Все его творчество обращено к духовной стороне жизни человека. Нестеров внес в отечественное искусство совершенно особую щемящую ноту.
60 лет труда, самоотверженного, упорного, каждодневного, отразили его понимание истинного предназначения Святой Руси.
Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Мальчик рос болезненным.
На чем только душа держится — переживали родственники — на ладан дышит. И действительно, спустя два года сердце малыша вовсе перестало биться. Его обрядили, положили на стол под образа, зажгли свечи. Мать положила ему на грудь образок святого Тихона Задонского, начала молится и вдруг Мишенька ожил. Все несказанно обрадовались, начали благодарить бога, святого Тихона и преподобного Сергия Радонежского, которого в семье очень любили и почитали.
В 1874 году двенадцатилетний юноша поступает в московское Реальное училище К. П. Воскресенского. На втором году учебы он посетил пятую выставку художников-передвижников. Картины знаменитых русских мастеров его ошеломили. Особенно поразила юного Михаила «Украинская ночь» Куинджи. Нестеров был настолько восхищен увиденным, что по возвращению в пансион был полон решимости посвятить себя рисованию.
В 1877 юный художник поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился три года. «Я не знал тогда, — писал художник в последствии, — каких трудов, какой затраты сил, времени потребуется чтобы преодолеть все преграды и встать в ряды избранников». Учился Михаил Нестеров вместе с Исааком Левитаном и братьями Коровиными. Преподавали в училище знаменитые Илларион Михайлович Пряничников и Василий Григорьевич Перов.
В 1881 году Нестеров перебрался в Петербург, в Академию Художеств. Здесь царили консерватизм и рутина. Молодой художник невыносимо скучал, находя утешение только в посещениях Эрмитажа. Окончательно разочаровавшись в Академии, Михаил Васильевич вернулся в Москву.
Лето 1883 года он проводит в Уфе, где знакомится с М. И. Мартыновской, своей будущей женой.
С 1884 года, живя и работая в Москве, художник пишет в основном жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» и «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным». В то же время Нестеров трудится над иллюстрациями для книг и журналов.
В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» он получает звание свободного художника, а в следующем году за полотно «До государя челобитчики» удостаивается звания классного художника. К концу 80-х, благодаря своим историческим полотнам Нестеров приобретает первую известность у публики.
В 1896 году, спустя год после свадьбы, умерла его супруга Мария, оставив осиротевшего мужа с новорожденной дочерью Ольгой на руках.
«Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание и чувства, и живую душу, словом все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве» — писал художник.
Смерть жены заставила Михаила по-иному взглянуть на мир. Евангельские сюжеты стали основными темами его картин. Святые, монахи и паломники — их главными героями.
«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж. Человека, живущего внутренней жизнью».
На фоне такого осеннего пейзажа в «христовой невесте» появляется женский образ, который пройдет линией по всему творчеству художника.
«С этой картины, — писал живописец, — произошел перелом во мне. Появилось то, что позднее развилось в нечто цельное, определенное, давшее мне свое лицо». Без «христовой невесты» не было бы того художника, имя которому — Нестеров.
Впоследствии критики скажут, что это момент рождения в русском искусстве темы метущейся души, готовой скрыться от мирских волнений и горестей за стенами тихой обители.
По прибрежной тропинке, медленно переставляя ноги, опираясь на палку, бредет древний старец в ветхом монашеском одеянии. Задумчив его взгляд, обращенный в неведомые глубины. Природа на полотне не только безгрешна, в ней полнее, чем в чем либо, чувствуется непостижимая цельность божественной гармонии. Уйти от мирской суеты, слиться с природой, вознести вместе с нею хвалу творцу, пребывать в тишайшем созерцании – вот путь, избранный русскими пустынниками. Картина была куплена самим Третьяковым еще до показа ее широкой публике, что было настоящим признанием, о котором только могли мечтать начинающие живописцы. На деньги, полученные от Третьякова, Нестеров отправляется за границу. Он побывает в Австрии, посетит Италию, Францию и Германию. Для своей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) Нестеров долго искал прообраз отрока, пока не встретил бледную девочку, с большими изумленными глазами и худенькой фигуркой. Картина стала сенсацией, а художник открыл цикл полотен, посвященных православному святому преподобному Сергию Радонежскому.
