Нестеров Михаил Васильевич. Святая Русь

Все его творчество обращено к духовной стороне жизни человека. Нестеров внес в отечественное искусство совершенно особую щемящую ноту.

60 лет труда, самоотверженного, упорного, каждодневного, отразили его понимание истинного предназначения Святой Руси.

Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Мальчик рос болезненным.

На чем только душа держится — переживали родственники — на ладан дышит. И действительно, спустя два года сердце малыша вовсе перестало биться.  Его обрядили, положили на стол под образа, зажгли свечи. Мать положила ему на грудь образок святого Тихона Задонского, начала молится и вдруг Мишенька ожил. Все несказанно обрадовались, начали благодарить бога, святого Тихона и преподобного Сергия Радонежского, которого в семье очень любили и почитали.

В 1874 году двенадцатилетний юноша поступает в московское Реальное училище К. П. Воскресенского. На втором году учебы он посетил пятую выставку художников-передвижников. Картины знаменитых русских мастеров его ошеломили. Особенно поразила юного Михаила «Украинская ночь» Куинджи. Нестеров был настолько восхищен увиденным, что по возвращению в пансион был полон решимости посвятить себя рисованию.
 
 

 
 
В 1877 юный художник поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился три года.

«Я не знал тогда, — писал художник в последствии, — каких трудов, какой затраты сил, времени потребуется чтобы преодолеть все преграды и встать в ряды избранников».Учился Михаил Нестеров вместе с Исааком Левитаном и братьями Коровиными. Преподавали в училище знаменитые Илларион Михайлович Пряничников и Василий Григорьевич Перов.

В 1881 году Нестеров перебрался в Петербург, в Академию Художеств. Здесь царили консерватизм и рутина. Молодой художник невыносимо скучал, находя утешение только в посещениях Эрмитажа. Окончательно разочаровавшись в Академии, Михаил Васильевич вернулся в Москву.
Лето 1883 года он проводит в Уфе, где знакомится с М. И. Мартыновской, своей будущей женой.
С 1884 года, живя и работая в Москве, художник пишет в основном жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» и «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным». В то же время Нестеров трудится над иллюстрациями для книг и журналов.
В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» он получает звание свободного художника, а в следующем году за полотно «До государя челобитчики» удостаивается звания классного художника. К концу 80-х, благодаря своим историческим полотнам Нестеров приобретает первую известность у публики.

В 1896 году, спустя год после свадьбы, умерла его супруга Мария, оставив осиротевшего мужа с новорожденной дочерью Ольгой на руках.

 

Автопортрет. 1915

«Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание и чувства, и живую душу, словом все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве» — писал художник.
Смерть жены заставила Михаила по-иному взглянуть на мир. Евангельские сюжеты стали основными темами его картин. Святые, монахи и паломники —  их главными героями.
«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж. Человека, живущего внутренней жизнью».
На фоне такого осеннего пейзажа в «христовой невесте» появляется женский образ, который пройдет линией по всему творчеству художника.

«С этой картины, — писал живописец, — произошел перелом во мне. Появилось то, что позднее развилось в нечто цельное, определенное, давшее мне свое лицо».Без «христовой невесты» не было бы того художника, имя которому — Нестеров.

Впоследствии критики скажут, что это момент рождения в русском искусстве темы метущейся души, готовой скрыться от мирских волнений и горестей за стенами тихой обители.

 

Девушка у пруда
Следующим значимым произведением, подтвердившим творческую зрелость художника, стала картина «Пустынник».
По прибрежной тропинке, медленно переставляя ноги, опираясь на палку, бредет древний старец в ветхом монашеском одеянии. Задумчив его взгляд, обращенный в неведомые глубины. Природа на полотне не только безгрешна, в ней полнее, чем в чем либо, чувствуется непостижимая цельность божественной гармонии. Уйти от мирской суеты, слиться с природой, вознести вместе с нею хвалу творцу, пребывать в тишайшем созерцании – вот путь, избранный русскими пустынниками.

Картина была куплена самим Третьяковым еще до показа ее широкой публике, что было настоящим признанием, о котором только могли мечтать начинающие живописцы. На деньги, полученные от Третьякова, Нестеров отправляется за границу. Он побывает в Австрии, посетит Италию, Францию и Германию.

Для своей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) Нестеров долго искал прообраз отрока, пока не встретил бледную девочку, с большими изумленными глазами и худенькой фигуркой. Картина стала сенсацией, а художник открыл цикл полотен, посвященных православному святому преподобному Сергию Радонежскому.
Над триптихом о преподобном Сергии живописец трудился долгие десять лет. В своих работах художник писал Святую Русь, где человек и природа одухотворены и едины в общей молитве. Свыше 22 лет своей жизни Нестеров отдал росписи храмов и иконописи.

