке. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Совар-правительственный посыльный. 1874-1876
Совар-правительственный посыльный. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре. 1874-1876
Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Мавзолей Тадж-Махал. 1874-1876
Мавзолей Тадж-Махал. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером. 1874-1876
Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри. 1874-1876
Гробница Шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Жители Западного Тибета. 1874-1876
Жители Западного Тибета. 1874-1876

 

Василий Васильевич Верещагин - Телега для раненых. 1877
Телега для раненых. 1877

 

Василий Васильевич Верещагин - Угол турецкого редута, взятого М.Д.Скобелевым 30 августа, но снова покинутого 31-го. 1877
Угол турецкого редута, взятого М.Д.Скобелевым 30 августа, но снова покинутого 31-го. 1877

 

Василий Васильевич Верещагин - Башибузук (Албанец). 1877-1878
Башибузук (Албанец). 1877-1878

 

Василий Васильевич Верещагин - Трупы замерзших турецких солдат. 1877-1878
Трупы замерзших турецких солдат. 1877-1878

 

Василий Васильевич Верещагин - Переход колонны М.Д.Скобелева через Балканы. 1877-1878
Переход колонны М.Д.Скобелева через Балканы. 1877-1878

 

Василий Васильевич Верещагин - Пикет на Балканах. Около 1878
Пикет на Балканах. Около 1878

 

Василий Васильевич Верещагин - Солдат на снегу. 1877-1878
Солдат на снегу. 1877-1878

 

Василий Васильевич Верещагин - На Шипке все спокойно. 1878-1879
На Шипке все спокойно. 1878-1879

 

Василий Васильевич Верещагин - Побежденные. Панихида. 1878-1879
Побежденные. Панихида. 1878-1879

 

Василий Васильевич Верещагин - Пикет на Дунае. 1878-1879
Пикет на Дунае. 1878-1879

 

Василий Васильевич Верещагин - Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой). 1883-1888
Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой). 1883-1888

 

Василий Васильевич Верещагин - Шпион. 1878-1879
Шпион. 1878-1879

 

Василий Васильевич Верещагин - Два ястреба (Башибузуки). 1878-1879
Два ястреба (Башибузуки). 1878-1879

 

Василий Васильевич Верещагин - Победители. 1878-1879
Победители. 1878-1879

 

Василий Васильевич Верещагин - Дорога военнопленных. 1879
Дорога военнопленных. 1879

 

Василий Васильевич Верещагин - Место битвы 18 июля 1877 г. перед Кришинским редутом под Плевной. 1877-1880
Место битвы 18 июля 1877 г. перед Кришинским редутом под Плевной. 1877-1880

 

Василий Васильевич Верещагин - Всадник в Джайпуре. Около 1880
Всадник в Джайпуре. Около 1880

 

Василий Васильевич Верещагин - После атаки. Перевязочный пункт под Плевной. 1881
После атаки. Перевязочный пункт под Плевной. 1881

 

Василий Васильевич Верещагин - Перед атакой. Под Плевной. 1881
Перед атакой. Под Плевной. 1881

 

Василий Васильевич Верещагин - Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881
Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881

 

Василий Васильевич Верещагин - Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале). 1878-1881
Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале). 1878-1881

 

Василий Васильевич Верещагин - Пушка. 1882-1883
Пушка. 1882-1883

 

Василий Васильевич Верещагин - Мусульманин-слуга. 1882-1883
Мусульманин-слуга. 1882-1883

 

Василий Васильевич Верещагин - Подавление индийского восстания англичанами. 1884
Подавление индийского восстания англичанами. 1884

 

Василий Васильевич Верещагин - Два еврея. 1883-1884
Два еврея. 1883-1884

 

Василий Васильевич Верещагин - В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884-1885
В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884-1885

 

Василий Васильевич Верещагин - Соломонова стена. 1885
Соломонова стена. 1885

 

Василий Васильевич Верещагин - Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879

 

Василий Васильевич Верещагин - Перед исповедью на паперти сельской церкви. 1888
Перед исповедью на паперти сельской церкви. 1888

 

Василий Васильевич Верещагин - Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888
Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888

 

Василий Васильевич Верещагин - Отставной дворецкий. 1888
Отставной дворецкий. 1888

 

Василий Васильевич Верещагин - Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888
Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888

 

Василий Васильевич Верещагин - Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1888
Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1888

 

Василий Васильевич Верещагин - Старуха-нищенка девяносто шести лет. Около 1891
Старуха-нищенка девяносто шести лет. Около 1891

 

Василий Васильевич Верещагин - Резной столб в трапезной Петропавловско церкви в селе Пучуги Вологодской губернии. 1894
Резной столб в трапезной Петропавловско церкви в селе Пучуги Вологодской губернии. 1894

 

Василий Васильевич Верещагин - Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге. 1894
Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге. 1894

 

Василий Васильевич Верещагин - Икона Николы с верховья реки Пинеги. 1894
Икона Николы с верховья реки Пинеги. 1894

 

Василий Васильевич Верещагин - Северная Двина. 1894
Северная Двина. 1894

 

Василий Васильевич Верещагин - Зырянин. 1893-1894
Зырянин. 1893-1894

 

Василий Васильевич Верещагин - В Городне - пробиваться или отступать. 1887-1895
В Городне — пробиваться или отступать. 1887-1895

 

Василий Васильевич Верещагин - В Успенском соборе. 1887-1895
В Успенском соборе. 1887-1895

 

Василий Васильевич Верещагин - В штыки Ура Ура (Атака). 1887-1895
В штыки Ура Ура (Атака). 1887-1895

 

Василий Васильевич Верещагин - С оружием в руках - расстрелять. 1887-1895
С оружием в руках — расстрелять. 1887-1895