Над триптихом о преподобном Сергии живописец трудился долгие десять лет. В своих работах художник писал Святую Русь, где человек и природа одухотворены и едины в общей молитве. Свыше 22 лет своей жизни Нестеров отдал росписи храмов и иконописи.
Именно храмовая роспись принесла Нестерову широкую известность. Однако сам он весьма сурово высказывался о своей церковной живописи. Новаторством для фресковой живописи того времени стало написание художником святых на фоне природы. В 1898 году мастер получает приглашение цесаревича Георгия, брата Николая II, расписать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии.
В это время с дочерью художника Ольгой, достигшей двенадцатилетнего возраста, случилось несчастье. Девочка тяжело заболела скарлатиной и находилась при смерти…
Нестеров все это время был на грани срыва. Дочь являлась для него последней надеждой на счастье в этой жизни. Спустя пять месяцев горячки, к великой радости, девочка поправилась и вернулась к жизни.
В 1901 году художник посещает Соловецкий монастырь. В это время Нестеров вынашивает замысел знаковой для себя картины «Святая Русь». На киевском показе «вчерне» законченной «Святой Руси» живописец знакомится с пришедшей на просмотр Екатериной Петровной Васильевой. Вскоре она стала его женой, от брака с которой родилась дочь Настя.
В 1905, в год революционных бунтов, Нестеров присоединяется к монархическому движению «Союз русского народа».
В том же году в Париже, куда художник отправился со своей женой и старшей дочерью, Нестеров получает известие о кончине младшей дочери Насти. Эти новые душевные страдания живописец переживает, погружаясь с головой в работу. Октябрьская революция подвела свой итог в жизни 55-летнего художника. Во время Гражданской войны семья Нестеровых перебирается на Кавказ. В 1918 году, оказавшись в Армавире, он захворал, и долгое время не мог писать. Возвращение в столицу состоялось только в 1920 г. При советской власти художник уже не мог открыто писать библейские сюжеты и в своем творчестве переключается на портретную живопись. Однако лицам на его портретах присуща все та же одухотворенность, что и в ранних его работах.
Что удивительно, Нестеров избегал брать заказы на портреты, предпочитая независимость в творческом процессе, и никогда не шел на сделку с совестью.
Это были тяжелые времена. Советские репрессии не обошли стороной и семью Нестеровых. В 1938 году состоялся арест Михаила Васильевича. Две недели живописца продержали в Бутырской тюрьме. По подозрению в шпионаже был задержан и расстрелян зять художника, известный московский юрист. Дочь Ольгу отправили в ссылку в Джамбул. Можно сказать, что народная любовь к Нестерову оберегла художника от иных репрессивных действий власти по отношению к нему.
Известен факт телефонного разговора в 1940 году живописца со Сталиным. На вопрос вождя, когда художник сможет написать его портрет, Нестеров ответил, что видимо никогда, потому-что ему давно не нравиться лицо Иосифа Виссарионовича. Как не странно, Сталин оценил прямоту живописца и этот разговор остался для Нестерова без последствий.
В 1941 г. за портрет академика И. П. Павлова художнику была присуждена Сталинская премия. А 18 октября 1942 года Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице. До последних дней жизни художник продолжал рисовать.
Михаил Нестеров. Картина «Видение отроку Варфоломею» (краткое описание)
В своих картинах 1890–х годов М. В. Нестеров часто возвращается к образу преподобного Сергия Радонежского, который воплощал для художника чистую и праведную жизнь.
Самым значительным полотном цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею», где Сергий Радонежский изображен еще не святым, а отроком Варфоломеем, маленьким пастушонком. Произведение впервые было представлено широкой публике на восемнадцатой Передвижной выставке.
Сюжетной линией к картине послужило религиозное предание: по поручению отца отрок Варфоломей отправился в поле за лошадьми. Мальчик любил уединение, поэтому с радостью отправился за жеребятами. На своем пути, под старым дубом, он заметил незнакомого ему удивительного старца-черноризца, погруженного в молитву. То был ангел господень, представший в образе монаха. Потрясенный увиденным, отрок подошел к нему, а тот, по окончании молитвы, благословил юношу и спросил чего тот хочет. Не знавший грамоты, но страстно желающий изучать слово Божие, Варфоломей ответил, что больше всего хотел бы получить разум к учению. Старец сотворил за него молитву и дал вкусить просфоры, сообщив, что просьба его будет исполнена.