 

Святая Русь. 1901-1905
В Киеве он расписывал Владимирский собор вместе с еще одним выдающимся живописцем той эпохи — Васнецовым.
Именно храмовая роспись принесла Нестерову широкую известность. Однако сам он весьма сурово высказывался о своей церковной живописи. Новаторством для фресковой живописи того времени стало написание художником святых на фоне природы.

В 1898 году мастер получает приглашение цесаревича Георгия, брата Николая II, расписать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии.
В это время с дочерью художника Ольгой, достигшей двенадцатилетнего возраста, случилось несчастье. Девочка тяжело заболела скарлатиной и находилась при смерти…
Нестеров все это время был на грани срыва. Дочь являлась для него последней надеждой на счастье в этой жизни. Спустя пять месяцев горячки, к великой радости, девочка поправилась и вернулась к жизни.
В 1901 году художник посещает Соловецкий монастырь. В это время Нестеров вынашивает замысел знаковой для себя картины «Святая Русь». На киевском показе «вчерне» законченной «Святой Руси» живописец знакомится с пришедшей на просмотр Екатериной Петровной Васильевой. Вскоре она стала его женой, от брака с которой родилась дочь Настя.
В 1905, в год революционных  бунтов,  Нестеров присоединяется к монархическому движению «Союз русского народа».
В том же году в Париже, куда художник отправился со своей женой и старшей дочерью, Нестеров получает известие о кончине младшей дочери Насти. Эти новые душевные страдания живописец переживает, погружаясь с головой в работу.

Октябрьская революция подвела свой итог в жизни 55-летнего художника. Во время Гражданской войны семья Нестеровых перебирается на Кавказ. В 1918 году, оказавшись в Армавире, он захворал, и долгое время не мог писать. Возвращение в столицу состоялось только в 1920 г.

При советской власти художник уже не мог открыто писать библейские сюжеты и в своем творчестве переключается на портретную живопись. Однако лицам на его портретах присуща все та же одухотворенность, что и в ранних его работах.
Что удивительно, Нестеров избегал брать заказы на портреты, предпочитая независимость в творческом процессе, и никогда не шел на сделку с совестью.
Это были тяжелые времена. Советские репрессии не обошли стороной и семью Нестеровых. В 1938 году состоялся арест Михаила Васильевича. Две недели живописца продержали в Бутырской тюрьме. По подозрению в шпионаже был задержан и расстрелян зять художника, известный московский юрист. Дочь Ольгу отправили в ссылку в Джамбул. Можно сказать, что народная любовь к Нестерову оберегла художника от иных репрессивных действий власти по отношению к нему.
Известен факт телефонного разговора в 1940 году живописца со Сталиным. На вопрос вождя, когда художник сможет написать его портрет, Нестеров ответил, что видимо никогда, потому-что ему давно не нравиться лицо Иосифа Виссарионовича. Как не странно, Сталин оценил прямоту живописца и этот разговор остался для Нестерова без последствий.
В 1941 г. за портрет академика И. П. Павлова  художнику была присуждена Сталинская премия.

А 18 октября 1942 года Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице. До последних дней жизни художник продолжал рисовать.

 

Девочка в белом платье и с цветком

 

Голова монаха

 

Адриатическое море. 1893

 

Алеша Нестеров. 1919

 

Амазонка. (Портрет дочери). 1906

 

Ангел, сидящий на гробе. 1908-1911

 

Ангел, сидящий на гробе. 1908-1911

 

Апостол Лука. 1909

 

Апостол Марк. 1909

 

Апостол Матфей. 1909

 

Архангел Гавриил

 

Автопортрет. 1928

 

Автопортрет. 1928 (2)

 

Бахчисарай. 1932

 

Барка на Волге

 

Благоверный князь Александр Невский

 

Благовещение. 1914

 

Благовещение. Дева Мария. 1910-1911

 

Богоматерь. 1900-1910-е

 

Богоматерь и Святой Иоанн. 1899

 

Богоматерь с Младенцем. 1890

 

Богоматерь Умиление. 1906

 

Больная девушка. 1928

 

Дали

 

Дева Мария

 

Девушка. 1888

 

Девушка-нижегородка. 1887

 

Девушка в черном сарафане. 1910-1916

 

Девушка в кокошнике

 

До государя челобитчики. 1886

 

