Бугро Вильям-Адольф – сын лавочника, избравший своим ремеслом кисть и краски, и добившийся на этом поприще мировой славы. От своего дяди священника он перенял любовь к искусству и литературе, а также открыл для себя всю красоту Евангельских историй. Его восхищали великие мастера Ренессанса и в своем творчестве он стремился соответствовать канонам академической живописи. Многие его полотна – диалог во времени со знаменитыми картинами Возрождения, виртуозная интерпретация библейский и античных сюжетов.
Любящий муж и отец, познавший семейную идиллию и годы безмятежного счастья, равно как и время скорби и утрат, схоронив свою первую жену и четырех из пяти детей.
Во времена франко-прусской войны его гражданская позиция заставила отложить в сторону кисть и взяться за оружие для защиты осажденного Парижа и идеалов Парижской Коммуны.
Он удостоен звания офицера Почетного легиона и избран членом Французской Академии художеств.
Его картины своим масштабом, глубиной проработки мельчайших деталей, блестящей передачей образов и высочайшей техникой исполнения восхищали одних, и вызывали порицание у других опять же за чрезмерную натуралистичность написания, в том числе и обнаженной натуры.
Родился Адольф-Вильям Бугро 30 ноября 1825 года в Ла-Рошель — небольшом городке на западе Франции.
Родители Вильяма, отец Теодор Бугро и мать Мария Бонин, были протестантами, исповедующими кальвинизм. Они безотлагательно крестили сына в церкви «своей» веры, хотя в пять лет обратили Вильяма в католичество. Причиной тому был дядя-священник маленького Бугро по линии отца – Эжен. Во многом его стараниями был подмечен и поддержан талант мальчика к живописи.
В 1830 году город Пон стал новой родиной Вильяма, где тот проходил обучение живописи в школе по настоянию Эжена Бугро под началом ученика живописца-академиста Энгра – Луи Сажа.
Отец Вильяма, несмотря на мнение Эжена, видел в сыне последователя своего дела. Однако мальчик жил исключительно живописью. Благодаря авторитетным покупателям и друзьям отца, радеющим за творческое будущее художника, Бугро старший отпустил сына в Бордо, где юношу ждали занятия в Школе изящных искусств.
Однако, обучение творческой профессии Вильям вынужденно совмещал с занятиями по торговому профилю, дабы не гневить отца. Занятия живописью – по утрам, а вечерами его ждали «занятия» иного рода в лавке отца.
Вопреки отцовской мечте весы окончательно качнулись в сторону живописи после победы Вильяма в школьном конкурсе. Полотно с исторической тематикой заняло первое место, опередив работы тех, кто занимался живописью гораздо дольше его. Тогда юноше исполнилось девятнадцать.
Успехи в живописи одновременно ухудшили отношения с отцом, что ставило крест на дальнейшем обучении в парижской академии. Нужны были деньги, а их источник – разгневанный Бугро старший, — теперь был «закрыт». И вновь в судьбе художника возникает Эжен. Его предприимчивость заставила племянника писать не покладая рук портреты тех клиентов, которых выискивал дядюшка.
Итогом работы на заказ стали 33 написанных портрета, 900 заработанных франков и перспектива наконец-то уехать в столицу.
Париж… Апрель… Бугро уже 21 год. Он поступает в распоряжение Франсуа-Эдуара Пико – французского живописца, представителя неоклассицизма, — и одновременно учится в Школе изящных искусств.
Его творчество постепенно приобретало узнаваемые черты – свет, обилие сочных цветов, работа в масштабе, фотографическая точность натуры, необычный ракурс, игра с мимикой героев.
Для достижения большей достоверности в своих картинах Вильям изучал исторические костюмы, археологию, принимал участие в анатомических вскрытиях.
Бугро наравне с обучением неоднократно принимал участие в конкурсах. Одним из них стал тот самый на соискание Римской премии, к которому художник написал знаменитую «Зенобию, найденную на берегу Аракса» (1850). Его работа впечатлила членов жюри гораздо меньше нежели полотно Бодри, его конкурента. Наградой за победу была премия в размере 4000 франков с обучением в Римском филиале Французской академии. Однако в Италию мало кто соглашался выезжать по причине революционных волнений в последней, и вакансия в филиале академии пустовала. Вильям вызвался добровольцем и уехал.