 

Василий Васильевич Верещагин - В Кремле - пожар. 1887-1898
В Кремле — пожар. 1887-1898

 

Василий Васильевич Верещагин - В Петровском дворце (в ожидании мира). 1895
В Петровском дворце (в ожидании мира). 1895

 

Василий Васильевич Верещагин - На большой дороге. Отступление, бегство. 1887-1895
На большой дороге. Отступление, бегство. 1887-1895

 

Василий Васильевич Верещагин - На этапе. Дурные вести из Франции. 1887-1895
На этапе. Дурные вести из Франции. 1887-1895

 

Василий Васильевич Верещагин - Возвращение из Петровского дворца. 1895
Возвращение из Петровского дворца. 1895

 

Василий Васильевич Верещагин - Не замай. Дай подойти. 1887-1895
Не замай. Дай подойти. 1887-1895

 

Василий Васильевич Верещагин - Зарево Замоскворечья. 1896
Зарево Замоскворечья. 1896

 

Василий Васильевич Верещагин - Мыс Фиолент вблизи Севастополя. 1897
Мыс Фиолент вблизи Севастополя. 1897

 

Василий Васильевич Верещагин - Наполеон I на Бородинских высотах. 1897
Наполеон I на Бородинских высотах. 1897

 

Василий Васильевич Верещагин - Входная дверь в церковь под Казбеком. 1897
Входная дверь в церковь под Казбеком. 1897

 

Василий Васильевич Верещагин - Ночной привал великой армии. 1896-1897
Ночной привал великой армии. 1896-1897

 

Василий Васильевич Верещагин - В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле). 1897-1898
В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле). 1897-1898

 

Василий Васильевич Верещагин - Казбек. 1898
Казбек. 1898

 

Василий Васильевич Верещагин - Гора Казбек. 1897-1898
Гора Казбек. 1897-1898

 

Василий Васильевич Верещагин - Маршал Даву в Чудовом монастыре. 1900
Маршал Даву в Чудовом монастыре. 1900

 

Василий Васильевич Верещагин - Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало). 1899-1900
Наполеон и маршал Лористон (Мир во что бы то ни стало). 1899-1900

 

Василий Васильевич Верещагин - Конец Бородинского боя. 1899-1900
Конец Бородинского боя. 1899-1900

 

Василий Васильевич Верещагин - В госпитале. 1901
В госпитале. 1901

 

Василий Васильевич Верещагин - Допрос перебежчика. Около 1901
Допрос перебежчика. Около 1901

 

Василий Васильевич Верещагин - Письмо прервано. 1901
Письмо прервано. 1901

 

Василий Васильевич Верещагин - Письмо осталось неоконченным. 1901
Письмо осталось неоконченным. 1901

 

Василий Васильевич Верещагин - Письмо на родину (Письмо к матери). 1901
Письмо на родину (Письмо к матери). 1901

 

Василий Васильевич Верещагин - Шпион, эпизод из испано-американской войны. 1901
Шпион, эпизод из испано-американской войны. 1901

 

Василий Васильевич Верещагин - Раненый. 1901
Раненый. 1901

 

Василий Васильевич Верещагин - Японка. 1903
Японка. 1903

 

Василий Васильевич Верещагин - Прогулка в лодке. 1903-1904
Прогулка в лодке. 1903-1904

 

Василий Васильевич Верещагин - Японский нищий. Около 1904
Японский нищий. Около 1904

 

Василий Васильевич Верещагин - Японский священник. 1903-1904
Японский священник. 1903-1904

 

Василий Васильевич Верещагин - Шинтоистский храм в Никко. Около 1904
Шинтоистский храм в Никко. Около 1904

 

Василий Васильевич Верещагин - Перед Москвой в ожидании депутации бояр. 1891-1892
Перед Москвой в ожидании депутации бояр. 1891-1892

 

Василий Васильевич Верещагин - Людоед. Конец 1870-х - начало 1880-х
Людоед. Конец 1870-х — начало 1880-х

 

Василий Васильевич Верещагин - Вид Крымских гор
Вид Крымских гор

 

Василий Васильевич Верещагин - Вход в храм Никко
Вход в храм Никко

 

Василий Васильевич Верещагин - В парке
В парке

 

Василий Васильевич Верещагин - Японка. Около 1904
Японка. Около 1904

 

Василий Васильевич Верещагин - Курильские острова
Курильские острова

 

Василий Васильевич Верещагин - Киргизская девушка
Киргизская девушка

 

Василий Васильевич Верещагин - На мосту
На мосту

 

Василий Васильевич Верещагин - Проход Барскаун
Проход Барскаун

 

Василий Васильевич Верещагин - Защита Свято-Троицкого монастыря
Защита Свято-Троицкого монастыря

 

Василий Васильевич Верещагин - Всадники, переплывающие реку
Всадники, переплывающие реку

 

Василий Васильевич Верещагин - Море
Море

 

Василий Васильевич Верещагин - Троицын день. Село Коломенское
Троицын день. Село Коломенское

 

Василий Васильевич Верещагин - Русский лагерь в Туркестане
Русский лагерь в Туркестане

 

Василий Васильевич Верещагин - Сарт
Сарт

 

Василий Васильевич Верещагин - Узбек
Узбек

 

Василий Васильевич Верещагин - Мулла таджик
Мулла таджик

 

Василий Васильевич Верещагин - Китайские всадники
Китайские всадники

 

Василий Васильевич Верещагин - Кульджинский китаец
Кульджинский китаец

 

Василий Васильевич Верещагин - Московский Кремль зимой
Московский Кремль зимой

Добавить комментарий