Домашний арест. 1883

 

Домик в Уфе. 1884

 

Дуб. 1889

 

Думы. 1900

 

два лада
Голова царевны. Этюд к картине Два лада. 1905

 

Голгофа. 1899

 

Голова девочки. 1889

 

Голова князя. 1905

 

Голова молодой женщины

 

Горы

 

Выбор царской невесты. 1887

 

В осеннем лесу

 

В скиту. 1915

 

В снежки. 1879

 

В Уфе

 

Вечерний звон. 1910

 

Вечерний звон (Скитник). 1909

 

Великий постриг. 1898

 

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

 

Весенний пейзаж. 1890-е

 

Весна-красна. 1922

 

Видение отроку Варфоломею. 1889

 

Михаил Нестеров. Картина «Видение отроку Варфоломею» (краткое описание)

В своих картинах 1890–х годов М. В. Нестеров часто возвращается к образу преподобного Сергия Радонежского, который воплощал для художника чистую и праведную жизнь.

Самым значительным полотном цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею», где Сергий Радонежский изображен еще не святым, а отроком Варфоломеем, маленьким пастушонком. Произведение впервые было представлено широкой публике на восемнадцатой Передвижной выставке.

Сюжетной линией к картине послужило религиозное предание: по поручению отца отрок Варфоломей отправился в поле за лошадьми. Мальчик любил уединение, поэтому с радостью отправился за жеребятами. На своем пути, под старым дубом, он заметил незнакомого ему удивительного старца-черноризца, погруженного в молитву. То был ангел господень, представший в образе монаха. Потрясенный увиденным, отрок подошел к нему, а тот, по окончании молитвы, благословил юношу и спросил чего тот хочет. Не знавший грамоты, но страстно желающий изучать слово Божие, Варфоломей ответил, что больше всего хотел бы получить разум к учению. Старец сотворил за него молитву и дал вкусить просфоры, сообщив, что просьба его будет исполнена.

 

Видение отроку Варфоломею. Вариант

 

Воскресение. 1894

 

Воскресение Христа. 1922
Воскресение Христово. 1890

 

Женская голова. 1921-1922

 

Женская фигура

 

Женскии портрет. 1990-1910-е

 

Женщина в узорном платке. 1901-1905

 

Женщина с посохом. 1914

 

Жены-мироносицы

 

Жертва приятелей. 1881

 

За Волгой. 1905

 

За Волгой

 

За приворотным зельем. 1888

 

За приворотным зельем. 1888. Вариант

 

Зима в монастыре. 1904

 

Знаток. 1884

 

Избрание Михаила Федоровича на царство (Призвание Михаила Федоровича на царство). 1886

 

Капри. Весна. 1908

 

Капри. Вход в монастырь. 1908

 

Капри. Море. 1908

 

Кипарисы. 1928

 

Кисловодск. 1928

 

Кремль зимой. 1897

 

Лес

 

Лето. 1905

 

Лисичка (Три старца). 1915

 

Лисичка. 1914

 

Молчание. 1903

 

Монах. 1913

 

Монахиня. 1897-1898

 

Монахиня. 1925

 

Монашка. 1909

 

Мужской портрет

 

Мученик князь Борис. 1892

 

Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина. 1921-1922

 

На Волге

 

На родине Аксакова. 1906

 

На родине Аксакова. 1914

 

На Руси (Душа народа). 1914-1916

 

На Руси. 1914

 

Наташа Нестерова на садовой скамейке

 

Начало весны (Ранняя весна). 1905

 

Несение креста. 1912

 

Одиночество. 1932

 

Окрестности Кисловодска. 1930-е

 

Опушка леса

 

Осенний пейзаж. 1906

 

Осенний пейзаж. 1934

 

Осень в деревне. 1942

 

Отрок Варфоломей. 1889

 

Отрок Варфоломей (2). 1889

 

Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932

 

Папские послы у Ивана Грозного. 1884

 

Пасхальное заутренне

 

Пейзаж с елками. 1897

 

Пейзаж с избой и мостиком. Начало 1880-х

 

Пейзаж с озером

 

Пейзаж с прудом и церковью

 

Пейзаж с рекой. 1911

 

Пейзаж с рекой

 

Пейзаж. 1909

 

Пейзаж. 1917

 

Под Благовест. 1895

 

Покров Богоматери. 1914

 

Портрет А. М. Щепкиной. 1925

 

Портрет академика А. Н. Северцова. 1925

 

Портрет академика физиолога И. П. Павлова

 

Портрет академика А. Н. Северцова

 