Римский период художника стал новым этапом в его становлении. Он путешествует по Италии и много времени проводит, изучая шедевры великих предшественников. Копирует их полотна, осваивая их технику и манеру письма.
В первой половине 1850-х работы Бугро пронизаны античными и религиозными сюжетами, а грандиозность и масштаб полотен приносят свои плоды.
Он получил ряд заказов на монументальные работы, в частности, для парижских церквей Бугро исполнил цикл сцен из жития святых. А для виллы Монлуна в Ла-Рошели Бугро написал знаменитый «Танец».
Также художник работал над оформлением парижских отелей (Орфей на морском коньке; Вакханка на пантере; Любовь, Фортуна, Дружба; Триумф Венеры). В 1857 эти работы были представлены на парижском Салоне, прежде чем их вмонтировали в здания.
К концу 1850-х в коллекции Вильяма стали чаще появляться женские образы с аллегоричным подтекстом. Они перемежались с жанровыми картинами, которые пользовались успехом у клиентов. А хороший заработок пришелся кстати для содержания быстрорастущей семьи художника.
В 1856 году Вильям обручился с Мари-Нелли Моншаблон, а спустя год у супругов родился первенец – дочь Генриетта, одна из пяти детей Бугро.
Вместе с семейными передрягами, связанными с рождением второй дочери Жанны и погружением в семейную идиллию, бытовые полотна были забыты, и в 1862 году мастер написал лишь два полотна по мифологическим сюжетам. Одной из них стала работа «Орест, преследуемый эриниями».
В 1864 году появилась Вакханка – первая картина из большой череды полотен Бугро, написанная в жанре Ню.
Примечательно, что натурщицам, позировавшим для картин мастера, позволялось играть, беседовать и передвигаться по мастерской, а не стоять стоймя посреди аудитории во время позирования.
Видимо такой прием наделил героинь полотен особой живостью, точным копированием настроения, взгляда.
Сравнивая палитру Бугро в ранних работах с серединой его творчества, напрашивается вывод о перемене в сторону зефирно-ванильных нот, белизны, обилия света и прохлады. Невесомая кожа женщин практически прозрачна и звонка, как фарфор. Купидоны вторят им в своем отображении. Композиция творений Бугро начинает перекликаться со стилем рококо с его безмятежностью и вечной веселостью на фоне житейских передряг.
Особой нишей в коллекции Вильяма Бугро выделяется тема материнства и детства, представленная чередой замечательных картин («Молодая мать, наблюдающая за спящим ребенком», «Младший брат», «Маленькая воришка» и др.). Это трепетные трогательные работы. Они пронзают такой реалистичностью, что кажется вот-вот выпустят за край композиции того, кто так живо написан, дышит и всматривается в обывателя… Причем, для «Младшего брата» автору позировали его старшая дочь Генриетта и младший сын Поль.
Безмятежная жизнь счастливой семьи была прервана в 1866 году. Умерла Джейн – дочь Бугро. Откликом на смерть ребенка стало появление полотна «Молитва». Сюжет работы прост и до боли понятен – мать и больная дочь проводят ночь в безустанных молитвах за здравие девочки…
Чтобы избавиться от депрессии Бугро начинает много путешествовать по Бельгии, заезжает в Швейцарию и занимается строительством дома с собственной мастерской на юге Парижа.
Позже, в 70-ых годах девятнадцатого столетия, Вильяма настигает новая череда потерь: смерть старшего сына Жоржа, смерть супруги через год после рождения сына Мориса в 1877 году, и кончина самого мальчика летом в том же году…
Вереница смертей отразилась на характере полотен художника. Он обратился к религиозным сюжетам, отдав предпочтение сценам скорби и безвозвратных потерь. Перенеся собственные переживания на холст, Бугро подарил зрителю полотно «Пьета», в котором Мария держит на руках истерзанное тело Христа.
Отойдя от канонов античной живописи, художник окружил главных героев ангелами, скорбящими по Иисусу. Автор оживил Святую Марию — написал воспаленные глаза и горошины слез, стекающие по лицу. Подчеркнул тем самым личную драму матери, как простой земной женщины.
Где-то с 1875 года Бугро преподает живопись в Академии Жюльена. Впоследствии одна из студенток, посещающих его лекции, американка Элизабет Джейн станет второй женой живописца.
Дальнейшее творчество Бугро было тесно связано с символизмом. Теперь переживания и радость своих героев автор передавал чрез предметы и вкрапления вспомогательных персонажей («Видение весны» (1901г.), «Шепот Любви» (1889г.), «Юность» (1893г.) и др.). Такие работы напоминали теплую счастливую сказку, давая возможность собственного прочтения картины зрителем.
Последний период пути Бугро был очень скупым. Писал он мало, обращался в основном к портретной живописи под заказ. Появление отличного от классической живописи направления импрессионизма Вильям принял «в штыки». Он признал новое течение уродливым и ломающим закономерности классического письма.
Он постоянно конфликтовал. Одной из стычек стала ссора с Матиссом, которого Бугро упрекнул в неумении держать карандаш и незнании основ перспективы.
Пытались уколоть и Бугро за его слишком «выглаженное» письмо и работу по заведенному распорядку. Хотя сам Вильям и не скрывал, что он – аскет и приверженец старой школы, тщательно подходящий к написанию своих полотен. Он готовил массу эскизов, прорабатывал в цвете каждую деталь, менял ракурс и находил свое, прежде чем приступать к основной работе.
Вильям-Адольф отвергал теорию и остался верным собственному убеждению в том, что только с практикой можно развить мастерство.
Последние двадцать лет жизни Бугро не были творчески плодовитыми. Вильям большую часть времени занят преподаванием и организационными делами. Живопись его последних десяти лет жизни не отличалась какими-либо новыми темами.
В 1900 году находящегося уже в преклонном возрасте Бугро настигает новый удар судьбы – смерть любимого сына Поля от туберкулеза в расцвете сил. Потеря совершенно выбила отца из колеи. Он превратился в заядлого курильщика. Пытаясь совмещать творчество с «заеданием» горя и спиртным, Бугро стремительно старел и увядал.
В 1902 году у художника проявились первые проблемы с сердцем. Ведя затворническую жизнь и редко выходя из дому, художник окончательно ухудшил свое здоровье.
Скончался великий живописец в Ла-Рашеле на восьмидесятом году жизни. Это был август 1905 года.
После себя Бугро оставил богатое наследие, которое, однако, из-за повального увлечения публики модернизмом и провозглашения новых авторитетов в живописи было забыто. Заново открыли гений Бугро лишь спустя десятилетия и дали новую оценку его творчеству.
Сегодня его картины — образец французской академической живописи XIX столетия.
Адольф Уильям Бугро. Картина «Данте и Вергилий в Аду» (краткое описание)
Одним из первых живописных произведений, написанных мастером в Италии, стало большое полотно «Данте и Вергилий в Аду» (1850г).
Картина стала отличной иллюстрация к поэме Данте Алигьери, а вместе с тем образом истинного мастерства Бугро в написании разнохарактерных героев, страстей, сложных положений тел, использования контраста палитры и игры светотени.
Большой размер холста (281 X 225) соответствовал предназначению картины. Художник написал эту работу для парижского Салона, где она должна была покорить сердца столичной публики. Безусловно, не единожды посещавший Лувр Бугро был знаком со знаменитой картиной «Данте и Вергилий» Эжена Делакруа и знал, как радушно принимала ее публика.
Обращаясь к сюжету «Божественной комедии», Бугро попытался превзойти Делакруа по накалу страстей. И ему вполне удалось создать подлинное царство греха. Безудержная ярость, с которой один грешник, подобно дикому зверю, впивается зубами в горло другому, заставляет поверить в необузданные жестокие силы, царящие в аду.
Глубокое знание художником анатомии человеческого тела позволяет говорить о нем как о мастере, для которого не было ничего невозможного.