Портрет архитектора А. В. Щусева. 1941

 

Портрет В. Г. Черткова. 1935

 

Портрет В. И. Нестерова. 1877

 

Портрет В. М. Нестеровой. 1928

 

Портрет девушки. Около 1910

 

Портрет Е. П. Нестеровой за вышиванием. 1909

 

Портрет Е. П. Разумовой. 1936

 

Портрет жены, Е. П. Нестеровой. 1905

 

Портрет жены, Е. П. Нестеровой. 1906

 

Портрет И. П. Павлова. 1930

 

Портрет княгини Н. Г. Яшвиль. 1905

 

Портрет Л. Н. Толстого. 1907

 

Портрет Л. Н. Толстого. 1918

 

Портрет М. И. Нестеровой, первой жены художника. 1886

 

Портрет М. М. Нестеровой. Конец 1870-х

 

Портрет Максима Горького

 

Портрет Марии Высоцкой. 1880-е

 

Портрет Марии Ивановны Нестеровой в подвенечном уборе. 1886

 

Портрет Н. А. Ярошенко. 1897

 

Портрет Н. М. Нестеровой. 1919

 

Портрет народной артистки К. Г. Держинской. 1937

 

Портрет О.М.Нестеровой, дочери художника. 1905

 

Портрет О. М. Нестеровой

 

Портрет Отто Юльевича Шмидта. 1937

 

Портрет П. Д. Корина

 

Портрет протодьякона Михаила Кузьмича Холомогорова. 1914

 

Портрет С. И. Тютчевой. 1927-1928

 

Портрет священника (С. Н. Дурылин). 1926

 

Портрет скульптора В.И.Мухиной. 1940

 

Портрет скульптора И. Д. Шадра. 1934

 

Портрет хирурга С.С. Юдина. 1933

 

Портрет хирурга С.С.Юдина. 1935

 

Портрет художника В. М. Васнецова. 1925

 

Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных. 1930

 

Портрет художницы Е. С. Кругликовой. 1938

 

Послушница

 

Послушницы на берегу реки. 1920-е

 

Праведная Марфа и праведная Мария. Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы. 1909

 

Праведный Симеон Верхотурский. Середина 1900-х

 

Преподобный Сергий Радонежский. 1891-1899

 

Преподобный Сергий Радонежский

 

Пруд. Около хутора Княгинино. 1906

 

Пустынник и медведь. 1925

 

Пустынник. 1888-1889

 

Пустынник. 1888

 

Путник. 1921

 

Пятигорск

 

Равноапостольный Кирилл. 1893

 

Равноапостольный Мефодий. 1893

 

Распятие. 1908

 

Река Уфимка

 

Река. 1915

 

Река

 

Саваоф с Младенцем иисусом и Духом Святым. 1912-1914

 

Сбор на погорелый храм в Москве. 1885

 

Святая Варвара. 1894

 

Святая княгиня Евдокия

 

Святая равноапостольная княгиня Ольга. 1927

 

Святой Зосима

 

Равноапостольный Кирилл. 1893

 

Святой князь Глеб. 1891

 

Святой Пафнутий Боровский. 1890

 

Сенокос. 1925

 

Сказание о невидимом граде Китеже. 1917-1922

 

Скирды. 1910-е

 

Скитник. 1909

 

Соловки. 1917

 

Сошествие во ад. 1897

 

Старец. Раб Божий Авраамий. 1914-1916

 

Старый и малый

 

Старый художник. 1884

 

Странники. За Волгой

 

Соловки. 1917

 

Тишина. 1888

 

Три всадника (Легенда). Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры. 1932

 

Троица Ветхозаветная. 1897

 

Троицын день. 1881

 

Труды преподобного Сергия. 1896-1897

 

Труды преподобного Сергия. 1896

 

Труды преподобного Сергия

 

У озера. 1921

 

Уральский пейзаж. 1900-е

 

Философы (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский). 1917

 

Фленушка. 1920-е

 

Христова невеста. 1913

 

Христос у Марфы и Марии. 1908-1911

 

Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926

 

Царевич Дмитрий. 1924

 

Царевна. 1887

 

Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным. 1885

 

Экзамен в сельской школе. 1884

 

Элегия (Слепой музыкант). 1928

 

Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897

 

Юность Сергия. 1891

 

Юноша со свечой. 1885
кабинет отца

 

мальчик-неаполитанец. 1889

 

голова молящегося юноши — 1891

 

Воскресение Христово. 1890

 

пастушок. 1922

 

Явление Богоматери. 1910-е

 

странник Иисус

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *